ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации
1.2 Общая характеристика субъектов осуществляющих защиту прав детей-сирот
1.3 Правовые гарантии государственной поддержки детей-сирот
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ОЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Система устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.3 Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современное общество не лишено множества социальных проблем, особое место среди которых занимают проблемы воспитания, образования и содержания детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации называются детьми-сиротами. Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой, не случайно мировым сообществом определено и признано, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Положение детей в современной России напрямую зависит от социальной поддержки семей с детьми, защищенности государством прав и интересов детей.
Нестабильность в обществе губительно действует на семейные устои. Дети в силу своей физической и умственной незрелости должны находится под усиленным вниманием и контролем не только со стороны государства, но и быть в сфере особой заботы общества. Обозначенные обстоятельства определили актуальность, практическую значимость и необходимость глубокого теоретического исследования процедуры устройства и защиты прав детей-сирот, а также разработке возможных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, регламентирующего правовое положение детей-сирот в современной России.
Целью работы является исследование особенностей защиты прав детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения в России, обнаружение пробелов в праве и разработка предложений, нацеленных на совершенствование законодательства, правоприменительной деятельности в обозначенной области. Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих основных задач: рассмотреть особенности правового статуса детей-сирот в Российской Федерации; определить систему и формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; установить правовые гарантии государственной поддержки детей сирот в РФ; обозначить субъектов защиты прав детей-сирот; выявить актуальные проблемы защиты жилищных прав детей-сирот; указать на проблемы надзора за соблюдением прав детей-сирот в постинтернатном периоде.
Объектом работы являются общественные отношения, которые возникают в процессе охраны и защиты прав детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения.
Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, содержащиеся в семейном и другом отраслевом законодательстве, которые регламентируют правовой статус детей-сирот, а также порядок защиты их прав.
Методологической основой работы послужил диалектический метод научного познания, ряд общенаучных методов познания (синтез, анализ, дедукция, индукция), частно-научные методы: системного анализа, историкоправовой, формально-юридический и иные методы исследования.
Нормативную основу работы составляют нормы Конституции РФ, нормы международных договоров в сфере защиты прав детей, действующего гражданского и другого отраслевого законодательства РФ, регламентирующие отельные аспекты устройства и защиты прав детей-сирот.
Структура работы определена ее целью и обозначенными задачами. Она состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации
Под правовым статусом в теории права обычно понимается юридически оформленное положение субъекта в обществе, выражающееся в определенном комплексе прав и обязанностей. Правовой статус – это признанная Конституцией и действующим законодательством совокупность обязанностей и прав субъекта, а также полномочий органов государства и должностных лиц, посредством которых они исполняют социальные роли. Непосредственно права и обязанности образуют «центр» правового статуса.
Сырых В.М. полагает, что совокупность свобод, прав и обязанностей, которыми личность обладает в соответствии с нормами внутринационального и международного права, следует понимать в качестве правового статуса личности[1]. Притом автором проведена классификация видов статуса личности зависимо от уровня правовых норм, предоставляющих соответствующие обязанности и права, выделяя 5 видов: международно-правовой; конституционный; отраслевой; специальный и индивидуальный. Помимо этого, в контексте нашего исследования необходимо определить, что понимать под «личностью», выявить содержание последней в соотношении с такими понятиями как «субъект правоотношения» и «субъект права». Личность – это человеческий индивид, представленный в аспекте его социальных качеств, которые формируются в процессе конкретных видов деятельности, а также общественных отношений[2]. В таком определении, в понимании личности акцент направлен на социальность.
