Брак имеет сложную правовую природу, при определении его правопонимания необходимо учитывать, что применительно к правовой системе РФ он рассматривается как юридический факт, правоотношение и институт семейного права.
Брак, как юридический факт, представляет разновидность акта гражданского состояния, зарегистрированного в установленном законом порядке, т.е. волеизлияние мужчины и женщины на появление между ними правовых отношений, основанных на личной основе.
Брак как правоотношение порождает личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, урегулированные законодательством.
Брак, как институт семейного права, является совокупностью правовых норм, регулирующих условия и порядок заключения, расторжения, признания недействительным брака, определенные субъективные права и обязанности личного неимущественного и имущественного характера.
Важно отметить, что брак, как правовой способ создания семьи, смыслом которой является совместное проживание и функционирование, ведение общего быта, рождение и воспитание детей, многосторонен и постоянно эволюционирует.
Говоря о правопонимании брака, заметим, что в современном обществе брак может рассматриваться как особое упорядочение жизнедеятельности людей, находящееся под защитой государства и права, воздействие которого делает связь мужчины и женщины правоотношением, наделяя их специальным статусом супругов с закреплением особых прав и обязанностей.
Однако в настоящее время ежегодно увеличивается количество браков, которые рано или поздно распадаются, расторжение брака перестает быть редкостью и осуждаться обществом.
В теории современного отечественного права продолжают преобладать точки зрения на брак как на добровольный, свободный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и уважении с целью создания семьи, заключаемый в органах записи актов гражданского состояния и порождающий взаимные супружеские права и обязанности.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые семейным и гражданским правом в сфере правовой природы брака и особенности обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Предмет работы – нормы права, регулирующие процедуру заключения брака.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере процедуры заключения брака.
Задачи исследования:
1) определить теоретические аспекты правовой природы брака, понятия и условий заключения брака;
2) рассмотреть обстоятельства, препятствующие заключению брака и порядок заключения брака.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и условия заключения брака
1.1 Правовая природа и понятие брака
В настоящее время во всем мире происходит трансформация семейных ценностей. Российская Федерация не стала исключением. В современной России растет число разводов. Так, согласно статистическим данным, в 2020 году было зарегистрировано менее 1 млн. браков, тогда как распалось более 673 тыс. Все большее распространение получают новые формы брачных отношений: квази-брак, сожительство, гостевой брак, фиктивный и другие.
В связи с этим возникает необходимость принятия на законодательном уровне целого ряда организационных мероприятий, которые будут направлены на укрепление авторитета брака. Тем самым, исследование правовой природы брака по российскому законодательству на современном этапе развития нашей страны является особо актуальным. В современной юриспруденции сложилось несколько теорий разъясняющих правовую природу брака. Первая теория приравнивает брак к гражданско-правовому договору, но с учетом особенностей его заключения. Основа этой теории была заложена еще в Древнем Риме. Данная точка зрения является наиболее распространенной в Европе. В подтверждение этой теории кладется тот факт, что к институту брака как к «договору особого рода» предъявляется целый ряд требований: к порядку его заключения, признания его действительным, получение материального возмещения в случае его расторжения и другие. В обоснование договорной природы брака можно привести утверждение М.В. Антокольской. Она высказывает мнение о том, что «соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора в той части, в какой оно регулируется правом и порождает правые последствия»[1].
Однако, отечественные цивилисты относятся к данной теории с осторожностью. В последствие, под воздействием христианских догм, появляются новые научные представления об институте брака.
Брак приобретает характер мистического таинства и в основу его кладутся духовные ценности христианской семьи. Зарождение теории о браке как «особом таинстве» было связано с тем, что светское право не может регулировать духовную и этическую сферу брачных отношений, это выходит за рамки его правового воздействия.
Российские цивилисты А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой утверждают, что «брак как таинство рассматривается религией и в своем содержании противопоставляется светскому пониманию брака»[2]. В основу брака как таинства закладываются религиозные воззрения, основанные на морально-этическом и духовном характере. Л.М. Пчелинцева и М.В. Антокольская придерживаются теории, что брак – это особое таинство, при проведении которого должны соблюдаться старейшие институты брака, существующие во всем мире – помолвка и обручение[3]. В противовес данной трактовки брака выступает российское законодательство, согласно которому ни церемония бракосочетания в церкви, ни брак, заключенный по местным и национальным обрядам, как бы серьезно обе стороны к такому союзу ни относились, не порождает никаких правовых последствий для сторон.
