Введение
1. Общая характеристика административных наказаний
1.1 Понятие и признаки административного наказания
1.2 Цели административного наказания
2. Система административных наказаний
2.1 Виды административных наказаний
2.2 Основные и дополнительные административные наказания
3. Порядок наложения административных наказаний
3.1. Принципы назначения административных наказаний
3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягощающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административных наказаний и срок их погашения
Заключение
Список использованной литературы
Административная ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, выражается в применении должностным лицом или органом административного наказания к субъекту, совершившему административное правонарушение. В качестве субъектов административной ответственности могут выступать как физические, так и юридические лица.
Нормативно-правовую основу административной ответственности составляют федеральные законы и законы субъектов федерации об административных правонарушениях. Основанием для применения административной ответственности является административное правонарушение, которое Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) определяет как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
За административное правонарушение предусмотрено административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Одни виды административных наказаний (предупреждение, административный штраф и т.п.) налагаются на нарушителей должностными лицами и компетентными органами.
Другие административные наказания назначаются исключительно судьей (лишение специального права, административный арест). Обязательным признаком правонарушения является наличие вины. Отсутствие вины делает невозможным признание, какого либо деяния (не деяния) административным правонарушением, даже если его противоправность очевидна
Цель исследования заключается в комплексном анализе понятия и видов административных наказаний, выявлении проблем, возникающих при назначении административных наказаний.
Указанная цель решается посредством следующих задач:
уточнить понятие, признаки и цели административного наказания;
рассмотреть виды административных наказаний;
выявить порядок наложения административных наказаний.
Объектом исследования являются общественные отношения, в сфере применения отдельных видов административных наказаний.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие административные наказания.
Основу теоретического исследования составили труды ученых-юристов, специалистов в области административного права.
Эмпирическую основу исследования составило административное и другие отрасли отечественного законодательства.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных использованной литературы.
- Общая характеристика административных наказаний
1.1 Понятие и признаки административного наказания
Административное наказание – одна из наиболее часто применяемых мер государственно-правового (а именно административно-правового) принуждения в России. Ежегодно субъектами административно-юрисдикционных полномочий на территории нашего государства назначаются несколько десятков миллионов административных наказаний[1]. Необходимо отметить, что категории «административное наказание» в истории российского административного законодательства предшествовала такая категория, как «административное взыскание». Как отмечает А. П. Шергин, термин «административное наказание» наиболее точно отражает суть карательной санкции. При этом, как отмечает специалист, черта карательности санкции не присуща современному деликтному законодательству, как полагают некоторые исследователи, исключение идеологических аспектов ответственности способствовало исключению карательного характера[2]. Легальное определение административного наказания закреплено в п. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Согласно данной норме административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В анализируемой правовой норме речь идет о так называемой частной и общей превенции административных деликтов. Иными словами КоАП РФ предусматривает, предупредительную и профилактическую направленность административного наказания.
Важно, что данное правило распространяется не только на лиц, в отношении которых назначено административное наказание, но и на всех окружающих правонарушителя членов социума, к которым непосредственно наказание не применялось. Исходя из закрепленного в КоАП РФ определения, административное наказание, как юридическая категория, характеризуется следующими признаками:
1) представляет собой установленную государством меру ответственности;
2) единственно возможным основанием его назначения является совершение административного правонарушения;
3) его сущность заключается в лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;
4) административные наказания во всех случаях влекут состояние административной наказанности, то есть лицо считается подвергнутым наказанию на протяжении определенного в законе периода времени;
5) административное наказание применяется широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Еще одной специфической чертой такого юридического явления, как административное наказание, является возможность его назначения не только в отношении физических, но и юридических лиц.
Данный признак свойственен административному наказанию, и этим оно отличается от наказания уголовного или дисциплинарного взыскания. При этом не все виды административных наказаний могут быть применены к юридическому лицу, о чем будет сказано ниже.
И. В. Максимов по этому поводу указывает, что, «обладая собственной инфраструктурой, они являются самодостаточным правовым регулятором, имеющим материальную и процессуальную обеспеченность в праве и законодательстве»[3].
Таким образом, административное наказание может быть определено как вид и мера негативной реакции со стороны государства на совершённое субъектом административной ответственности административное правонарушение, которые заключается в претерпевании последним негативных правовых, имущественных, неимущественных и других последствий, как кары за его совершение, в целях общей и индивидуальной превенции, восстановления социальной справедливости и нарушенных общественных отношении.
От остальных мер административного принуждения они отличаются тем, что носят карательный характер, направлены на достижение специфических целей, а порядок их применения строго урегулирован.
Правовое регулирование административных наказаний осуществляется КоАП РФ на основе Конституции Российской Федерации. Административные наказания – мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, предупреждения совершения новых правонарушений этим и другими лицами.
Следует отличать административные наказания от различных мер административного принуждения, которые могут рассматриваться как наказания, однако порядок их применения регулируется не КоАП РФ, а иными нормами.
1.2 Цели административного наказания
Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП). Именно так сформулированы цели административного наказания в кодексе, а именно одна цель. В нашем понимании, административное наказание имеет несколько целей.
Как минимум две: воспитательная (карательная), частное и общее предупреждение правонарушений. При этом важно отметить, что ст. 3.1 КоАП исключает воспитание из целей административного наказания. Данный вопрос является дискуссионным, поскольку ни в кодексе, ни в ином нормативном акте нет закрепленного понятия «цель», исходя из этого можно сделать вывод, что целей может быть неограниченное количество. Данный вопрос является актуальным во всех отраслях права. Именно по этой причине проблемы целей права в целом, юридической ответственности являются объектом для исследования. Понятие «цель» не является изначально юридическим, оно заимствовано из гуманитарных наук: психологическое, философское и социальное. В этих науках данное определение звучит так: «цель – это идеальный (существующий в сознании) образ желаемого для субъекта состояния, процесса или явления, возникающий на основе объективных потребностей и возможностей бытия и являющийся важнейшим условием рациональной человеческой деятельности». Ранее цель являлась основополагающим фактором в разрешении вопроса содержания наказания, даже в настоящее время в уголовном праве цель является элементом состава преступления, т.е. если будет отсутствовать субъективная сторона, то и правонарушение утратит сою силу.