Введение
Глава 1. Понятие и сущность права и морали
1.1 Понятие и признаки права
1.2 Сущность морали
Глава 2. Проблемные аспекты взаимодействия и противоборства права и морали. Ценности морали и права в России
2.1 Право и мораль: общие черты и взаимодействие
2.2 Различия и противоречия права и морали
2.3 Ценности морали и права в России
Заключение
Список использованных источников
В общей теории права присутствует теория морали (нравственности). Думается, это обусловлено тем, что мораль является весьма эффективным средством познания права. Дело в том, что в обыденном понимании право и закон отожествляются, как нечто обязательное, писанное, официально установленное. А мораль на обыденном уровне, впрочем, как и на научном, мыслится как совокупность норм, принципов, идейных установок, которые определяют поведение человека в обществе. В процессе познания и обучения переход от обыденного правопонимания к профессиональному можно эффективно осуществлять посредством введения понятия морали и соотношения моральных и правовых предписаний. Именно по этому пути уже весьма продолжительное время и идёт теория государства и права. По этому пути мы делаем три шага: первый – выделяем общее, второй – уясняем отличное, третий – устанавливаем общие тенденции взаимодействия. В теории государства и права общепризнано выделение таких общих для права и морали признаков, как нормативность и социальность. При этом под нормативностью следует понимать действие предписания в отношении индивидуально- неопределенного круга лиц, индивидуально- неопределенного круга жизненных ситуаций и многократно (непрерывно). На наш взгляд, ошибочно выделение в качестве отдельных признаков таких характеристик права и морали, как неперсонифицированность, неисчерпаемость, общий характер, так как это и есть содержание нормативности. Является ли регулятивность, в смысле упорядочения общественных отношений посредством установления взаимных прав и обязанностей его участников, общим признаком права и морали? На наш взгляд, несомненно, право есть регулятор общественных отношений, то есть имеет представительно-обязывающий характер и нормирует положение двух лиц, обязанного и управомоченного. А вот моральные нормы, казалось бы, носят односторонний характер, нормируют положение только обязанного лица, являются факторами социального воздействия без признаков социального регулирования. Думается, что регулятивную природу моральных норм следует обосновывать, как в теории нравственности, так и в теории государства и права. Далее познание права осуществляется путём установления его отличительных признаков через сравнение правовых норм, прежде всего, с моральными установками. Как правило, выделяются отличия по механизму формирования, форме выражения, механизму обеспечения. Весьма важным шагом в познании природы права является установление взаимодействия права и морали. Здесь весьма широко распространено ошибочное утверждение о том, что право и мораль пересекаются. Одно нормативное предписание не может быть одновременно и моральной, и правовой нормой, так как у данных регуляторов разная социальная природа. Но может существовать правовая норма с моральным содержанием, заимствующая как адресатов, так и характер предписания (обязывание). При этом нельзя утверждать, что право и мораль тождественны: у каждого регулятора остался свой механизм действия, форма выражения. А вот говорить о пересечении сфер регулирования корректно, поскольку одно общественное отношение нормируется двумя регуляторами. Если право и мораль предъявляют схожие требования, например, не убивай, не кради, то социальное регулирование весьма эффективно. Но если право предоставляет право (получить половину совместно нажитого имущества при разводе), а мораль обязывает (отказаться от имущественных требований при разводе супругов), то субъект оказывается в состоянии выбора. Правовой принцип справедливости сталкивается с моральным принципом добра. И право, и мораль определяют меру свободы субъекта, но в основу регулирования объективно положены разные критерии. Как видим, установление взаимосвязей права и морали производит огромный познавательный теоретико-правовой эффект.
В каком объеме учение о морали должно присутствовать в теории права? На наш взгляд, теория морали необходима юридической науке в том объеме, в каком позволяет познавать право, выделять его сущностные признаки, определять пути развития права.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей cоотношения морали и права.
Задачами данного исследования являются:
исследование основных моральных идей и их отражения в праве;
анализа проблемных аспектов соотношения и противоборства права и морали.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе анализа особенностей cоотношения и противоборства морали и права.
Предметом исследования выступают закономерности соотношения и противоборства права и морали.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и сущность права и морали
1.1 Понятие и признаки права
Право – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, регулирующих общественные отношения посредством установления прав и обязанностей субъектов. Это определение относится к этатистскому подходу понимания права.
Этатистский подход относится к классическому варианту правопонимания, сформировавшемуся в рамках классической научной рациональности.
В обществе право, имеет огромную роль при формировании политико-правовой культуры, и правового сознания[1].
В развитии права выделяют всего четыре основные стадии.
Первая стадия развития права, является его зарождением, первые мононормы – природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала.
Первым этапом развития права принято называть этап Архаичного права, его основными признаками является:
преимущественно устный характер;
казуальный характер, то есть, право было сформировано в результате каких-либо конкретных случаев.
отсутствие системы, то есть правовые источники строились по принципу появления материала, и отличалось огромным количеством норм;
необязательность, или альтернативный характер.
После архаичного права, появляется корпоративное право, происходит переход ко второму этапу развития права.
Для корпоративного права характерны следующие признаки:
оно состоит из норм, общего характера, регулирующих правовой статус, особенности хозяйственных товариществ и обществ;
корпоративное право является системой норм, которые направленны на регулирование вопросов, связанных с корпоративной деятельностью;
нормы корпоративного права, обязательны для всех участников корпоративных правоотношений;
нормы корпоративного права имеют письменную форму.
Следующим этапом является, общее, имперское или королевское право. Это право, является предшественником развития современного права, этот этап просуществовал несколько столетий.
Основные признаки королевского права:
одним из отличительных признаков стоит назвать появление нового субъекта правотворчества – короля (царя, либо императора);
право имело как письменную, так и устную форму;
право часто имело форму определенной направленности.
И четвертый этап развития права, это современное право. Оно появилось в период, когда общество начало переходить к рыночным отношениям, которые требуют автономности и самостоятельности от субъектов, участвующих в них[2].
Основные признаки:
нормы права стали носить формально определенный характер;
казуальность норм, перестала существовать;
появление определенных юридических терминов;
правовые нормы складываются в многоуровневую систему.
После рассмотрения этапов развития права, можно назвать его отличительные черты, от других социальных норм, таких как нормы морали, обычаи и т.п.