Третий, классический взгляд на брак основывается на представлении о браке как явлении особого рода. В основу такого представления о браке положены социологические мнения о браке как о партнерстве.
Сторонником представления о браке как явлении особого рода является И. Кант. Он утверждал, что «договор, не может порождать брак, так как всегда имеет некую временную цель, при достижении которой себя исчерпывает, брак же охватывает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении»[4]. Интересную точку зрения высказал А.И. Загоровский. Он отмечал, что брак «в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора, как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт следует причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода (sui generis)»[5]. Тем самым, своим высказыванием А.И. Загоровский подчеркивает, что институт брака является религиозным институтом, который активно взаимодействует со светским правом.
Русский юрист, цивилист Г.Ф. Шершеневич в своих трудах по данной проблематики проводил разграничение и выделял соглашение о браке как предпосылку возникновения брачною правоотношения и брачное правоотношение. «С точки зрения юридической, – писал ученый, – брак есть союз мужчины и женщины, с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме. В основании брака лежит соглашение между сочетающимися – брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц. Как и всякий договор, брак предполагает свободу воли и сознания». Однако поскольку цель брака – совместное сожительство в физическом и нравственном смысле («сочетание событие во всей жизни, божественный же и человеческая правды общение»), с этой стороны «обнаруживается различие между браком и обязательством, которые оба могут быть основаны на договоре. Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких определенных действий, то последствием его будет обязательственное отношение, например, в товариществе. Брачное же соглашение не имеет в виду определенных действий, но как общение на всю жизнь оно имеет по идее нравственное, а не экономическое содержание».
Действующее в настоящее время российское законодательство не содержит легального определения брака. По мнению Л.М. Пчелинцевой такая позиция законодателя вполне оправдана. Свою точку зрения она подтверждает тем обстоятельством, что термин «брак» «является сложным комплексным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту понятия брака только с правовых позиций».
Таким образом, проанализировав правовую природу брака можно выделить ряд особенностей данного понятия, согласно российскому законодательству:
во-первых, брак – это всегда союз разнополых лиц (мужчины и женщины);
во-вторых, брак – это добровольный союз, основанный на понимании определенных правовых последствий, которые он порождает;
в-третьих, брак порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов;
в-четвертых, брак должен быть оформлен в порядке установленным семейным законодательством РФ;
в-пятых, основной целью заключения брака должно быть именно создание семьи, рождение и воспитание детей;
в-шестых, брачные отношения должны носить длительный характер.
Исходя из вышеперечисленных особенностей правовой природы брака можно отметить, что брак – это договор мужчины и женщины, достигших брачного возраста, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый бессрочно с целью создания семьи в органах записи актов гражданского состояния, при отсутствии препятствующих к браку обстоятельств и порождающий личные и имущественные правоотношения между супругами.
Далее рассмотрим понятие брака. Так, современное российское законодательство, как и законодательство прошлого века не содержит понятия брак. Но в ст. 1 Семейного кодекса РФ определены ряд его признаков. В их числе: признание браком только союза; зарегистрированного в органах записи гражданского состояния, добровольность брачного союза; союз между мужчиной и женщиной; равенства прав супругов; союз, нацеленный на создание семьи. Однако на практике появляются проблемы из-за отсутствия правового определения брака, несмотря на ясность его толкования. В частности, это проблема однополых браков. Так все чаще лица одного пола обращаются в органы записи гражданского состояния для регистрации брака и получают отказ, который обжалуется ими вплоть до обращения в Конституционный Суд РФ.
Лица, желающие заключить однополый брак ссылаются на статьи 12 и 14 СК РФ, которые перечисляют условия заключения брака, а также препятствия к его заключения. Перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Это значит, что отказ по иным основаниям в регистрации брака не допускается. Содержание указанных же статей не дают четкого представления о том, кто является субъектами брака.