Введение
Глава 1. Понятие, мотивы и правовое регулирование процесса содействия граждан органам, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Особенности использования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность при раскрытии отдельных преступлений
2.1 Использование анонимного содействия граждан в раскрытии незаконного оборота наркотических средств
2.2 Отдельные вопросы использования анонимного содействия граждан в противодействии преступлениям коррупционной направленности и иным латентным преступлениям
Глава 3. Проблемы института содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Заключение
Список использованных источников
Глубокие социально-экономические преобразования в Российской Федерации вызвали в последние годы резкий рост преступности, которая становится все более организованной и профессиональной.
В условиях роста преступности, отличающейся высокой степенью организованности, вооруженности и профессионализма, эффективность работы правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации оперативно-розыскной деятельности.
Так, следует признать, что изучение вопросов правового регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, практики привлечения граждан к такому содействию и соблюдения при этом прав и свобод личности актуально в современных условиях и сохранит свое значение для правоохранительных органов России в будущем.
Выбор темы работы обусловлен актуальностью вопросов правового регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, защиты их прав.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с содействием отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Предмет исследования составляют особенности правового регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в связи с содействием отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
1) изучить понятие и правовые особенности лиц, содействующих оперативно-розыскным органам;
2) определить анализ использования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность при раскрытии отдельных преступлений;
3) выявить проблемы института содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие, мотивы и правовое регулирование процесса содействия граждан органам, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности
ОРД своими разработанными положениями возникла и развивалась как наука, содействующая правоохранительным органам в вопросах осуществления профилактики, пресечения, раскрытия преступлений, проведению розыскной работы, а также для решения иных задач ОРД.
Так, можно выявить две составляющие, которые могут оказывать свое влияние на результаты ОРД:
– отсутствие конкретных разработанных положений в теории ОРД не позволяют оперативным сотрудникам использовать на практике иные описанные и обобщенные в ней явления, сформулированные в рамках общих законов;
– неверное восприятие имеющихся положений, разработанных теорией ОРД, либо их неправильное применение может значительно снизить возможности сотрудников оперативных подразделений, направленные на активизацию усилий по противодействию преступным проявлениям, а также оказать негативное воздействие на разработку мер борьбы с преступностью.
Анализ современного состояния теории ОРД свидетельствует о том, что наряду с несомненными достижениями ряда ученых, касавшихся разработки ее основных положений, еще остались недостаточно проанализированными некоторые положения, рассматривающие современное нормативное правовое обеспечение конфиденциального содействия органам, уполномоченным на осуществление ОРД. Представляется целесообразным рассмотреть имеющиеся на современном этапе наиболее проблемные вопросы правовой регламентации содействия граждан органам, осуществляющим ОРД.
Полагаем, что содействие включает в себя сотрудничество, являющееся одной из форм или видов содействия, при осуществлении которого может быть оказана какая-либо помощь при осуществлении совместной деятельности, проведении совместных работ или мероприятий.
Диспозиция статьи 17 ФЗ «Об ОРД» должна включать в себя положение, которое расширяет возможности оперативных сотрудников использовать содействие граждан не только для проведения ОРМ, а для решения многих задач ОРД.
Учитывая рассмотренные выше аспекты, предлагаем изложить часть 1 статьи 17 ФЗ «Об ОРД» в следующей редакции: «отдельные лица могут с их согласия привлекаться к решению задач ОРД», далее по тексту. Также, согласно положения части 2 статьи 17 ФЗ «Об ОРД», органам, осуществляющим ОРД, предоставлена возможность установления отношений сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. То есть, законодатель наделяет правами органы, уполномоченные на осуществление ОРД, устанавливать на контрактной основе отношения сотрудничества, как с гражданами РФ, так и с иностранными гражданами.
Здесь же отметим, что название статьи 17 ФЗ «Об ОРД» сформулировано именно как содействие граждан органам, осуществляющим ОРД. В данном случае мы понимаем, что законодатель применяет термин «граждане» как собирательный образ, который характеризует отдельных лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям на конфиденциальной основе.
В статье 13 ФЗ «Об ОРД» приведен перечень органов, осуществляющих ОРД. Таким образом, на территории Российской Федерации право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям следующих органов: органов внутренних дел РФ; органов федеральной службы безопасности; федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; таможенных органов РФ; службы внешней разведки РФ; федеральной службы исполнения наказаний. Исходя из приведенного перечня, мы можем сделать вывод, что оперативные подразделения вышеуказанных органов имеют полное право устанавливать отношения сотрудничества с отдельными лицами на территории РФ в целях решения задач ОРД. Проведенным анализом положений статьи 13 ФЗ «Об ОРД» установлено, что законодатель закрепляет перечень органов, осуществляющих ОРД, а также отмечает, что данный перечень может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Также предусмотрено, что руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы. В данном случае необходимо согласиться с мнением, высказанным А.В. Шахматовым, который ранее отмечал, что рассматриваемом нами положении «достаточно четко очерчен круг субъектов, уполномоченных на осуществление ОРД, и никакие другие государственные органы и негосударственные организации не имеют права проводить ОРМ и использовать содействие отдельных граждан». Полагаем, что в случае проведения подобного рода мероприятий лицами, неуполномоченными на осуществление ОРД, их действия должны оцениваться как противоправные, и указанные лица должны быть привлечены к юридической ответственности. Таким образом, устанавливать отношения сотрудничества с отдельными лицами для решения задач ОРД могут только уполномоченные на то субъекты ОРД. В качестве субъектов выступают перечисленные в статье 13 ФЗ «Об ОРД» федеральные органы исполнительной власти. Однако из законодательного определения ОРД, предусмотренного статьей 1 ФЗ «Об ОРД» исходит, что субъектами рассматриваемой деятельности являются только оперативные подразделения государственных органов. Также в статье 13 ФЗ «Об ОРД» отмечено, что на территории Российской Федерации право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям федеральных органов исполнительной власти и дается их перечисление. Полагаем, что имеется необходимость разобраться в возникающих вопросах, кто из субъектов осуществляет ОРД – органы, уполномоченные на осуществление ОРД или оперативные подразделения этих органов. Нам представляется, что при формулировании законодателем самого определения ОРД, а также диспозиции статьи 13 ФЗ «Об ОРД» допущена некоторая непоследовательность, поскольку уже в статьях 14, 15 ФЗ «Об ОРД» речь идет о правах и обязанностях именно органов, осуществляющих ОРД. Также в статьях 5,6 ФЗ «Об ОРД» регламентируются отдельные положения осуществления ОРД органами и должностными лицами указанных органов. Согласно представленной редакции рассмотренных нами норм ФЗ «Об ОРД» можно предположить, что, по мнению законодателя в проведении ОРМ могут принимать участие не только сотрудники оперативных, но и иных подразделений органов, перечисленных в качестве субъектов ОРД.