Введение
Глава 1. Исторический аспект и особенности вменяемости и невменяемости в уголовном праве России
1.1 История становления и развития института невменяемости в уголовном праве России
1.2 Вменяемость и невменяемость: понятие и особенности
Глава 2. Проблемные аспекты критериев невменяемости в современном законодательстве. Спорные вопросы отграничения аффекта от ограниченной вменяемости
2.1 Проблемные вопросы критериев невменяемости в современном законодательстве
2.2 Спорные вопросы отграничения аффекта от ограниченной вменяемости
Заключение
Список использованных источников
Современное состояние уголовной политики, наличие в Российском уголовном праве таких важнейших принципов, как, в частности, принципы законности, вины, справедливости, гуманизма, свидетельствуют о том, что в настоящее время возрастает интерес к изучению лица, которое совершило деяние, порицаемое уголовным законом.
По мнению Б.А. Спасенникова, причинами, актуализировавшими сегодня проблему субъекта преступления, являются следующие обстоятельства: «Во-первых, в ходе построения правового государства усиливается тенденция индивидуализации наказания. Во-вторых, существенно увеличивается количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности и обнаруживающих психические расстройства, порождающие дефекты мышления и воли, то есть играющие существенную роль в тгиопатогенезе преступного поведения».
Так, большим блоком проблем в теме изучения субъекта преступления в уголовном праве и криминологии являются вопросы о влиянии тех или иных факторов на поведение человека в конкретной жизненной ситуации.
В связи с этим не ослабевает интерес к исследованию внутренних сторон деятельности человека, а именно – психического отношения лица к совершаемому деянию, возможности адекватно оценивать обстановку и фактические обстоятельства деяния; влияния особенностей психической деятельности человека на принятие им решения поступить тем или иным образом.
В науке уголовного права признается, что учение о вменяемости и невменяемости составляет один из основных вопросов теории уголовного права. Этой проблеме в настоящее время в науке уделяется большое внимание специалистами разных областей знаний – и юристами, и психологами, психиатрами, философами, социологами. Проблемы вменяемости, невменяемости и ограниченной вменяемости являются комплексными, существуют «как бы на стыке психиатрии и уголовного права»; в связи с чем следует остановиться на основных тенденциях и направлениях уголовного права, судебной психиатрии, а также психологии и философии в указанном ключе. Проблема невменяемости не может быть решена сама по себе, без одновременного анализа и решения проблем вменяемости и ограниченной вменяемости. Для определения вменяемости и невменяемости лица в конкретном поступке закон в определенных случаях обязывает органы следствия и суда обращаться за помощью к специалистам, а именно – психиатрам и психологам, следовательно, законодатель считает, что сами следственные и судебные органы не обладают необходимыми познаниями и не могут решить эти вопросы.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в уголовном праве и судебно-следственной практике невменяемость занимает очень важное место, поскольку она самым тесным образом связана с институтами вины, уголовной ответственности и наказания, а кроме того играет существенную роль в деле соблюдения законности в отношении совершивших общественно опасные деяния психически больных лиц.
Так в научной литературе исследованию данной темы посвящены работы представителей юридических, правовых и медицинских наук (Д.А. Горбатович, А.Ю. Голобородько, П.В. Пашковский и др.
Целью данного исследования является рассмотрение понятия и особенностей невменяемости в уголовном праве.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие и признаки вменяемости и невменяемости в уголовном законодательстве России;
– исследовать анализ проблемных аспектов критериев невменяемости.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе исследования состояния вменяемости и невменяемости.
Предметом исследования выступают теоретико-правовые основы невменяемости в уголовном праве.
В основу исследовательской работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам уголовного права и других отдельных отраслей права.
Информационная основа исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское и зарубежное законодательство.
Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Поставленные задачи решаются общими и специальными методами теоретического исследования. Широко используются элементарно-теоретический и структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование. Отсутствие устойчивой практики применения российского законодательства в данной области определяет особую значимость формально-логического и исторического методов.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Исторический аспект и особенности вменяемости и невменяемости в уголовном праве России
1.1 История становления и развития института невменяемости в уголовном праве России
Ни один общественный институт, и тем более правовой, не может развиваться в отрыве от своей истории. Для понятия сущности какого-либо процесса или явления нам необходимо для начала вникнуть в процесс его исторического становления и развития. Именно эти знания могут помочь ученым объяснить современные несовершенства того или иного института и сформулировать предложения по минимизации их негативного эффекта. Интересно заменить, что ученые-юристы, изучающие дихотомию «вменяемость-невменяемость» не могут сойтись во мнении о том, с какого времени необходимо начинать отсчет его возникновения. Так, например, А. Н. Батанов, полагает, что впервые о данных институтах законодатель задумался в XVII веке[1]. Он считает Указ «О татьбах, разбойных и убийственных делах» 1669 года точкой начала отсчета. Однако существует и другое мнение по данному вопросу. По мнению С. Н. Шишкова данная норма заимствована из Кормчей книги (конец XIII века)[2], и есть все основания полагать, что она применялась и задолго до появления «Новоуказных статей».Спасенниковы Б. А. и С. Б. утверждают, что институт невменяемости зародился еще в XII веке, когда в Судном законе князя Владимира Мономаха содержалось указание об исключении «бесных» из числа свидетелей[3]. Мы полагаем возможным согласиться с тем, что позиция Батанова А. Н. не является правильной. Для всеобъемлющего исследования института невменяемости необходимо изучать не только его нормативное регулирование, но и отражение в трудах ученых и практике правоприменения.
Активное развитие института невменяемости связано с нормотворчеством русских правителей XVIII века. Это было обусловлено и развитием правоприменительной практики, и совершенствованием аналогичных правовых норм в зарубежных странах. Как видим, регулирование института невменяемости в то время носило крайне казуистический характер, отсутствовала четкая и последовательная законодательная политика в данной сфере.
В то время невменяемые освобождались от уголовной ответственности за совершение лишь отдельной категории преступлений, однако, например, на государственные и религиозные преступления нормы о возможности освобождения их от ответственности не распространялись.
На наш взгляд, нет оснований считать это недостатком законодательного регулирования. В то время уровень развития науки в целом и психиатрии в частности не позволял законодателю сформулировать более совершенные критерии[4].
Таким образом, легальное закрепление рассматриваемого института в полной мере отражало достижения науки того времени. Кроме того, анализ исторических документов также свидетельствует и о том, что сам термин «невменяемость» тогда еще не был известен ни законодателю, ни ученым, ни практическим деятелям. В юридической науке термин «невменяемость» впервые появился в XIX веке в учебнике Г. И. Солнцева (1820 г.), однако, примечательным является тот факт, что в то время он относился не к субъектам преступления, а к совершаемым им деяниям. На основании данного признака все преступления делились на вменяемые виновному преступления и невменяемые больному деяния.
Однако все же последовательная государственная политика до сих пор отсутствовала, что, на наш взгляд, все еще было связано с отсутствием сильной научной поддержки (в частности, с недостаточным развитием психиатрии того времени). Впервые законодательное закрепление понятие невменяемости нашло в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., а также в п. 3 ст. 10 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г[5]. Однако уже в то время ученые предлагали расширительно толковать рассматриваемую норму. Так, Л. С. Белогриц-Котляревский отмечал: «встречаются субъекты, понимающие противозаконность и само свойство деяния и в то же время неспособные в силу своего болезненного психофизиологического состояния руководить своими поступками, которые поэтому и не могут быть им вменены…»[6]. Реформа уголовного судопроизводства послед судебной реформы 1860-х годов дала существенный импульс развитию науки уголовного права, среди научного сообщества возрос интерес к правовому положению душевнобольных. Кроме того, данный период характеризуется развитием психиатрии в германоязычных государствах, что не могло не отразиться на развитии институтов вменяемости и невменяемости и в Российской империи.