Актуальность темы исследования. Проблема соучастия в уголовном праве всегда была актуальной. Соучастие в преступлении – это умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК РФ). У многих юристов возникает вопрос: «Необходим ли институт соучастия в России?».
Если рассматривать каждое преступление, то опираясь на практику каждое шестое преступление совершается в соучастии. Значительно лучше иметь институт соучастия в Общей части Уголовного Кодекса Российской Федерации и каждый раз использовать его при совершении преступления несколькими лицами. Значит, уголовное преступление осуществляется совместно, согласно данному обстоятельству нельзя дать оценку их действий в качестве самостоятельных. Таким образом, необходимость введения института соучастия необходима[1].
Необходимо отметить, что «с помощью института соучастия можно определить круг лиц, ответственных за совершение того или иного преступления»[2].
Российские юристы отмечают, что соучастие прежде всего умышленное совершение преступления. Однако на практике совершения преступления, человек, который действовал по неосторожности за действие других лиц не может нести ответственность, но он может быть ответственным за неосторожность, что не является соучастием.
Из судебной практики следует, что при совершении преступления с 1 –м исполнителем и 1 – м соучастником, менее опасно, чем его совершение с 2 – мя исполнителями.
Гораздо больше увеличивается при совершении преступления организованной группой.
Следует отметить, что количество соучастников не способствует увеличению интенсивности, выходит, что и общественную опасность действий (далее – ООД) исполнителя, которая ограничена физическими и умственными способностями человека. Таким образом формы соучастия с разделением ролей влияют на степень ООД определенно совершаемых преступлений, в отличие от групповых преступлений, которые законодатель не включил в нормы Особенной части Уголовного Кодекса в качестве квалифицирующих или особо квалифицирующих признаков составов преступлений. Статья 35 Уголовного Кодекса предусматривает совместное соучастие в совершении преступления двух или более исполнителей без предварительного сговора и участие в преступлении лиц, заранее договорившихся о совместном его совершении. Нерешенность многих вопросов, связанных с формами соучастия в преступлении, а также попытки в уголовно-правовой теории включить в круг его форм соучастие в совершении преступления с разделением ролей, не дают возможности российскому законодателю дать общее название ст. 35 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что при совершении преступления группой лиц при соучастии будут применяться формы, указанные в ст.35 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Таким образом, соучастие – это явление прежде всего социальное, которое предполагает взаимодействие вовлеченных и уверенных в существовании друг друга соучастников, взаимодействующих с целью осуществления собственных, так и групповых интересов для достижения общего результата. Следовательно, ответственность соучастия зависит от самой формы соучастия, ее характера и степени в совершении преступления.
Данной проблеме посвятили свои труды такие учёные, как: В.А. Алексеева, Я.Л. Алиева, А.Ф. Ананьина, Ю.М. Антоняна, C.B. Афиногенова, М.М. Бабаева, Н.П. Водько, И.Г. Галимова, Е.А. Гришко, В.У. Гузуна, Ю.А. Дидатова, А.И. Долговой, A.A. Тер-Акопова, В.И Ткаченко, И.М. Тяжковой, A.B. Ушакова, A.C. Фролова, Т.А.Хмелевской, П. С. Яни, Б.В. Яцеленко и других ученых.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе квалификации соучастия преступления.
Предмет исследования составляет законодательство, регламентирующие применение уголовной ответственности за соучастие, материалы следственной и судебной практики.
Целью исследования является выявление и анализ особенностей понятия и форм соучастников преступления, а также квалификация преступлений в соучастии.
Задачи исследования:
1) изучить определение понятия и общую характеристику соучастия в преступлении;
2) определить виды и признаки соучастия в преступлении по уголовному законодательству России;
3) выявить основания и пределы ответственности соучастников.
В работе при изучении, систематизации и обобщении теоретического материала использовались методы структурного анализа и синтеза, ситуационное моделирование, сравнительно-правовой метод.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ
1.1 Определение понятия и общая характеристика соучастия в преступлении
Институт соучастия является одним из самых сложных и важных институтов не только науки уголовного права, но и практики борьбы с преступностью. Так, согласно официальным статистическим данным Министерства внутренних дел Российской Федерации за 2018 г. 193 558 преступлений были совершены в соучастии, за 2019 г. – 187 297, за январь-февраль 2020 г. – 31 709[1].
Российское законодательство, обобщая опыт исследований, определило понятие «соучастие» в ст. 32 УК РФ, согласно которому «соучастие» означает «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления». Однако сущность соучастия все еще остается дискуссионным, и вокруг него велись и ведутся споры.
Еще в начале прошлого века Н.С. Таганцев, анализируя институт соучастия отметил, что: «соучастие, как совместная виновность, предполагает объединение преступной деятельности в широком смысле этого слова, состоящей из ряда действий, составляющих одно общее целое...»[2].
