Введение
Глава 1. Генезис и общие положения об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий
1.1 История развития законодательства об ответственности за вовлечение в совершение преступлений и антиобщественных действий
1.2 Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий как угроза формированию общества: понятие и сущность преступлений
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 150, 151 УК РФ
2.1 Объект и объективные признаки преступления
2.2 Субъект и субъективные признаки преступления
2.3 Квалифицирующие признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 150, 151 УК РФ
Глава 3. Проблемы квалификации несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы работы обуславливается тем, что, рост количества преступлений с участием несовершеннолетних всегда сопровождаются опасением со стороны социума.
К одному из наиболее важных факторов развития преступности среди несовершеннолетних, следует отнести вовлечение последних в совершение преступлений.
Влияние непосредственно со стороны взрослых на несовершеннолетних несет в себе высокую степень социальной опасности не только по причине причинения большой степени вреда, а также потому, что в результате подобного привлечения несовершеннолетние могут далее самостоятельно продолжить осуществлять преступную деятельность.
Кроме того, те способы, посредством которых несовершеннолетних вовлекают в преступную деятельность в большинстве случаев являются противоправными и социально опасными.
Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, а также участие в антиобщественных деяний ведет к соответствующей деформации личности подростков, в частности, изменению его психики, безусловно, в отрицательную сторону.
Для достижения собственных действий преступного характера взрослые, используя те или иные жизненные ситуации прибегают к использованию таких личностных качеств подростков, как податливость, доверчивость, внушаемость, ложно осознаваемое чувство товарищества, неспособность объективно оценить поведение других людей.
Целью исследования является выявление проблемных аспектов правового регулирования и применения на практике уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
уточнить генезис и общие положения об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий;
выявить особенности объективных и субъективных признаков вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий;
определить проблемы квалификации несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий.
Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере назначения уголовного наказания совершеннолетним лицам, вовлекающим несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий.
Предмет исследования составляет ст. ст. 150 и 151 УК РФ, регулирующая данные отношения, а также практика применения данной нормы.
Методологической основой исследования являются следующие методы: анализ и синтез, формально-логический, системно-структурный подход.
Нормативную основу работы составляют: Конституция Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ) и Уголовный Кодекс Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ).
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Генезис и общие положения об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий
1.1. История развития законодательства об ответственности за вовлечение в совершение преступлений и антиобщественных действий
Рассмотрение особенностей уголовной ответственности за вовлечение в совершение преступлений и антиобщественных действий является невозможным без выявления исторических аспектов закрепления и развития ответственности за данные преступления в отечественном уголовном законодательстве.
Историю развития института ответственности за вовлечение в совершение преступлений и антиобщественных действий можно условно разделить на три этапа: дореволюционный; советский; современный.
Как замечает Ю.В. Николаева, «эволюция законодательного регулирования в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка как особого объекта правовой охраны представляет собой важный историко-правовой процесс, отражающий становление правового статуса личности, а также закрепление нравственно-гуманистических начал в качестве основы отечественного законодательства»[1]. Первый период становления и развития российского законодательства об обеспечении прав, свобод и законных интересов детей включает временной промежуток с VI в. до конца XVII в. В дохристианскую эпоху право ребенка на жизнь не было защищено. В этот период можно наблюдать состояние полной зависимости ребенка от своих родителей. В XVI в. были изданы «Домострой» и «Стоглав», содержащие нормы, которые регулировали семейные отношения. В XIII в. было открыто первое в России государственное учреждение для детей-сирот. Важнейшим источником церковного и семейного права на Руси являлась Кормчая книга, многие положения которой впоследствии нашли свое отражение и иных правовых актах, в частности в Русской Правде, Судебнике 1497 г. Главным в семье являлся муж, поэтому не случайно законодательство того периода устанавливало приоритет правового статуса супруга в семейных правоотношениях, в том числе в случае развода супругов. Опекун назначался по велению отца, выраженному в духовном завещании. Ввиду преобладания родительской власти над детьми, действия церковных норм, преступность несовершеннолетних не существовала как социальное явление в тот период. Как пишет И.Ю. Блясова, «случаи преступлений со стороны несовершеннолетних не подпадали под категорию системы, что и не вызывало необходимости структурировать право с точки зрения ювенальной составляющей»[2]. Более того, ни в одном из первых правовых актов Древней Руси (Русская Правда, Судебник 1497 г. и т.д.) не закреплялось норм, которые бы четко определяли возраст привлечения к уголовной ответственности и предусматривали специальные меры уголовных репрессий в отношении несовершеннолетних.
