Введение
- Теоретико-методологический анализ конкурентоспособности с применением swot-анализа
1.1. Сущность конкурентоспособности
1.2. Анализ основных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия
1.3. Оценка конкурентоспособности с применением swot-анализа
- Оценка конкурентоспособности ОАО «-»
2.1. Характеристика деятельности ОАО «-»
2.2. Влияние факторов окружающей маркетинговой среды на деятельность компании
2.3. Оценка маркетинговых позиций предприятия на рынке с применением swot-анализа
- Повышение конкурентоспособности ОАО «-»
3.1. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой среды ОАО «-»
3.2 Возможности воздействия предприятия на факторы маркетинговой среды
Заключение
Список использованной литературы
Любая фирма, вступающая на рынок, прежде всего, сталкивается с препятствием, которое заставляет ее четко подстраивать и регулировать свою деятельность под параметры рынка. Это препятствие - другие фирмы, так же осуществляющие свою деятельность на данном рынке, то есть конкуренты. Взаимоотношения между ними определяют понятием «конкуренция».
Повышение конкурентоспособности предприятий необходимо для их успешного функционирования в условиях рыночной экономики и предполагает постоянный анализ ряда влияющих факторов с целью поиска путей ее повышения в перспективе.
Актуальность данной работы заключается в том, что продовольственный рынок перенасыщен одинаковой продукцией, и чтобы потребитель заметил какой-то продукт, производитель разрабатывает изюминку, которая будет только в его продукции. Тогда покупатель запомнит и не забудет изделие, который ему был по душе.
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности ОАО «-» с применением swot-анализа и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности компании.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологический анализ состояния конкурентоспособности предприятия и пути ее повышения;
- провести оценку конкурентоспособности ОАО «-» с применением swot-анализа;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «-».
Объектом исследования является конкурентоспособность ООО «-».
Предметом исследования являются методические и практические аспекты, касающиеся разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Информационную базу составили труды зарубежных и отечественных ученных в области анализа основных критериев эффективности проекта и особенностей их использования.
- Теоретико-методологический анализ конкурентоспособности с применением swot-анализа
1.1. Сущность конкурентоспособности
Конкурентоспособность является одной из основных категорий, которая широко используется в теории и практике экономических наук, многоаспектным понятием, что в переводе с латинского языка означает соперничество, борьба за достижение лучших результатов [3, с. 28].
Основой понимания сущности понятия конкурентоспособности предприятия является исследование М. Портера, который обнародовал теорию конкурентного преимущества, согласно которой конкурентоспособность предприятия может быть оценена в пределах групп предприятий, относящихся к одной отрасли [7].
М. Скударь продолжил мысль М. Портера, утверждая, что конкурентоспособность - это многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на уровне товара, товаропроизводителя, отрасли, страны. Он обосновывает то, что конкурентоспособность обусловлена экономическими, социальными и политическими факторами позиции страны или товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках [18, с. 31]. В условиях глобальной экономики конкурентоспособность может определяться также как способность страны или предприятия противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках других стран.
Профессор В. Андрианов считает, что показатель конкурентоспособности страны объединяет конкурентоспособность товара, производителя и конкурентоспособность отрасли. В общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной торговли производить товары и услуги, соответствующие мировым требованиям [17, с. 39].
Исходя из данных утверждений, можем отметить, что есть возможность выделить следующие три основных уровня, на которых осуществляется управление конкурентоспособностью:
- Микроуровень, на котором осуществляют управление конкурентоспособностью товаров и предприятий;
- Мезоуровень, на котором осуществляют управление конкурентоспособностью отраслей, кластеров;
- Макроуровень, на котором осуществляют управление конкурентоспособностью территорий, регионов, стран.
На сегодня существует большое количество толкований понятия «конкурентоспособность предприятия», но не существует единой трактовки, поскольку часть исследователей считает, что конкурентоспособность предприятий - это категория, которая прямо определяется характеристиками их продукции; другие исследователи берут за основу эффективность производственного процесса или стратегического планирования развития предприятий, их способность внедрять новые технологии и бороться с соперниками на рынках и т.д.
Так, М. Портер считал, что конкурентоспособность предприятия - это сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам [7, с. 76], способность субъекта рыночных отношений быть на рынке на одном уровне с имеющимися там аналогичными конкурирующими субъектами.
Н.А. Ермолов под конкурентоспособностью предприятий считает «относительную характеристику, которая отражает различие процесса развития одного производителя от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности» [15].
А. Яновский отмечает, что в широком смысле конкурентоспособность предприятия является многоуровневой категорией, поскольку предполагает оценку всех функциональных сфер их деятельности (производства, кадрового потенциала, финансов, научных разработок, маркетинга) [13, с. 22].