Хозяйственная деятельность экономических субъектов является основой существования любого общества. Но эффективность такой деятельности может быть весьма разной притом, что современный этап экономического развития характеризуется расширяющейся глобализацией и, соответственно, глобальной, же конкуренцией. Что делает именно эффективность фактором, обуславливающим здоровье экономики государства в целом.
Эффективность – понятие сложное, комплексное, зависимое от целого ряда факторов. При этом, не отрицая роли технологий, уровня развития производства, будем утверждать, что один из самых центральных и важнейших ее факторов является мотивация персонала.
Именно из нее вырастает и производительность, и передовые способы организации, и те же передовые технологии.
Актуальность выбранной темы обусловливается необходимостью обеспечить усиление мотивации трудовой деятельности на основе формирования и развития системы стимулов, побуждающих современного работника к эффективному, высокопроизводительному труду.
От эффективности действующей системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала во многом зависит трудовая, социальная и творческая активность каждого работника, которая в итоге положительно повлияет на конечные результаты всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
Теоретическую основу исследования составили труды специалистов в области психологии, менеджмента и бизнеса: А.Н.Леонтьева, Н.И.Захарова, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, О.С.Виханского, С.В.Рогожкина, Р.А. Фатхутдинова, А.Н.Петровой, А.Б.Зверинцева, С.В.Авдеева, О.С. Виханского, С.В. Рогожина. Наша тема является чрезвычайно популярной и волнует многих ученых.
Большой вклад в исследование проблем мотивации и стимулирования труда внесли зарубежные исследователи К.Альдерфер, Дж.Адаир, Дж.С. Адаме, В. Врум, Ф. Герцберг, Дж. Кайро, Г. Латхэм, К. Левин, Э. Локк, Э. Лоулер, Д. Мак.Грегор, Д. МакКлелланд, А. Маслоу, П. Мартин, Э. Мэйо, У. Оучи, Л. Портер, Ш. Ричи, Ф. Тейлор, Э. Толмен, Дж. Б. Уотсон, X. Хекхаузен и др. Среди отечественных ученых, стоявших у истоков формирования концепций мотивации трудовой деятельности, следует назвать А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина и В. А. Ядова.
Проблематику стимулирования в рыночных условиях хозяйствования рассматривают как зарубежные авторы, среди которых С. Л. Брю, К. Р. Макконнелл, А. Маршалл, Дж. Т. Милкович, Р. С. Смит, Т. Питер, и др., так и отечественные ученые, такие как И.А.Баткаева, Ю. П. Кокин, Г. Э. Слезингер, В. В. Травин, Р. А. Яковлев и др.
Однако, несмотря на достаточно активное ее обсуждение в научных кругах, данная проблема пока не получила целостного осмысления, что значительно тормозит развитие теории и практики управления в этой сфере.
Объектом исследования является – сеть супермаркетов по продаже цифровой техники DNS.
Предметом исследования является анализ и разработка механизмов управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности персонала организации.
Цель работы - изучить основы управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности персонала в современной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Цель работы: изучение основ исследования и управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности в современных организациях.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучить развитие теоретических подходов к разработке системы мотивации трудовой деятельности персонала;
- Выявить особенности системы управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности персонала;
- Провести анализ системы мотивации сотрудников в компании DNS;
- Разработать рекомендации по оптимизации системы мотивации сотрудников на предприятии.
Практическая значимость работы состоит в применении разработанной программы включающей ряд мотивационных мероприятий, на предприятиях розничной торговли для менеджеров и продавцов-консультантов по созданию эффективной системы мотивации.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список используемой литературы.
1 Основные понятия и характеристики мотивации работников в менеджменте
1.1 Мотивация и стимулирование персонала: взаимосвязь понятий
Поскольку в специальной литературе существуют расхождения во взглядах по поводу содержания, вкладываемого в понятия «стимул», «стимулирование», «мотив», «мотивация», то данный вопрос требует особого рассмотрения.
В качестве стимулов выступают все имеющиеся в распоряжении системы управления организации материальные и морально-психологические ценности (заработная плата, премии, стипендии, участие в управлении, планирование карьеры, благодарности, награды, привилегии, льготы, статус), которые являются актуальными для персонала.
Под стимулированием понимается внешний по отношению к персоналу процесс управленческого воздействия, идущего от конкретного руководителя или органа управления и основывающегося, главным образом, на субъективном понимании системой управления этого воздействия, направленного на мотивы работников. Стимулирование осуществляется администрацией организации.
