Введение
1 Юридическая аналитика документов в справочно-правовых системах
1.1 Содержание аналитической функции справочно-правовых систем
1.2 Проблематика аналитической функции справочно-правовых систем
2 Аналитические возможности отдельных справочно-правовых систем
2.1 Аналитические возможности справочно-правовой системы КонсультантПлюс
2.2 Аналитические возможности справочно-правовой системы Гарант
Заключение
Список используемых источников и литературы
Вопрос правовой информированности является актуальным для специалистов различных сфер деятельности – юридической, экономической, налоговой, банковской, предпринимательской и других. Сегодня нет направлений, в которых можно обойтись без нормативной базы. И регулярно меняющаяся правовая система требует поиска новых инструментов. Такими современными инструментами и помощниками являются справочно-правовые системы.
Без компьютерных справочных правовых систем (СПС) сегодня уже невозможно представить себе работу с правовой информацией, и мало кто сможет обойтись в своей деятельности без опоры на действующую нормативную базу.
Как правило, пользователи правовых систем не относятся к профессионалам IT-технологий, поэтому разработчики стараются сделать работу с системами простой и удобной. Все это и обуславливает актуальность исследования вопросов, связанных с изучением аналитических возможностей справочно-правовых систем.
Цель работы – выявление проблемных вопросов, связанных с аналитической функцией справочно-правовых систем.
Задачи исследования заключаются в том, чтобы:
Изучить понятие проблемы аналитических возможностей справочно-правовых систем;
Исследовать аналитические возможности отдельных справочно-правовых систем.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере информации и информационных технологий в юридической деятельности.
Предмет исследования – аналитические возможности справочно-правовых систем.
Теоретическая значимость работы связана с систематизацией основных представлений об аналитических возможностях справочно-правовых систем.
Практическое значение работы связано с выявлением основных проблем, связанных с реализацией аналитической функции справочно-правовых систем.
Методологию исследования составляют такие методы, как анализ, синтез, классификация, индукция и дедукция, сравнение и моделирование.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце приведен список использованных при написании работы источников и литературы.
1 Юридическая аналитика документов в справочно-правовых системах
1.1 Содержание аналитической функции справочно-правовых систем
Справочные правовые системы осуществляют сбор, хранение, обработку и распространение правовой информации, изложенной в общедоступных актах органов государственной и муниципальной власти. Иными словами, справочно-правовая система в первую очередь осуществляет систематизацию нормативных актов в форме учета.
Учет нормативных актов представляет собой наиболее простой вид систематизации законодательства с самым широким кругом субъектов.
Учет представляет собой разновидность систематизации законодательства, заключающуюся в сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования нормативных правовых актов. Как отмечают И. Исаев и К. Бусалова, «учет нормативных правовых актов не изменяет содержания правовых норм, он предусматривает только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений»[1].
Значение учета нормативных правовых актов заключается в следующем: Учет нормативных актов является важной предпосылкой реализации права и в конечном итоге правомерной деятельности участник правоотношений. Например, коммерческая организация, осуществляющая определенную деятельность, обязана функционировать в правовом пространстве, соблюдая предписания нормативных актов в сфере гражданского, налогового и т.д. законодательства.
Соответственно, конкретному сотруднику организации (как правило юристу) поручается учет законодательства, которое регулирует деятельность организации, чтобы в любом момент руководитель организации при принятии того или иного решения, затрагивающего правовое поле, мог обратиться к необходимым нормативным актам. Как уже отмечалось выше, сфера гражданских отношений и коммерческой деятельности, в отличие от, например, уголовной или уголовно-процессуальной сфер, регулируется значительным массивом нормативных правовых актов, что и обуславливает необходимость их учета в целях полного уяснения законодательных требований в отношении конкретной области деятельности[2].
Учет законодательства необходим для эффективной правоприменительной деятельности органов государственного управления. Любой такой орган в своей деятельности не может обойтись без учета законодательства в той или иной отрасли.
Например, в органы прокуратуры или в государственную жилищную инспекцию поступает жалоба на действия компании, осуществляющей управление многоквартирными домами. Жалоба может содержать указание на завышение управляющей компанией тарифов на предоставляемые услуги, невыполнение такой компанией своих обязанностей по содержанию и ремонту жилого помещения и т.д[3]. Соответственно, для рассмотрения такой жалобы органы прокуратуры должны вести учет законодательства, регулирующего правила и порядок предоставления услуг в жилищно-коммунальной сфере.
Безусловно, что при отсутствии учета законодательства в каждой конкретной сфере рассмотрение жалобы или иного обращения гражданина потребует намного большего временного ресурса, увеличит срок рассмотрения такой жалобы.
Наличие же учета законодательства по отдельным отраслям позволит оптимизировать деятельность органов государственной власти при обращении граждан, при проведении проверок и в правоприменительной сфере в целом.
Учет законодательства крайне важен в правотворческой деятельности. Здесь необходимо понимать конкретную процедуру, например, принятия Государственной Думой Российской Федерации федеральных законов.
Любые изменения в определенный федеральный (или федеральный конституционный) закон как правило влекут необходимость внесения изменений в иные законодательные акты, регулирующие данную сферу правоотношений. Например, внесение изменений в ГК РФ в части, касающейся создания и деятельности общества с ограниченной ответственностью, влечет и изменения в отдельный Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Соответственно, для того, чтобы при рассмотрении и принятии законопроектов Государственной Думой были внесены все необходимые изменения в нормативные правовые акты в целях предупреждения правовых коллизий, нижняя палата парламента должна осуществлять учет нормативных правовых актов в каждой конкретной сфере правового регулирования[4].
Учет нормативных актов представляет собой важнейшую органическую часть кодификации, консолидации и инкорпорации нормативных правовых актов.
По сути, учет представляет собой первоначальную стадию указанных видов систематизации законодательства.
Например, для того, что бы кодифицировать нормы права в определенной отрасли, изначально необходимо осуществить их учет, т.е. определить полный перечень отдельных нормативных актов, регулирующих конкретную сферу общественных отношений.
Среди принципов учета нормативных правовых актов, которые должны распространяться и на деятельность коммерческих и государственных справочных правовых систем, можно отметить:
Полноту информационного массива, включающего в себя все необходимые нормативные правовые акты, отсутствие пробелов в таком информационном массиве.