Действительно, без социальных взаимосвязей личность предстает только биологическим существом, и в связи с этим, имеющим довольно неполную характеристику. В пределах правового поля каждый человеческий индивид существует под воздействием правовых норм, определяющих правовое его положение. Как указывает Витрук Н. В., как правило, в юридической литературе, понятия правового статуса личности и правового положения отождествляются, правовое положение – обобщающая широкая категория, раскрывающая все элементы состояния личности, закрепленного в праве, находящиеся в определенных связях между собой, обусловленные в социальном плане тем местом, которое личность заняла в системе общественных отношений. Признанные государством свободы, права, обязанности и законные интересы, в единстве составляют правовой статус – ядро, основу правового положения личности[3]. Под правовым положением личности понимаются его основы, иными словами – конституционное положение, конституционный статус. Они все покрываются понятием «основа правового статуса (положения) личности». В правовой теории существуют разнообразные интерпретации понятия «субъект права». Алексеев Н. Н. под субъектом права понимал все, что может стать носителем права либо обладать правоспособностью». Примеры данного использования возможно встретить в нормах международных актов. Например, статья 6 Всеобщей декларации прав человека8 устанавливает, что каждый человек обладает правом на признание своей правосубъектности, где бы он ни находился. Подобную норму повторяет статья 16 Международного пакта о политических правах. Тем не менее, при решении определенных категорий судебных дел, правоприменитель прибегает к применению термина «правосубъектность», даже и для характеристики правосубъектности, которая присуща особому субъекту права – народу.
В этой связи, признание физического лица в качестве субъекта того или другого правоотношения, происходит из-за распространения на это лицо действия конкретных законодательных актов.
Семейными правоотношениями затрагивается та сторона жизни общества, которая имеет связь с принадлежностью личности к семье. Как любые другие виды правоотношений, семейные правоотношения, имеют свои специфические элементы, особенности и содержание. Субъекты указанных правоотношений – лица, имеющие в отношении друг друга семейные права и обязанности. Конкретизируя их, Ворожейкин Е. М. выделил правоотношения брачные, правоотношения по поводу содержания и воспитания[4], поскольку, по справедливому замечанию автора, характер обязанностей и прав субъекта зачастую не однороден. Очевидно, тем не менее, что стержнем при определении субъекта семейных отношений служит статья 2 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающая круг отношений, которые регулируются семейным законодательством. Необходимо сделать вывод, что субъектами семейных правоотношений являются супруги, родители (их заменяющие лица) и дети, но в случаях и в пределах, установленных законодательством, другие родственники и другие лица, которые принимают семейно-правовые обязанности, в частности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что у детей есть право на особую защиту и заботу. Всеобщая декларация прав человека 12 Конвенция «О правах ребенка» наложила на РФ, как правопреемника Советского Союза, определенные обязательства по отношению детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. К категории детей, которые остались без попечения родителей, действующее законодательство относит лиц возраста до 18 лет, которые находятся без попечения единственного или обоих родителей по какой – либо из следующих причин: при отсутствии родителей или лишении их родительских прав; ограничением в родительских правах родителей; признанием родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или ограниченно дееспособными, которые находятся в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием родителями наказания в тех учреждениях, которые исполняют наказание в виде лишения свободы, нахождением под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступных деяний; уклонением от воспитания детей либо от защиты их интересов и прав, отказом родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных учреждений, учреждений соцзащиты населения и иных аналогичных учреждений. Указанный перечень причин, в установленном законом порядке, может быть расширен другими случаями признания ребенка в качестве оставшегося без попечения родителей. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», закрепил понятие детей, оставшихся без попечения родителей, каковыми являются лица возраста до 18 лет, оставшиеся вне попечения своего единственного родителя либо обоих родителей по причине лишения их родительских прав, их ограничением в родительских правах, признание родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими, объявлением умершими, установлением судебными органами факта утраты попечения родителей, нахождение родителей в учреждениях, исполняющих наказание – лишение свободы, содержанием под стражей, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступных посягательств, уклонением от воспитания детей либо от защиты их интересов и прав, отказом родителей забрать детей из образовательных организаций, организаций, предоставляющих социальные услуги, медицинских организаций, а равно в случае, когда единственный родитель либо оба родителя неизвестны, в других случаях признания оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке. Субъекты из числа детей, что остались без попечения родителей, могут иметь гражданство не только Российской Федерации, но и иностранных государств или не иметь его вообще (лица без гражданства). Поскольку в Российскую Федерацию дети лиц без гражданства и иностранных граждан попадают разными способами, они увеличивают число беспризорных, помещенных в специализированные учреждения. Согласно Постановлению от 27 ноября 2000 г. № 896 для оставшихся без попечения детей, создаются специальные социально-реабилитационные центры несовершеннолетних; центры помощи детям, оказавшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и др. Такие учреждения следует считать органами, обеспечивающими реализацию правового статуса указанного типа детей. Анализ положений вышеуказанного ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» позволяет установить круг детей, которые относятся к категории оставшихся без попечения родителей: