Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы коррупции в сфере государственной службы
1.1 История становления и развития коррупции
1.2 Понятие и сущность коррупции
1.3 Причины коррупции в сфере государственных служащих
Глава 2. Предупреждение коррупции в сфере государственной службы. Проблемные вопросы кoнтрoля зa дoхoдaми и рaсхoдaми гoсудaрствeнных служaщих и иных лиц кaк срeдства прoтивoдeйствия кoррупции
2.1 Особенности предупреждения коррупции в сфере госслужбы
2.2 Правовые аспекты и проблемные вопросы контроля за соответствием расходов отдельных лиц их доходам кaк срeдства прoтивoдeйствия кoррупции
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время, в числе огромного количества проблем, переживаемых нашей страной, одной из главных является коррупция, которая может быть представлена «паразитом», имеющим множество форм и обличий, заразившим, практически, все сферы жизнедеятельности общества – государственное управление не является исключением.
По справедливому замечанию российского президента В.В. Путина: «Больших изменений к лучшему мы пока не видим. Связано это, конечно, и с коррупцией на всевозможных уровнях, с низкой организацией этой работы и отсутствием должного контроля в этой сфере...»[1].
Тема коррупции волнует многих исследователей. Она становилась объектом изучения многих авторов, в числе которых, В.А. Васенин, С.А. Воронцов, С.Г. Зырянов, Е.К. Кузовлева, П.Ю. Кузнецова, Д.А. Мельцова, Т.Н.Михеева, Э.А. Прохоров, А.В. Понеделков, А.Ю. Рыманов, Е.А. Свининых, Н.М. Тюкалова, Д.П. Феклистова, О.Н. Ходасевич, Е.Ю. Шаламова, А.В. Шевцов, С. М. Яруллин и др.
Высоко оценивая значимость имеющихся в науке исследований, в контексте затронутой тематики, нельзя не отметить, что многие вопросы до настоящего времени продолжают оставаться не решенными, затрудняющими борьбу с таким негативным явлением, как коррупция.
Коррупция в сфере государственного управления не только угроза верховенству закона, но и демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости. Она подменяет публичные правовые действия и решения коррупционными отношениями, основу которых составляет преобладание частных интересов над общественными. Коррупция затрудняет развитие государства и общества.
Борьба с ней должна проводиться по всем направлениям: от совершенствования законодательства до воспитания в российских гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям данного социального зла. Бесспорно, искоренить коррупцию возможно только в идеалистическом обществе, но предупреждать ее не только можно, но и нужно.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании кoнтрoля зa дoхoдaми и рaсхoдaми гoсудaрствeнных служaщих и иных лиц кaк срeдствo прoтивoдeйствия кoррупции.
Задачами данного исследования являются: исследование истории становления и развития коррупции; характеристика понятия и причин коррупции в государственном управлении; выявление проблемных аспектов в противодействии коррупции на государственной службе.
Объектом исследования выступают общественные отношения, в которых находят свое выражение сущность коррупции и мероприятий, направленных на ее противодействие, на государственной службе.
Предмет исследования составляют правовые нормы, устанавливающие особенности противодействия коррупции на государственной службе.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретико-правовые основы коррупции в сфере государственной службы
1.1 История становления и развития коррупции
Явление коррупции сопровождает человеческое общество со времен древнейших цивилизаций. Несмотря на многовековую историю своего существования, вопрос о понятии и сущности коррупции до сих пор остается дискуссионным. Изучение данного феномена проводилось и проводится во многих областях научного знания: политологии, социологии, культурологии, юриспруденции и т.д. Между тем универсального определения коррупции не сформулировано, что можно объяснить многоликостью и межсистемностью понятия. Так, история возникновения коррупции напрямую связана с возникновением системы управления государством. На протяжение многих веков государство и коррупция существуют сообща и неотрывно друг от друга. По удостоверению исторических документов в Египте, Римской империи, Древнем Китае, Греции коррупция развивалась в форме казнокрадства, взяточничества. О мздоимстве на Руси упоминается уже в летописях XIII в. Иван Грозный явился первым, кто боролся и пресекал расхищение государственной казны. Так как активно велась борьба со взяточниками, был создан «очистительный орган», ввели опричнину и смертную казнь для казнокрадцев и взяточников. Во времена правления Петра I происходит расцвет промышленного производства, торговых отношений с соседними странами и государствами, в связи с этим и увеличивается штат управленческого персонала, что ведет к значительному распространению и развитию коррупции. Царь пытался выстроить в государстве систему борьбы с коррупцией[2].
