Введение
Глава 1. Права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты
1.1. Правовой статус индивидуального предпринимателя
1.2. Существующие проблемы индивидуального предпринимателя в РФ
Глава 2. Способы и механизм защиты прав индивидуальных предпринимателей
2.1. Потенциальные угрозы для прав ИП
2.2. Судебные формы защиты прав индивидуальных предпринимателей
2.3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
2.4. Защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)
Глава 3. Проблемы механизма защиты прав индивидуальных предпринимателей
3.1. Совершенствования механизма защиты прав предпринимателей
3.2. Уполномоченный по защите прав предпринимателей
Заключение
Список использованной литературы
В современной отечественной науки производилось комплексное исследование, посвященным проблемам, правовой защиты индивидуального предпринимателя в трудах таких ученых как: В. С. Белых, Е. А. Васильева, М. И. Кулагина, Н. Н. А. Курбатова, Н. Лившиц, Е. А. Суханова, Г. Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлевой и др.
Предметом исследования являются проблемы правовой защиты предпринимательской деятельности.
Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, научная литература и материал периодической печати по теме исследования.
Целью работы является исследование основных теоретических и практических проблем правого статуса и защиты индивидуальных предпринимателей.
В связи с названной целью в работе ставятся следующие задачи:
- изучить правовой статус предпринимателя;
- рассмотреть права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности;
- изучить способы и механизм защиты прав предпринимателей;
- проанализировать судебные и внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- охарактеризовать особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)
- выявить направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей;
- изучить институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов, конкретно-исторический метод. Помимо этого, при анализе сущности рассматриваемого правового института использовались также формально-юридический, сравнительно-правовой и функционально-структурный методы научного познания.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, гражданское, гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты
1.1. Правовой статус индивидуального предпринимателя
Впервые термин «предприниматель» был введен примерно в 1800 году. Это слово стал использовать Жан-Батист Сэй – французский экономист. Частный предприниматель, по его определению, являлся человеком, который перебрасывал экономические ресурсы из малопродуктивной в высокопродуктивную сферу и пожинал от этой деятельности плоды. Историческая справка В российском дореволюционном торговом законодательстве предприниматель назывался купцом. В качестве него признавалось лицо, осуществлявшее торговые сделки в виде промысла от себя лично. В СССР предприниматели были признаны законодательно после вступления в действие Закона от 19 ноября 1986 г.[1] Этот нормативный акт разрешал индивидуальную рабочую деятельность в области кустарно-ремесленного промысла, бытового обслуживания, иные виды деятельности, которые основывались исключительно на индивидуальном труде людей и их родственников. Учебник Щербатых Определение, кто такой предприниматель, можно найти в различных справочных и учебных изданиях. Например, в пособии Щербатых дана достаточно емкая характеристика. Частный предприниматель, как гласит учебник, - это человек определенного склада, который, стремясь получить прибыль, самостоятельно избирает способ осуществления своей экономической деятельности. Вместе с этим он несет за результаты имущественную ответственность. Говоря о том, кто такой предприниматель, Щербатых упоминает и о том, что на первых этапах своей деятельности коммерсант исполняет обязанности работника, наемного управляющего и собственника капитала. Популярный словарь Кипермана В нем сказано, что предпринимательство представляет собой один из действенных методов, посредством которого поддерживаются стимулы высокопроизводительного труда, хозяйской мотивации. Настоящим хозяином всегда будет предприниматель, если имеется в виду отдельный гражданин или рабочий коллектив. К коммерции можно отнести любые виды хоздеятельности, если их осуществление не противоречит законодательству. Экономический словарь Эфона и Брокгауза Это издание дает определение предприятию. Оно представляет собой хозяйство, которое ведется в расчете на получение прибыли посредством сбыта продукции в форме обмена либо продажи. По этому признаку предприятие отличают от натурального хозяйства. В последних производство рассчитано на непосредственное удовлетворение нужд его членов. Сегодня в чистом виде натуральное хозяйство встречается довольно редко, поскольку такая деятельность все чаще включается в систему обмена. Экономический словарь под ред. Азрилияна В этом издании также определено, кто такой предприниматель. Описание несколько отличается от понятия, использованного в учебнике Щербатых. По экономическому словарю, индивидуальный предприниматель – лицо, занимающееся коммерческой деятельностью и изыскивающее средства для организации дела, принимая таким образом на себя риск. В издании также дано определение инициативы. Под ней понимается форма управления сбытом и производством, в которую включается разработка новых конкурентоспособных проектов. Предпринимательская инициатива, как говорит автор, - оперативное внедрение самых результативных идей и организация системы мероприятий по наиболее эффективному и максимально быстрому сбыту новых товаров, выпущенных по новым технологиям. В своем словаре Ожегов также объясняет, кто такой предприниматель. По Ожегову, в качестве него выступает капиталист, хозяин дела, крупный деятель, практичный и предприимчивый человек. В одной из своих статей Стивенсон определяет предпринимательство как науку управления, суть которой можно сформулировать как погоню за возможностями без оглядки на ресурсы, находящиеся в конкретный момент под контролем. В других странах распространено понятие «коммерсант». Такой статус признается за лицом, осуществляющим от себя сделки и прочие хозяйственные деяния в форме предпринимательства.