Введение
Глава 1. Понятие и сущность административного судопроизводства
1.1 Становление и развитие административного судопроизводства в России
1.2 Понятие, сущность и принципы административного судопроизводства
1.3 Соотношение административного и гражданского судопроизводства
Глава 2. Проблемы и перспективы административного судопроизводства в России
2.1 Проблемы административного судопроизводства как форма защиты
2.2 Перспективы развития административного судопроизводства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы работы обусловлена проведенной в 2015 г. судебной реформой, итогом которой, стало принятие важнейшего, фундаментального и основополагающего правового акта, устанавливающего основы защиты прав, свобод и интересов граждан от незаконных действий (бездействия) и решений органов публичной власти – Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Значение принятого нормативного акта сложно переоценить, поскольку был сделан важный шаг на пути становления российского законодательства в области административного судопроизводства на уровень общепризнанного в мире понимания данного вида правосудия.
Проблеме административного судопроизводства посвящен ряд научных исследований. Глубокий и всесторонний анализ административного судопроизводства содержится в трудах М.Я. Масленникова, Д.Н. Бахраха, Л.А. Николаевой, И.В. Пановой, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной, Н.Ю. Хаманевой, Ю.А. Тихомирова.
С момента обнародования первых законопроектов об административном судопроизводстве в научной литературе появилось множество монографий, статей, диссертаций, посвященных проблеме формирования административного судопроизводства и создания административных судов.
Целью работы является расширение и уточнение теоретических основ административного судопроизводства как формы защиты прав личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить степень разработанности понятия «административного судопроизводства»;
рассмотреть историю становления и развития административного судопроизводства в России;
исследовать проблемы и перспективы административного судопроизводства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу организации и осуществления судебной власти посредством административного судопроизводства, обеспечивающего реализацию права граждан, физических и юридических лиц на судебную защиту от незаконных действий (бездействия) и решении органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Предмет исследования составляет: нормативно-правовая основа организации и функционирования в России судебной власти, осуществляемой посредством административного судопроизводства.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КАС, федеральные законы.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие и сущность административного судопроизводства
1.1 Становление и развитие административного судопроизводства в России
Проблема защиты граждан против органов государственной власти наблюдается везде. Во многих случаях обычные граждане не могут противостоять закону, а иногда и вовсе им преследуются. Опираясь на статью Конституции Российской Федерации, можно отметить, что высшей ценностью демократического государства является народ. И граждане Российской Федерации должны иметь определенные права и действия, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, президент РФ выступает гарантом прав и свобод граждан. Согласно ч. 2 ст. 46 Закона, носящего на всей территории РФ высшую юридическую силу, решения и действия органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц обжалуются в судебном порядке, это считается главной гарантией соблюдения прав и свобод человека.
Основным принципом осуществления судопроизводства является принцип равенства всех перед законом и судом. Судебный орган должен выносить правильные решения вне зависимости от социальной, половой, национальной, языковой или политической принадлежности, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно по другим не предусмотренным законом основаниям. Решение судьи должно быть рациональным и принято со всей строгостью закона. Рассмотрение дел обозначенного вида отводится институту административной юстиции.
Нельзя провести анализ административного судопроизводства, не узнав его создания и путей исторического формирования.
Законодательство об административном судопроизводстве имеет свои глубокие корни, берущее свое начало еще в середине XVI века, с принятием судебника 1497 года. Последующей модернизацией законодательства, затрагивающие административные отношения, стало принятие Судебника 1550 года. В данном нормативном правовом акте также осталось право на подачу жалобы, но были внесены изменения, в частности, ограничили количество жалоб на имя царя, и действовало правило, что если жалобщик придет с челобитной не по делу, она рассматриваться не будет и если в дальнейшем жалобщик попытается вновь прийти с челобитной, то его отправят в тюрьму[1]. В период действия судебников 1497 года, 1550 года, Иваном IV были проведены ряд реформ в органах власти. Так, органом, регулирующим административные отношения, был Челобитный приказ. На него возлагались обязанности по приему челобитных с жалобами на решение должностных лиц, суд над должностными лицами и контроль за другими действовавшими органами. Следующим этапом развития законодательства об административном судопроизводстве стало принятие Соборного Уложения 1649 года, которое предусматривало ответственность за нарушение порядка рассмотрения жалобы. Органом, занимавшимся рассмотрением жалоб граждан на действия и решения должностных лиц, на период действия Соборного Уложения являлась Боярская Дума и входившая в нее Расправная палата, а также царь. В период XVI–XVII вв. Боярская дума стала апелляционной инстанцией, разрешавшая административно-правовые конфликты, например, споры о местничестве, а Челобитный приказ стал судебным органов и органом, осуществляющим функции судебно-административного контроля за деятельностью органов государственной власти. В период правления Петра I произошли коренные изменения в органах управлениях.
Вместо Боярской думы был учрежден Сенат в 1711 год. Процесс подачи жалобы был изменен, так была создана иерархия жалоб, в зависимости от того, на чьи действия и решения жаловались граждане, жалобы на действия «всякого рода» подаются комендантам, жалобы на действия комендантов – губернаторам, на действия губернатора – в Сенат. Сенат взял на себя роль органа высшей инстанции. В период правления Екатерины II важным событием стало принятие Манифеста от 14 июня 1763 года « О порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя». Согласно данному указу было разграничено административное и судебное обжалование, в сенате были учреждены четыре департамента, которые включали и департамент по жалобам в высшую инстанцию. При Павле I был издан Манифест о трехдневной барщине от 5 апреля 1797 г., в котором предусматривалось право крестьян на подачу жалобы на своего помещика в случае нарушения указания о запрете работы в воскресенье и трехдневной работе. Реформирование системы государственного управления в период правления Александра I начинается с образования Государственного совета в 1810 г., включавшая в себя две комиссии: Комиссия составления законов и комиссия прошений. Следующим этапом в истории развитии законодательства об административном судопроизводстве является проведение судебной реформы в 1864 году, благодаря которой произошло разделение судебной и административной власти, появление городских и земских округов.
После проведения судебной реформы 1864 года полномочия о рассмотрении дел о вознаграждении частных лиц за вред и убытки, причиненные им неправильными действиями должностных лиц» были переданы суду в порядке искового судопроизводства, ранее такими делами занимался Сенат. В зависимости от класса должности, занимаемой ответчиком, различался порядок рассмотрения, так, если дело полежало рассмотрению в кассационном департаменте, то здесь необходимо было участие представителей Первого департамента, при этом он не имел право самостоятельно взыскивать убытки[2]. В 1921 году был представлен проект декрета об административной юстиции РСФСР. В то же время появилась идея принятия Административного кодекса, который должен был закрепить нормы, регулирующие процесс административного судопроизводства. Дальнейший вклад в развитие административного судопроизводства стало принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке»[3] и принятие Гражданского процессуального кодекса РСФСР[4].
В соответствии с данным указом было предусмотрено право обжалования постановлений в народному суде по месту жительства физическим и юридическим лицам, которые были подвергнуты штрафу в административном порядке.