Введение
1 Правовая природа и источники информации
1.1 Правовая природа и значение информации
1.2 Источники информации
2 Актуальные аспекты отдельных видов правовых режимов информации
2.1 Особенности правового режима информации
2.2 Информация ограниченного доступа
2.3 Особенности правового режима открытой информации
2.4 Правовая информация
Заключение
Список использованных источников и литературы
В настоящее время информация имеет широкий спектр воздействия на общественную жизнь. Информацию можно определить как основной объект, по поводу которого или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом. Развитие и внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности расширяют права граждан и организаций путем открытия доступа к разнообразной информации. Для информационного общества характерно возрастание значимости прав на доступ к информации, на защиту от вредной информации. Однако рост информационной сферы характеризуется не только развитием информационных сетей, упрощением доступа граждан к информации, но и такими негативными явлениями, как «информационные войны». Поэтому важное место в политике национальной безопасности занимает информационная безопасность.
Значимую часть информационных ресурсов представляет собой конфиденциальная информация, использование которой регулируется посредством специальных правовых режимов. Необходимость исследования специальных правовых режимов определяется их исключительной значимостью, так как конфиденциальность как социальное и правовое явление востребована и частными, и публичными интересами.
Специальные правовые режимы информации направлены на охрану сведений, свободное распространение которых нарушает права и законные интересы личности, общества и государства.
Целью данного исследования является теоретическое исследование положений об информации.
Вышеозначенная цель предопределила постановку и последующее решение задач данного исследования, которыми явились:
– рассмотрение понятия и законодательного регулирования информации;
– анализ отношений по актуальные аспектам отдельных видов правовых режимов информации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в отношении правового регулирования информации.
Предметом исследования выступают правовые нормы, предусматривающие понятие информации и ее особенности.
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское и зарубежное законодательство. Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины информационного права.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Правовая природа и источники информации
1.1 Правовая природа и значение информации
Широкое применение современных информационно-коммуникационных технологий и формирование информационного пространства в глобальном масштабе выступают на современном этапе главнейшими факторами устойчивого развития, что неизбежно повышает роль информации и общественных отношений, направленных на получение актуальной и достоверной информации, свободу творчества и распространения информации. Все это не могло не отразиться на системе российского права и обусловило появление и успешное развитие информационного права, которое аккумулирует результаты деятельности законодательных и иных правотворческих органов, правоприменения, научных исследований специалистов права в области правового регулирования информационной сферы.
Важнейшим принципом информационного права является доступность информации – свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Понятие «информация» первоначально связывалось с социальной и коммуникативной деятельностью людей. С развитием науки, техники и общественных отношений наблюдается постепенное проникновение понятия в сферу гуманитарных наук[1].
В теорию журналистики оно входит в 20–30 гг. XX в., где делаются попытки систематизации источников информации, изучаются особенности потребителя и условий восприятия социальной информации.
Совершенствование средств коммуникации и технической передачи информации способствовали развитию научной теории информации, предпосылкой которой явились разработка и введение в научный оборот понятия «энтропия». В основе теории информации лежат работы Р. Хартли и К. Шеннона, заложившие точное представление о количестве информации и уменьшении неопределенности на основе выбора из массива возможностей.
Шенноновская теория делает акцент на синтаксическом аспекте информации, выражающемся в совокупности характеристик информационных сигналов, знаков, сообщений, их взаимосвязях и специфике процессов, и не дала ей содержательного определения, базируясь в этом аспекте на положениях общественных наук. В развитие Шенноновской теории в середине XX в. была разработана концепция разнообразия У. Р. Эшби[2].
Существенный вклад в понимание роли информации в сложных самоорганизующихся системах внес Н. Винер. Аспекты семантических и аксиологических сторон информации изучались в иных направлениях развития научной мысли. Семантическая концепция направлена на измерение содержания передаваемых сообщений в процессе коммуникации и соотнесения информационных кодов и объектов, являющихся основой информационного образа.
Прагматическая теория основана на ценности информации для принятия решений. Интересной также представляется попытка построения качественной теории информации[3].
Известно множество определений термина «информация», используемых в различных науках в зависимости от их потребностей. Обобщение существующих научных теорий информации и их прикладных интерпретаций позволяет утверждать, что существуют два основных подхода к определению этого понятия.
Первый подход характерен для точных, естественных и базирующихся на их основе технических наук.
Информация определяется ими исходя из свойства вариативности относительно устойчивых материальных состояний объектов, передающих и хранящих информацию.
Второй подход свойственен общественным и гуманитарным наукам, включающим в понятие информации только информационные объекты (сведения, сообщения, данные), полученные или разработанные человеком и включенные в его деятельность, а также представленные и обрабатываемые с использованием искусственных систем. Информация общественными науками определяется через образ, возникающий в мышлении человека после получения им информационных объектов и установления связей с ранее полученными знаниями и понятиями[4].
В последние десятилетия признано междисциплинарное значение термина и понятия «информация».
Сформировалось научное философское направление – философия информации, направленное на становление нового научного мировоззрения и парадигмы на основе философского понимания природы информации, изучения различных систем и объектов идеальной реальности[5]. Таким образом, суммируя, можно утверждать, что понимание феномена информации прошло путь от повседневного «житейского» представления до базовой философской категории.
По мере научного анализа сущности феномена информации эволюционируют преобладающие концептуальные подходы. Современная наука продолжает исследование информации в разных аспектах с учетом особенностей предмета и объекта соответствующей науки и следует ожидать дальнейшего углубления понимания ее сущности и закономерностей, лежащих в основе.
Многообразие объяснений феномена информации, характерное для различных научных областей, свидетельствует о ее сложности и многомерности.