Актуальность выбранной темы определена тем, что в уголовном праве существует внушительное количество явлений, которые в своем комплексе преподносят нам целостное понимание о той или иной сфере правовой действительности. К более значимым, для всего уголовного права, относится соучастие в преступлении. Институт соучастия в преступлении считается одним из наиболее непростых и дискуссионных из числа институтов Общей части уголовного права. Институт соучастия включает в себя огромный комплекс правовых норм, рассмотрение которых играет очень важную роль в современном мире, ведь преступления, совершенные не одним человеком, а сразу несколькими людьми, представляющими собой некую совокупность, несут более опасные последствия для отдельного человека и для общества в целом. Для создания эффективных мер по борьбе с преступлениями, совершенными в соучастии, требуется подробное изучение данного института уголовного права.
Данной проблеме посвятили свои труды такие учёные, как: В.А. Алексеева, Я.Л. Алиева, А.Ф. Ананьина, Ю.М. Антоняна, C.B. Афиногенова, М.М. Бабаева, Н.П. Водько, И.Г. Галимова, Е.А. Гришко, В.У. Гузуна, Ю.А. Дидатова, А.И. Долговой, A.A. Тер-Акопова, В.И Ткаченко, И.М. Тяжковой, A.B. Ушакова, A.C. Фролова, Т.А.Хмелевской, П. С. Яни, Б.В. Яцеленко и других ученых.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе квалификации соучастия преступления.
Предмет исследования составляет законодательство, регламентирующие применение уголовной ответственности за соучастие, материалы следственной и судебной практики.
Целью исследования является выявление и анализ особенностей понятия и форм соучастников преступления, а также квалификация преступлений в соучастии.
Задачи исследования:
1) изучить определение понятия и общую характеристику соучастия в преступлении;
2) определить виды и признаки соучастия в преступлении по уголовному законодательству России;
3) выявить основания и пределы ответственности соучастников.
В работе при изучении, систематизации и обобщении теоретического материала использовались методы структурного анализа и синтеза, ситуационное моделирование, сравнительно-правовой метод.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика соучастия в преступлении
1.1 Определение понятия и общая характеристика соучастия в преступлении
Институт соучастия является одним из самых сложных и важных институтов не только науки уголовного права, но и практики борьбы с преступностью. Так, согласно официальным статистическим данным Министерства внутренних дел Российской Федерации за 2018 г. 193 558 преступлений были совершены в соучастии, за 2019 г. – 187 297, за январь-февраль 2020 г. – 31 709[1].
Российское законодательство, обобщая опыт исследований, определило понятие «соучастие» в ст. 32 УК РФ, согласно которому «соучастие» означает «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления». Однако сущность соучастия все еще остается дискуссионным, и вокруг него велись и ведутся споры.
Еще в начале прошлого века Н.С. Таганцев, анализируя институт соучастия отметил, что: «соучастие, как совместная виновность, предполагает объединение преступной деятельности в широком смысле этого слова, состоящей из ряда действий, составляющих одно общее целое...»[2].
Приведенное определение не затрагивает правовой аспект, в нем основной упор делается на социальную значимость института соучастия. Колоколов Г.Е. отмечал, что «теория соучастия является венцом общей доктрины учения о преступления и по праву считается наиболее сложным разделом уголовного права»[3].
В советском уголовном праве поиск оптимального законодательного определения соучастия был продолжен. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. соучастие определял, как «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления». С этого периода у ученых возникли разногласия в связи с тем, какое место должен занимать термин «умышленный» в определении «соучастия».
Некоторые ученые считали наиболее приемлемым помещение его перед термином «совместный», поскольку это помогает распространить умышленность не только на сам акт, но и на саму совместность. Так, по мнению С.В. Афиногенова: «Положение закона о том, что соучастие является умышленным совместным совершением преступления, делает ненужным упоминание о том, что сами преступления, совершенные в соучастии, должны быть умышленными»[4]. Другие же ученые предложили данным термином определять лишь совершение преступления, изложив данное определение следующим образом: «Соучастие – это совместное участие двух или более лиц в совершении одного и того же умышленного преступления». В то же время исключалась возможность соучастия в неосторожном преступлении и чрезмерная объективизация понятия совместимости. По мнению А.А. Пионтковского «сторонники данной точки зрения не выполнили свою задачу, ведь отделение термина «умышленный» от совместности, делает возможной совместность по неосторожности, а также способствовали закреплению идеи совместности как чисто объективной категории»[5].
