Введение
Глава 1. Сущность доходов от налогов
1.1. Классификация доходов от налогов
1.2. Анализ динамики доходов от налогов в Российской Федерации
1.3. Роль налогов в формировании российского бюджета
Глава 2. Основные направления совершенствования формирования доходов бюджетной системы России
2.1. Основные направления налоговой реформы
2.2. Первоочередные задачи по укреплению доходной базы бюджетной системы Заключение
Библиография
Приложения
Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватывает значительную долю природных ресурсов, производственного, непроизводственного и финансового капитала, 40-50% национального дохода страны.[1] Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.
Следовательно, важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом - план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.
Государственный бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Через бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. Через параметры бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
До перехода на рыночные отношения доходов от налогов СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов от налогови в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система существовала с 1930 по 1990 г.[2] Введенные в 1980-е годы нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли изменить систему платежей, которая продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.
В условиях перехода к рынку доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в РФ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.
Цель данной работы – дать характеристику налоговых доходов бюджета.
Для этого в работе рассматриваются вопросы сущности государственного бюджета; понятия и классификация доходов бюджета; проводится анализ доходов государственного бюджета в современной России; выявляется роль налоговых доходов в формировании бюджета; рассматриваются основные пути совершенствования формирования доходов бюджетной системы России, в том числе необходимость и важнейшие направления налоговой реформы.
Глава 1. Сущность доходов от налогов
1.1. Классификация доходов от налогов
Доходы от налогов в бюджет образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую в бюджеты всех уровней. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Сущность налогов проявляется в их функциях. Две основные функции налогов - это фискальная и регулирующая. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в максимально возможной мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных странах получила развитие после Второй мировой войны. В России эта функция пока развита слабо.
В соответствии с законодательством Российской Федерации налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц) и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг (например, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и акцизы, налог с продаж и др.).
Налоги на добавленную стоимость, таможенные пошлины и налоги на прибыль превышают две трети налоговых доходов федерального бюджета.[3]
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов от налогов обособленно выделяются доходы целевых бюджетных фондов.
В доходах федерального бюджета учитываются также средства целевых внебюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов.
Основными источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов являются налоги и сборы.
Налоговые поступления составляют почти 85% от общего объема доходов федерального бюджета России. Среди них важнейшие: налог на добавленную стоимость - 30,34%; таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи - 19,26%; акцизы - 18,40%.[4]
И в странах с развитой рыночной экономикой подавляющая часть всех доходов от налоговобразуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.[5]
С 1 января 2013 г. начала действовать вторая часть Налогового кодекса РФ. В этом документе определена концепция налоговой политики государства, предусмотрено разделение полномочий в системе налогообложения федеральных, региональных и местных органов власти, сокращено без ущерба для казны общее количество налогов. В настоящее время продолжает совершенствоваться система налогообложения в стране.