Основополагающим признаком, который рассматривался в качестве изменения характера и размера наказания, являлась сословная принадлежность лиц, что, конечно, было обусловлено историческими факторами, когда в обществе привилегированное положение занимали помещики и феодалы, лица, приближенные к государственной службе. Русская Правда предусматривала такие процессуальные институты, как органы, в обязанности которых вменялось осуществление правосудия, а также возможность проведения предварительных процессуальных действий и предоставление доказательств виновности лица в совершении преступления. Однако, обратим внимание на то обстоятельство, что ни возрастные, ни психофизиологические особенности несовершеннолетних не учитывались при назначении наказаний в России вплоть до XVII века. Необходимо отметить, что некоторыми авторами до сих пор не проводится четкого разграничения между понятиями «уголовное наказание» и «уголовная ответственность». Если рассматривать соотношение уголовного наказания и уголовной ответственности, то следует отметить, что данные правовые институты соотносятся как часть и целое, при том, что они не являются идентичными. Подтверждением данного вывода является тот факт, что УК РФ разграничивает регулирование институтов освобождения от уголовного наказания и от уголовной ответственности в различных главах кодекса. Уголовное наказание следует рассматривать как часть уголовной ответственности, что проявляется в применении уголовного наказания в случае привлечения лица к уголовной ответственности. Как верно замечает А.В. Макаров, «наказание является главным элементом уголовной ответственности»[3]. Однако, в некоторых случаях лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, может избежать уголовной ответственности. Укрепление государственной власти в России во второй половине XVI века требовало совершенствования всего законодательства, в том числе уголовного и уголовно-процессуального, что повлекло за собой принятие Соборного уложения 1649 года. Вместе с тем, уголовное законодательство дореволюционной России не определяло круг преступных деяний, за которые подросток не нес уголовную ответственность. В Уложении только фигурировал сам термин «малолетние», но его применение не связывалось с наступлением каких-либо последствий правового характера.
Следующий период развития системы ответственности и наказания несовершеннолетних связан с деятельностью Петра I, который провел значительные реформы всего отечественного законодательства. Правовые акты в этот период становятся более четкими по форме и содержанию, приобретают признаки юридического формализма, законы получают письменную форму, а их публикация становятся обязательной. Артикулы содержали положение о том, что «наказание за воровство обыкновенно умаляется или весьма оставляется, ежели... вор будет младенец, который, дабы его заранее от сего отлучить, может от родителей своих лозами наказан быть». Таким образом, малолетний возраст преступника впервые стал рассматриваться отечественным законодательством в качестве смягчающего обстоятельства. Начиная с конца XVIII в. на преступность несовершеннолетних большое влияние оказывали социальные факторы (беднота, невозможность получения образования, бродяжничество и т.д.).
В своей работе Т. Лихова приводит данные, что с 1884 по 1895 г. число несовершеннолетних осужденных увеличилось на 15%, тогда как число взрослых, осужденных возросло лишь на 7%. Наблюдалась и постепенная тенденция осужденных несовершеннолетних. Если в 1896 г. было осуждено 7193 несовершеннолетних, то в 1910 г. – 7483[4].
Следующий этап развития законодательства, закрепляющего уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественного действия, связан с советским периодом. Как пишет А.В. Переверзев, принятые в советский период времени действия позволили существенно снизить уровень подростковой преступности.
Декретом СНК 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» суды и тюремное заключение для несовершеннолетних упразднялись. Дела о лицах до 18 лет, замеченных в действиях общественно опасных, вели указанные комиссии, судебные меры применялись как исключение, если комиссия устанавливала невозможность применения мер медико-педагогических. Только эти комиссии могли направить материалы в суд. Более 90% дел о преступлениях рассматривалось комиссиями.
В течение 1923 г. в РСФСР они рассмотрели до 80 тыс. дел. Их задача состояла не в защите общества от несовершеннолетнего, а в защите интересов ребенка-правонарушителя. Одержала победу точка зрения, что наказание и судебное разбирательство негативно влияют на психику несовершеннолетних.