Введение
Глава 1. Предмет, функции, формы и задачи государственного финансового контроля
1.1 Характеристики основных форм и методов финансового контроля
1.2 Система взаимодействия органов финансового контроля
Глава 2. Анализ практики взаимодействия органов государственного финансового контроля при проведении контрольных мероприятий
2.1 Анализ результативности деятельности Счётной палаты РФ
2.2 Анализ результативности деятельности УФНС России по Москве
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов государственного финансового контроля при проведении контрольных мероприятий
3.1 Проблемы разграничения полномочий и взаимодействия органов финансового контроля
3.2 Перспективы взаимодействия органов финансового контроля
Заключение
Список использованных источников и литературы
Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.
Степень изученности темы. В настоящее время исследованием вопросов государственного финансового контроля в зарубежных странах занимаются А.Н. Козырин и А.Д. Соменков. Данной проблематике также посвящены работы М.В. Васильевой, Л.Н. Ивановой, Г.П. Толстопятенко, Н.Ю. Трещетенковой, Л.М. Самойловой.
В то же время практически не исследованными остаются общие проблемы организации и осуществления бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации, состояние и перспективы их развития, что в значительной степени и обусловливает тему настоящего исследования.
Целью данной курсовой работы является провести анализ и предложить пути совершенствования взаимодействия органов государственного финансового контроля при проведении контрольных мероприятий.
Для достижения указанной цели, в работе предстоит решить следующие задачи:
- изучить предмет, функции, формы и задачи государственного финансового контроля;
- дать характеристику основных форм и методов финансового контроля;
- раскрыть систему взаимодействия органов финансового контроля;
- провести анализ практики взаимодействия органов государственного финансового контроля при проведении контрольных мероприятий;
- провести анализ результативности деятельности Счётной палаты РФ;
- провести анализ результативности деятельности УФНС России по Москве;
- исследовать проблемы и предложить пути совершенствования взаимодействия органов государственного финансового контроля при проведении контрольных мероприятий;
- выявить проблемы разграничения полномочий и взаимодействия органов финансового контроля;
- раскрыть перспективы взаимодействия органов финансового контроля.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе реализации государством и органами местного самоуправления контрольных полномочий в сфере бюджетной деятельности.
Предметом исследования является процесс взаимодействия органов государственного финансового контроля при проведении контрольных мероприятий.
Исследование проводилось с использованием общенаучных методов – системности и логического анализа, которые позволили выявить основные тенденции и закономерности в развитии изучаемого объекта.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Структурными элементами работы являются: введение, три главы, состоящие из двенадцати параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Предмет, функции, формы и задачи государственного финансового контроля
1.1 Характеристики основных форм и методов финансового контроля
Состояние государственных финансов непосредственно влияет на экономическое и социальное развитие всего общества. Поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, связанные с формированием и использованием государственных средств. Оно является главным заказчиком финансового контроля и основным пользователем его информации.
Государственный контроль формируется в различных направлениях, но реализация его идет от имени и в интересах государства. Функциональная сущность контроля вытекает из объективной необходимости осуществлять мониторинг процессов управления объектами с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, а также результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения неблагоприятных последствий и осуществления корректировки действий.
Для того чтобы понять сущность государственного финансового контроля и подчеркнуть его значение, необходимо определить, что же такое контроль.
Под контролем в узком смысле (т. е. как функции управления или как стадии процесса управления) принято понимать совокупность следующих действий[1]:
- определение фактического состояния управляемого звена или действия системы управления организацией (объекта контроля);
- сравнение фактических данных с требуемой базой, принятой в организации, либо заданной извне;
- оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, а также степени их влияния на разные области функционирования организации;
- выявление причин данных отклонений.
В экономической литературе финансовый контроль трактуется по- разному: так, например, А.Н. Козырин считает, финансовый контроль представляет собой «…деятельность органов государства, которая осуществляется с помощью специальных форм и способов, а также в ряде случаев деятельность негосударственных органов, уполномоченных в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, выявления резервов ее повышения, увеличения бюджетной доходности и сохранения собственности в «руках» государства»[2]. Аналогичное мнение можно встретить и у Е.Ю. Грачевой[3].
Характеристика государственного финансового контроля в качестве инструмента управления государственными финансами включает, прежде всего, понимание всей совокупности отношений, возникающих между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу производства и распределения национального дохода в территориальном и отраслевом разрезах, а также по поводу его эффективного использования [16].
Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.
Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (обмера, взвешивания, пересчета). Использование приемов фактического контроля позволяет установить достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности. Однако фактический контроль, особенно последующий, не может быть всеобъемлющим в силу непрерывного характера хозяйственных процессов. Поэтому документальный и фактический контроль не существуют изолированно, они последовательно дополняют друг друга.
Таким образом, Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (обмера, взвешивания, пересчета). Использование приемов фактического контроля позволяет установить достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности. Однако фактический контроль, особенно последующий, не может быть всеобъемлющим в силу непрерывного характера хозяйственных процессов. Поэтому документальный и фактический контроль не существуют изолированно, они последовательно дополняют друг друга.