Введение
1. Гражданское общество: понятие, функции, структура и признаки
2. Теоретический подход к формированию гражданского общества
3. Проблемные вопросы соотношения гражданского общества и правового государства
Заключение
Список использованных источников
Взаимодействие государства и гражданского общества является основополагающим фактором развития социально-политического организма в целом. Понимание сущности этого взаимодействия приобретает особую важность для российского общества, переживающего переходный период от тоталитаризма к демократии. В отечественной публицистической литературе преобладает мнение, согласно которому гражданское общество противопоставляется государству. Утверждается, что только гражданское общество, являющееся негосударственной сферой, способно реализовать истинные потребности и интересы человека независимо от государства и даже вопреки ему. Однако мировой и российский исторический опыт свидетельствует о том, что с момента распада первобытнообщинного строя без государства, определяющего и поддерживающего правовое поле эффективно функционирующего гражданского общества никогда не существовало. Вне правового поля, где субъекты общественных отношений не исполняют правовых установлений, с неизбежностью возникают конфликты, перерастающие в межнациональные, меконфессиональные и гражданские войны; живыми свидетелями и очевидцами которых мы являемся. И только тогда, когда утверждается право, поддерживаемое всей силой государства и его правоохранительных и силовых структур, прекращаются войны и создаются условия для реализации своих позитивно-созидательных функций гражданским обществом. Из этого вовсе не следует, что государство является определяющим элементом по отношению к гражданскому обществу, что государство является первопричиной всех социально-экономических и духовно-нравственных инициатив в обществе. Подобное представление исключало бы саму постановку проблемы об их соотношении и взаимодействии и, по существу, отвергало бы принципиальное признание приоритета гражданского общества над государством. Гражданское общество и государство образуют вместе единый социально-правовой континуум, не теряя при этом каждый своей специфики и не утрачивая потенциальных возможностей ограничить базовые функции своего контрагента. Гражданское общество, обеспечивающее возможность человеку реализовать его гражданские права и удовлетворить его разнообразные потребности и интересы, представляет собой целостную самоуправляющуюся систему взаимодействия граждан, их добровольных ассоциаций и объединений в экономической, социальной, семейной, духовно- нравственной, национальной, религиозной и иных сферах общественной жизни, которая функционирует в правовом поле, взаимодействует с государством, но защищает себя от прямого вмешательства и произвольной регламентации своей деятельности со стороны органов власти.
Гражданское общество и государство не только не изолированы друг от друга, но наоборот они соединены друг с другом структурными связями и отношениями. Более того, ряд общественных институтов занимает промежуточное положение, выступая одновременно и элементом государства и элементом гражданского общества. Например, правящая политическая партия, является общественной организацией, вышедшей из недр гражданского общества, но в то же время эта партия, представляя собой законодательную ветвь государственной власти, выполняет государственную функцию. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и составляют две части единого общественно- политического организма. Гражданское общество заключает в себе потенциальную возможность развития социально-экономической и духовно- нравственной сфер жизни, а государство – политической сферы. Гражданское общество выступает первоосновой политической системы, которая определяет форму и структуру государства
В свою очередь, государство как политический институт,, создает такие правовые нормы, которые не только фиксируют уже сформировавшиеся общественные нормы взаимоотношений между гражданами и их объединениями в ходе функционирования гражданского общества, но и обеспечивают им стабильность и возможность для дальнейшего развития. Процесс; формирования гражданского общества в России и его взаимодействия с государством имеет свои особенности. В стране, особенно в ее центральных регионах, за период тоталитарного правления разрушены вековые органичные связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции и нравственные нормы. Гражданское общество стало представляться не более чем соединением частных лиц, решающим преимущественно проблемы своей частной жизни и не нацеленным на решение общих проблем. Государственные структуры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались единственным соединяющим его основанием. В таких условиях форсированная перестройка, ослабившая регулирующую роль государственных структур, с неизбежностью привела к серьезным экономическим и социально- политическим потрясениям.
Отчуждение от собственности и от власти, психология иждивенчества, получившие широкое распространение в годы «уравнительного социализма», привели к появлению значительных социальных слоев населения, не способных к решению общественных проблем.
Кроме того, серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как внутригосударственная структура, но и как общественная структура, заменяющая собой подлинные общественные образования в экономической, социальной и других сферах жизни.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей гражданского общества.
Задачами данного исследования являются:
– исследование исторического становления понятий и особенностей гражданского общества;
– анализа проблемных аспектов соотношения государства и общества.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, характеризующих особенности гражданского общества.
Предметом исследования выступают закономерности гражданского общества.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся особенностей гражданского общества, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно–правовой, структурно – системный и друние методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.