Введение
1 Сущность административного процесса и его структура
1.1 Административный процесс как сложный и комплексный административно-правовой институт
1.2 Структура административно-процессуальной деятельности
2 Понятие и виды административно-процедурного производства
2.1 Лицензионно-разрешительное производств
2.2 Регистрационное производство
2.3 Правотворческое производство (порядок подготовки правовых актов управления)
Заключение
Список использованных источников и литературы
За последние годы административно-правовая материя, регламентирующая деятельность по разрешению отдельных категорий дел в сфере государственного управления, претерпела значительные изменения и продолжает качественно обновляться. Практически сформировались и накопили обширную правоприменительную и судебную базу административно-правовые институты: обращений граждан и организаций, лицензирования отдельных видов деятельности, государственного контроля (надзора), государственной регистрации, привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности. Такое совершенствование обусловлено многими факторами. Проводимая в Российской Федерации административная реформа направлена прежде всего на повышение качества предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций органами исполнительной власти, обеспечение прозрачности действий их должностных лиц. Заметно возрастает роль граждан и организаций в управлении государством.
Видоизменяются задачи и функции государственных органов: от односторонне императивных к договорным и обслуживающим. Постепенно ослабевает контроль государства в административно-хозяйственной сфере. Активное нормотворчество, происходящее на всех уровнях публичной власти, обусловливает повышенный интерес ученых к проблемам, связанным с реализацией компетентными органами материальных норм административного права. Вопросы о соотношении административного процесса, административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в последние годы стали фактически «фирменным знаком» административно-правовой науки.
Действительно, понятие «административный процесс» и соответствующее ему определение долгие годы остаются предметом для острых дискуссий.
Так, в современной учебной и научной юридической литературе принято выделять по крайней мере четыре концепции относительно содержания административного процесса и связанного с ним административно-процессуального права: юрисдикционную, судебную, управленческую и интегративную.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей административно-процедурного производства.
Задачами данного исследования являются:
– исследование особенностей административно-процедурного производства;
– анализа сущности проблемных аспектов отдельных видов административно-процедурного производства.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в административно-процедурном производстве.
Предметом исследования выступают закономерности проблемных аспектов административно-процедурного производства.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся проблемных аспектов административно-процедурного производства, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Сущность административного процесса и его структура
1.1 Административный процесс как сложный и комплексный административно-правовой институт
На современном этапе развития российского административного права, вопрос административного процесса, является одним из самых актуальных, противоречивых и неоднозначных. Учеными написано большое количество трудов, посвященных исследованию административного процесса, определению его понятия, структуры и сущности[1].
Чтобы разобраться, в сущности административного процесса, следует рассмотреть различные подходы к его пониманию, принципы, которые выделяются в науке административного права.
В толковом словаре Ожегова под процессом понимается порядок разбирательства административных и судебных дел, а также само такое дело.
Под юридическим процессом в учебных пособиях понимается порядок деятельности компетентных государственных органов, урегулированный процессуальными нормами, состоящий в подготовке, документальном закреплении и принятии юридических решений индивидуального или общего характера. Обращаясь к понятию «административный процесс» приходится сталкиваться с различными подходами к его пониманию. К пониманию назначения и сущности административно-процессуальной деятельности в отечественной науке административного права возможен двоякий подход.
Так, в широком смысле, административным процессом выступает любой процесс распорядительной и исполнительной деятельности органов государственного управления; в узком смысле – процесс деятельности органов государственного управления по рассмотрению подведомственных им индивидуальных дел.
По мнению ученых, одни считают, что административный процесс охватывает весь комплекс мер по реализации компетенции органов государственного управления (от принятия правового акта до наложения административных наказаний)[2], другие считают, что административный процесс выступает только производством дел об административных правонарушениях[3].
Административный процесс в настоящее время является не просто совокупностью административных производств, в его содержание должны включаться административные регламенты и процедуры.
Г.И. Петров считает, что «пониматься административный процесс может двойственно, в широком смысле – как процесс распорядительной и исполнительной деятельности органов государственного управления, в узком смысле – как процесс деятельности органов государственного управления по рассмотрению относящихся к их компетенции индивидуальных дел»[4].
В работах Н.Г. Салищевой «административный процесс» раскрывается как «регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административно-правового отношения, между собой не находящихся в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения»[5].
По мнению Д.Н. Бахраха, административным процессом выступает юридический процесс, включающий в себя три части: оперативно-распорядительный (правонаделительный) процесс, процесс административного правотворчества и административно-юрисдикционный процесс.
Согласно Д.Н. Бахраху, административный процесс является властной деятельностью публичной администрации, осуществляемой в пределах административно-процессуальной формы и состоящей в разрешении определенных дел посредством принятия и исполнения административных актов.
По мнению В.Д. Сорокина административный процесс определяется как «урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления распорядительными и исполнительными органами государственной власти, а в случаях и иными компетентными органами. Это такой порядок деятельности, в процессе которого складываются регулируемые нормами административно-процессуального права общественные правоотношения»[6]. Разработка понятий «административного производства» и «административного процесса, по мнению И.А. Галаган, началась с их резкого отграничения[7]. Процессом выступает динамическое понятие, характеризующее деятельность системы государственных органов.
Самое главное свойство процесса заключается в том, что им не является любая деятельность, а исключительно только юридическая. Значит, имеются необходимые основания рассматривать определенный вид процесса как право выражения данной формы деятельности государства.
По мнению М.М. Звягина административный процесс определяется как «совокупность административных производств различного содержания, группирующихся по видовым характеристикам в зависимости от своего предмета и рода». А.И Стахов считает, что федеральное административное законодательство необходимо понимать как некий массив определенных нормативно-правовых актов, которые в себя включали бы нормы, определяющие характер, вид, последовательность, а также нормативную продолжительность и предусматривали порядок документального оформления административно-процессуальных действий[8]. Такие административно-процессуальные действия проводиться должны должностными лицами и органами публичной администрации (органами местного самоуправления и органами исполнительной власти), а так же судами. Так, из анализа научной литературы можно сказать, что ученые в настоящее время выделяют юрисдикционный, управленческий, комплексный (интегративный) и судебный (юстиционный) подходы. В содержание административного процесса включаются управленческие процессуальные правоотношения, которые возникают между субъектами процесса, а также совершаются в определенной последовательности операций и действий субъектов административного права, осуществляющих свои обязанности и правомочия в сфере управления. Нужно заметить, что административный процесс выступает составной частью юридического процесса и соотносится с ним как часть с целым. Административно-процессуальные нормы устанавливаются как на региональном, так и на федеральном уровне. В настоящее время современный административный процесс включает позитивный административный процесс, и административно-юрисдикционный процесс, включающий в различные позитивные производства, а также регламенты и процедуры. Для того, чтобы участвовать в административном процессе, требуется обладать административно-процессуальной дееспособностью. В административном процессе может участвовать каждый гражданин.