Введение
- Понятие и сущность административно-процедурной деятельности
1.1 Понятие и содержание административно-процедурной деятельности
1.2 Виды административно-процедурной деятельности, ее нормативные основы
- Формы административно-процедурной деятельности
2.1 Лицензионно-разрешительное производство
2.2 Правотворческое производство (порядок подготовки правовых актов управления)
2.3 Регистрационное производство
Заключение
Список использованных источников и литературы
За последние годы административно-правовая материя, регламентирующая деятельность по разрешению отдельных категорий дел в сфере государственного управления, претерпела значительные изменения и продолжает качественно обновляться. Практически сформировались и накопили обширную правоприменительную и судебную базу административно-правовые институты: обращений граждан и организаций, лицензирования отдельных видов деятельности, государственного контроля (надзора), государственной регистрации, привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности. Такое совершенствование обусловлено многими факторами. Проводимая в Российской Федерации административная реформа направлена прежде всего на повышение качества предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций органами исполнительной власти, обеспечение прозрачности действий их должностных лиц. Заметно возрастает роль граждан и организаций в управлении государством.
Видоизменяются задачи и функции государственных органов: от односторонне императивных к договорным и обслуживающим. Постепенно ослабевает контроль государства в административно-хозяйственной сфере. Активное нормотворчество, происходящее на всех уровнях публичной власти, обусловливает повышенный интерес ученых к проблемам, связанным с реализацией компетентными органами материальных норм административного права. Вопросы о соотношении административного процесса, административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в последние годы стали фактически «фирменным знаком» административно-правовой науки.
Действительно, понятие «административный процесс» и соответствующее ему определение долгие годы остаются предметом для острых дискуссий.
Так, в современной учебной и научной юридической литературе принято выделять по крайней мере четыре концепции относительно содержания административного процесса и связанного с ним административно-процессуального права: юрисдикционную, судебную, управленческую и интегративную.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей административно-процедурного производства.
Задачами данного исследования являются:
– исследование особенностей административно-процедурного производства;
– анализа сущности проблемных аспектов отдельных видов административно-процедурного производства.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в административно-процедурном производстве.
Предметом исследования выступают закономерности проблемных аспектов административно-процедурного производства.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся проблемных аспектов административно-процедурного производства, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
-
Понятие и сущность административно-процедурной деятельности
1.1 Понятие и содержание административно-процедурной деятельности
Административно-процедурный процесс, являясь видом административного процесса, представляет собой деятельность уполномоченных на то органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел бесспорного позитивного характера. Эта деятельность регулируется административно-процессуальными нормами и направлена на реализацию прав и обязанностей участников индивидуального административного дела.
Анализируя сущность административного процедурного процесса, следует указать на то, что ему присущи существенные признаки.
Во-первых, предметом административно-процедурной управленческой деятельности являются дела позитивного бесспорного характера. Они связаны с удовлетворением жизненных потребностей граждан и законных интересов организаций.
Во-вторых, в ходе осуществления административно-процедурной деятельности отсутствует применение принудительных мер.
В-третьих, административно-процедурная деятельность направлена на реализацию прав и законных интересов физических и юридических лиц и в большинстве своем возникает по инициативе этих лиц.
В-четвертых, данная процедура осуществляется в сфере государственного управления, в том числе в связи с реализацией исполнительной власти.
В-пятых, обязательным признаком административно-процедурного процесса является то, что он осуществляется уполномоченными компетентными органами и должностными лицами.
В-шестых, процедурный процесс регламентирован и формализован, т. е. имеет стадийный характер.
В-седьмых, управленческие административные процедуры осуществляются на основе административно-процессуальных норм.
В-восьмых, как правило, при осуществлении процедурной деятельности правовая оценка поведения участников административного правоотношения не производится, она просто не нужна[1].
Осуществлению компетенции государственных органов, решению задач государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), обеспечению реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц способствуют нормативно установленные общие и специальные процессуальные формы, которые в своих пределах определяют и пользуются на практике соответствующими правовыми процедурами, состоящими в законотворческих, административных (управленческих), судопроизводственных[2]. Осуществлению законодательной власти способствуют законотворческие правовые процедуры, непосредственно устанавливающие порядок принятия законов.
В тоже время данная сфера государственной деятельности пользуется и иными процедурами, так называемого подготовительного характера, т. е. процедурами, которые непосредственно не относятся к деятельности парламента (в прямом смысле этого слова), но способствуют реализации законодательного процесса. Судебная власть осуществляется через судопроизводство (правосудие), которое также можно представить через специальные правовые процедуры, разработанные для данного вида государственной деятельности.
Они законодательно входят в состав процессуальных кодексов Российской Федерации (ГПК, АПК, УПК). Реализация исполнительной власти, осуществление государственного управления, а также деятельность исполнительных органов местного самоуправления и всех уполномоченных должностных лиц невозможна без нормативно установленных правовых процедурных порядков или, иначе говоря, административно-управленческих процессов. Деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих управляет не только множество материальных норм, но и система процедурных административно-правовых норм. Исполнительная власть осуществляется через правоприменительную (правоисполнительную) и правотворческую (нормотворческую) деятельность[3]. Однако создание и применение административных процедур происходит только в правоприменительной деятельности органов публичного управления и их должностных лиц, включая процесс принятия индивидуальных административных актов. Основой нормотворческой деятельности органов исполнительной власти выступают, как правило, соответствующие нормативные правовые акты, которые не устанавливают предметом правового регулирования административно-процедурную деятельность.
В практике управления возникает много споров и конфликтов между центром и регионами, между областной администрацией и районами, областными службами, между ведомствами и т. д.
Настоятельно необходим нормативный порядок урегулирования разногласий и разрешения споров между различными структурами исполнительной власти. Имеется много устаревших и противоречивых норм об административных правонарушениях, требующих пересмотра, особенно в сферах права собственности, труда, здоровья населения, охраны окружающей среды, транспорта.
Назрел вопрос о формировании административной юстиции. Главное здесь – включение независимого суда в рассмотрение управленческих споров.