В классических концепциях управления персоналом изначально стимул в большей степени отвечал понятию «вознаграждение», основанному исключительно на заработной плате, затем добавились премии и другие материальные вознаграждения.
В концепциях человеческих отношений и особенно - человеческих ресурсов, содержание стимула претерпело значительные изменения в результате его нацеленности не столько на сам труд (как в классической концепции), сколько на человека, его качества - основные источники активности персонала и, прежде всего, его интересы и потребности.
Учет индивидуальных, личностных качеств работников изменил содержание процесса стимулирования, который стал основываться не только на нормировании и организации труда, но и на анализе востребованности персоналом предлагаемых системой управления стимулов, с учетом их актуальности для удовлетворения возрастающих потребностей работающего.
Таким образом, стимулирование более зримо вышло непосредственно на мотивы человека.
В качестве мотивов выступают все актуальные потребности работника (достижения, лидерство, достаток, удовлетворение трудом, признание, условия труда, жилищные условия, профессиональное обучение).
Процесс, происходящий в результате «встречи» тех стимулов, которые оказались адекватными и достижимыми для персонала, с теми актуальными мотивами, которые были приведены в движение этими стимулами, в конкретных условиях развития организации, и является мотивацией. Этот процесс стал результатом индивидуально ориентированного стимулирования труда персонала.
Мотивация - это реакция персонала на действия администрации организации.
Как показано на рис. 1, далеко не всем стимулам и мотивам суждено участвовать в процессах стимулирования и мотивации в конкретных условиях и в конкретный период деятельности организации.
Итак, стимулирование связано с действиями администрации организации. Мотивация - с действиями персонала, т.е. его реакцией на действия администрации организации.
Стимулы, ценности (блага) безразличны работнику, если они: не отвечают по составу и содержанию требованиям мотивов, потребностей персонала; недостаточны по размерам и несвоевременны.
Уровень стимула по содержанию, величине и времени, который способен преодолеть безразличие работника и вызвать положительный отклик на его воздействие, называю пороговым значением стимула.
Пороговое значение имеет и мотив. Стимул не сможет воздействовать на поведение человека, если мотив, на который он направлен, еще не сформировался или находится в процессе формирования - не сформировался до конца. Следовательно, необходимо развивать мотив, чтобы его состояние соответствовало, стало адекватным стимулу. В данном случае стимул способствует формированию мотива.
Таким образом, процессы стимулирования и мотивации только тогда возможны, когда стимулы и мотивы по величине, времени и содержанию будут соответствовать требованиям, необходимым для преодоления порога безразличия персонала.
Если стимул формирует мотив, то, можно сказать, мотив способствует (провоцирует) формированию нового стимула. Такое взаимодействие (взаимное подтягивание друг друга до степени созревания) стимула и мотива приводит к созданию мотивационного ядра персонала организации.
Поясним схему, приведенную на рис. 1. Зона 1 охватывает не актуализированные (не задействованные) в процессе стимулирования стимулы, ценности. Зона 2 включает не актуализированные (не задействованные) в процессе мотивации мотивы, потребности. Зона 1 является зоной безразличных для персонала стимулов, ценностей, а зона 2 - безразличных для персонала мотивов, потребностей.
Зоны 3 и 4 заполнены соответственно стимулами и мотивами, преодолевшими порог безразличия. В этих зонах происходит актуализация (приведение в действие) соответственно стимулов и мотивов, протекают процессы стимулирования и мотивации.
При этом в зоне 3 больше стимулов, чем мотивов.
В зоне 3 идет процесс поиска стимулами тех мотивов, на которые нужно воздействовать для достижения целей организации - процесс стимулирования.
Здесь активно действуют весь арсенал стимулов, преодолевших порог безразличия, и мотивы, тоже преодолевшие порог безразличия, но только те, что лежат на поверхности, давно сформировавшиеся.
В зоне 4 идет процесс поиска мотивами тех стимулов, которые адекватны этим мотивам - процесс мотивации.
Здесь активно действует весь арсенал мотивов, преодолевших порог безразличия, и стимулы, тоже преодолевшие порог безразличия, но только лежащие на поверхности, сформировавшиеся.
В зонах 3 и 4 протекает процесс формирования мотивационного комплекса. Идет поиск, актуализация, происходит встреча, задействование адекватных стимулов и мотивов.