Для упорядочения исполнения служебных обязанностей были включены правила несения гражданской службы, которые закрепились в Табели о рангах. Для борьбы с казнокрадством в губерниях и на местах Петр I принимал очень жесткие меры по искоренению взяточничества, вплоть до смертной казни, примером стал сибирский губернатор Гагарин, который был изобличен в коррупции. Петр I поощрял доносы на казнокрадов и взяточников.
При своем правлении принял нормативный акт, в котором говорилось, что лицо, заявившее накоррумпированного чиновника, получит все имущество коррупционера.
Борьба с коррупцией при Петре I входила в обязанности созданной им прокуратуры, но, несмотря на столь суровые меры, коррупция процветала, а царские чиновники так, же использовали свое должностное положение для личного обогащения. Активно борьбу со взяточничеством вела и Екатерина II. При ней активно велась борьба с должностными преступлениями путем установления строгой дисциплины. Император Александр I в 1801 г. принял Указ «Об изыскании причин и искоренении лихоимства и лиходательства», но этой реформы было недостаточно.
Александр II, известный как крупный реформатор, исполнивший отмену крепостного права, проведший реформу городского управления, внес свой вклад в борьбу с коррупцией. Нововведением того времени стала ежегодная публикация имущественного положения чиновников империи, с которой мог ознакомиться любой желающий. Н.И. Крюкова написала: «Чиновникам запрещались всякие сделки с лицами, вступающими в подряды и поставки по тому ведомству, где они служат, потому что предполагалось, что эта сделка или договор только прикрывает собой взятку, данную для того, чтобы чиновник незаконно благоприятствовал подрядчику при сдаче вещей или работ в ущерб казне»[3].
Александр III принял специальное решение, которое запрещало высшим чиновникам принимать участие в правлении акционерных обществах и банках, тем самым совмещать государственные должности. Но это не помешало чиновникам ставить на эти должности своих близких родственников. Расцвет коррупции в российской империи пришелся на последнего правителя Николая II.
Одним из поводов для революции 1917 года была именно коррупция чиновников всех рангов и даже членов императорской семьи[4].
После окончания гражданской войны в новом управленческом аппарате продолжают работать все те же коррумпированные чиновники, что в дальнейшем приводит к ужесточению карательных мер, применяемых по борьбе с коррупцией.
Как написал Г.С. Гончаренко: «В отечественной юридической литературе термин «коррупция» был введен в понятийный аппарат А.Я. Эстриным в работе «Взяточничество», которая вышла в рамках работы кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 г. Данным автором было предложено наиболее простое, и, в то же время, отражающее саму суть явления, определение коррупции – подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще»[5].
Первым правовым актом в РСФСР стал Декрет Совета Народных Комиссаров «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г., который предусматривал уголовное наказание и уголовную ответственность за получение взятки, такое как тюремное заключение сроком на пять лет и конфискацию имущества.
В п. 3 Декрета было написано: «Покушение на получение или дачу взятки наказывается, как окончательное преступление». В 1922 году был издан закон, в котором за дачу взятки полагался расстрел.
Исходя из этого, на период правления Сталина приходится очень низкий уровень уголовных преступлений, связанных с коррупцией. Действовавшая с 1926 по 1960 г. норма в Уголовном кодексе РСФСР за должностные (служебные) преступления, в том числе и за взяточничество, устанавливала уголовную ответственность лиц, занимавших должности в государственных органах, учреждениях, на предприятиях, в организациях[6]. За взятки по всей строгости закона отвечали не только коррумпированные чиновники, но и члены их семей, не сообщившие о факте взятки. Сталин вел беспощадную войну с коррупцией, особенно в после военное время, когда те, кто «хорошо жил» могли наживаться только на добытые преступным путем деньги из казны государства.