В свою очередь А.В. Шеслер выдвинул революционное для своего времени определение: «Соучастие – это совместное умышленное участие двух или более лиц в совершении одного и того же умышленного преступления»[6].
Концепция А.В. Шеслера была продолжена И.А. Тарасовым, однако, указавшего на недостатки легального определения соучастия.
В действующем УК РФ в определении соучастия термин «умышленное» повторяется два раза – в отношении совместного участия и преступления. По мнению Д.А. Безбородова «законодатель сделал так, чтобы полностью реализовать доктрину умышленного соучастия»[7]. Не утихают дискуссии по поводу определения понятия «соучастия» и в настоящее время. Так, например, Ф.Г. Бурчак определяет соучастие, как «совместное участие двух или более лиц в совершении одного и того же умышленного преступления».
По мнению, П.Ф. Тельнова: «соучастие – это совершение умышленного преступления совместными сознательно объединенными действиями двух или более лиц». В свою очередь M.И. Ковалев понимает под соучастием: «совместный, преднамеренный акт, который представляет собой совершение одного и того же преступления с разделением ролей или без такового (соучастие в узком смысле слова или соисполнительство)». В целом, можно сказать, что все изложенные выше дефиниции ставят в приоритет законодательное определение.
Анализ ст. 32 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что признаками понятия соучастия в преступлении являются:
Участие в совершении преступления. Данный признак как признак соучастия редко рассматривается самостоятельно.
В русском языке «участие» означает совместную деятельность с кем-то, сотрудничество в чем-то, «совместный» осуществляемый вместе с кем / чем-нибудь, «деятельность» – занятие, работа и «сотрудничать» – работать, действовать вместе, участвовать в общем деле.
Совместность, которая заключается в совершении двумя или более лицами одного и того же преступления, имеет объективную и субъективную сторону.
Так, например, Выборгским районным судом вынесен обвинительный приговор по уголовному делу в отношении уроженца Ленинграда Сергея Гурова. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.241 УК РФ (организация занятия проституцией и содержание притонов).
Установлено, что Гуров на протяжении 6 лет совместно со своими соучастниками осуществлял техническое сопровождение деятельности притонов, обрабатывал и размещал в сети «Интернет» фотографии лиц, оказывающих сексуальные услуги жителям и гостям Санкт-Петербурга, а также обеспечивал бесперебойную работу компьютерной техники и работы Интернет-ресурсов сети притонов. Облюбовав несколько адресов, расположенных в различных районах Санкт-Петербурга, привлек к работе девушек для оказания услуг интимного характера, которые занимались проституцией по разработанному заранее графику, за денежное вознаграждение. Подсудимый в полном объеме признал свою вину в совершении вышеуказанного преступления, изобличил своих соучастников, оказал содействие следствию в установлении всех обстоятельств дела.
Объективная стороны совместности соучастия означает причинение единого преступного результата совместными усилиями соучастников и включает общность действий соучастников, единый преступный результат для всех соучастников и причинно-следственную связь между ними.
Субъективная сторона означает совместность намерения соучастников, которая характеризуется особенностями интеллектуальных и волевых моментов. Так, например, 6 ноября 2020 года Московским городским судом вынесен приговор на основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей в отношении Сергея Мухортых, Натальи Левченко и Олега Бирюлина.
Так, все фигуранты уголовного дела признаны виновными в незаконном сбыте наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере (ч. 5 ст. 228.1 УК РФ).
Вместе с тем коллегией присяжных заседателей соучастники признаны заслуживающими снисхождения.
Приговором суда Сергею Мухортых, Наталье Левченко и Олегу Бирюлину назначено наказание в виде лишения свободы сроками на 13, 12 и 11 лет, соответственно.