Приведенное определение не затрагивает правовой аспект, в нем основной упор делается на социальную значимость института соучастия. Колоколов Г.Е. отмечал, что «теория соучастия является венцом общей доктрины учения о преступления и по праву считается наиболее сложным разделом уголовного права»[3].
В советском уголовном праве поиск оптимального законодательного определения соучастия был продолжен. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. соучастие определял, как «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления». С этого периода у ученых возникли разногласия в связи с тем, какое место должен занимать термин «умышленный» в определении «соучастия».
Некоторые ученые считали наиболее приемлемым помещение его перед термином «совместный», поскольку это помогает распространить умышленность не только на сам акт, но и на саму совместность. Так, по мнению С.В. Афиногенова: «Положение закона о том, что соучастие является умышленным совместным совершением преступления, делает ненужным упоминание о том, что сами преступления, совершенные в соучастии, должны быть умышленными»[4]. Другие же ученые предложили данным термином определять лишь совершение преступления, изложив данное определение следующим образом: «Соучастие – это совместное участие двух или более лиц в совершении одного и того же умышленного преступления». В то же время исключалась возможность соучастия в неосторожном преступлении и чрезмерная объективизация понятия совместимости. По мнению А.А. Пионтковского «сторонники данной точки зрения не выполнили свою задачу, ведь отделение термина «умышленный» от совместности, делает возможной совместность по неосторожности, а также способствовали закреплению идеи совместности как чисто объективной категории»[5].
В свою очередь А.В. Шеслер выдвинул революционное для своего времени определение: «Соучастие – это совместное умышленное участие двух или более лиц в совершении одного и того же умышленного преступления»[6].
Концепция А.В. Шеслера была продолжена И.А. Тарасовым, однако, указавшего на недостатки легального определения соучастия.
В действующем УК РФ в определении соучастия термин «умышленное» повторяется два раза – в отношении совместного участия и преступления. По мнению Д.А. Безбородова «законодатель сделал так, чтобы полностью реализовать доктрину умышленного соучастия»[7]. Не утихают дискуссии по поводу определения понятия «соучастия» и в настоящее время. Так, например, Ф.Г. Бурчак определяет соучастие, как «совместное участие двух или более лиц в совершении одного и того же умышленного преступления».
По мнению, П.Ф. Тельнова: «соучастие – это совершение умышленного преступления совместными сознательно объединенными действиями двух или более лиц». В свою очередь M.И. Ковалев понимает под соучастием: «совместный, преднамеренный акт, который представляет собой совершение одного и того же преступления с разделением ролей или без такового (соучастие в узком смысле слова или соисполнительство)». В целом, можно сказать, что все изложенные выше дефиниции ставят в приоритет законодательное определение.
Анализ ст. 32 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что признаками понятия соучастия в преступлении являются:
Участие в совершении преступления. Данный признак как признак соучастия редко рассматривается самостоятельно.
В русском языке «участие» означает совместную деятельность с кем-то, сотрудничество в чем-то, «совместный» осуществляемый вместе с кем / чем-нибудь, «деятельность» – занятие, работа и «сотрудничать» – работать, действовать вместе, участвовать в общем деле.
Совместность, которая заключается в совершении двумя или более лицами одного и того же преступления, имеет объективную и субъективную сторону.
Так, например, Выборгским районным судом вынесен обвинительный приговор по уголовному делу в отношении уроженца Ленинграда Сергея Гурова. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.241 УК РФ (организация занятия проституцией и содержание притонов).
Установлено, что Гуров на протяжении 6 лет совместно со своими соучастниками осуществлял техническое сопровождение деятельности притонов, обрабатывал и размещал в сети «Интернет» фотографии лиц, оказывающих сексуальные услуги жителям и гостям Санкт-Петербурга, а также обеспечивал бесперебойную работу компьютерной техники и работы Интернет-ресурсов сети притонов. Облюбовав несколько адресов, расположенных в различных районах Санкт-Петербурга, привлек к работе девушек для оказания услуг интимного характера, которые занимались проституцией по разработанному заранее графику, за денежное вознаграждение. Подсудимый в полном объеме признал свою вину в совершении вышеуказанного преступления, изобличил своих соучастников, оказал содействие следствию в установлении всех обстоятельств дела.
Объективная стороны совместности соучастия означает причинение единого преступного результата совместными усилиями соучастников и включает общность действий соучастников, единый преступный результат для всех соучастников и причинно-следственную связь между ними.
Субъективная сторона означает совместность намерения соучастников, которая характеризуется особенностями интеллектуальных и волевых моментов. Так, например, 6 ноября 2020 года Московским городским судом вынесен приговор на основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей в отношении Сергея Мухортых, Натальи Левченко и Олега Бирюлина.
Так, все фигуранты уголовного дела признаны виновными в незаконном сбыте наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере (ч. 5 ст. 228.1 УК РФ).