В настоящее время коррупцию признали не только национальной, но и транснациональной проблемой. Она проникла не только в государственный механизм многих государств, но в международные организации. Транснациональные организованные преступные группировки используют подкуп должностных лиц как средство достижения своих целей. При помощи коррумпированных связей организовывают поставки наркотиков и оружия, совершаются террористические акты, расхищается государственное имущество, осуществляется незаконная приватизация, создаются благоприятные условия для функционирования избранных фирм, осуществляется финансирование террористических преступных группировок и так далее. Коррупция способствует нелегальной эмиграции, работорговле, поставке дешевой рабочей силы, с ее помощью происходит отмывание (легализация) денег и иного имущества, полученного преступным путем.
Такие составляющие как поставка оружия, наркотиков, террористические акты, работорговля, в том числе и спряженная с проституцией, показывают, что она угрожает не только национальной безопасности, но и представляет угрозу для мирового правопорядка в целом.
Если рассматривать коррупцию как угрозу национальной безопасности, то она очевидна, ведь коррупционер – это государственный служащий, чиновник, который является олицетворением государства. При этом, являясь «винтиком» государственного механизма, чиновник заставляет работать государственный механизм не в целях реализации возложенных на государство функций, а в своих личных или клановых интересах. Таким образом, коррупция «разъедает» государственный механизм. На первый взгляд, может показаться, что он функционирует, но функционирует не в том направлении, не в интересах общества и даже не в интересах государства, а в интересах «заказчика». Под заказчиком в данном случае мы понимаем покупателя государственных услуг. Ведь чиновник превращается в обычного «продавца», по типу гражданско-правовых отношений. Только покупателем здесь выступают члены организованных преступных группировок, бизнес–структуры, олигархи и так далее. И чем больше становится таких чиновников, тем увеличивается количество государственных органов, функционирующих не в заданном направлении. И может наступить такой предел, когда весь государственный механизм начнет работать на определенные кланы, тогда можно утверждать о полностью коррумпированном государстве. Естественно при таких условиях не может идти речи о подлинной демократии, правовом государстве и гражданском обществе. В таких условиях их построение в принципе невозможно. Коррупция – это проблема системная и другая ее опасность заключается в том, что граждане теряют доверие к государству, его органам, чиновникам, а их сознание с течением времени становится коррупционным (понимание того, что все можно купить), в результате чего снижается их позитивная социально-правовая активность, а общество поражает маргинальность и конформизм. Кроме того, Россия занимает лидирующие строки в рейтингах мировой коррупции (выше нас только африканские страны и страны Южной Америки), что в свою очередь подрывает авторитет нашей страны на международной арене. Коррупционные правонарушения – это средства коррупции. Причем одно из основных средств, так как именно посредством совершения коррупционных правонарушений возможно существование такого явления как коррупция. Поэтому совершенствование составов коррупционной направленности является одним из методов борьбы и предупреждения коррупции. Актуальность исследования предопределена и тем, что в сфере правового регулирования противодействия коррупции много проблем. Так, до настоящего времени не выработано общепринятых определений понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение».
Много неясностей и неточностей в правовом регулировании государственной службы. Законодатель в сфере регулирования государственной службы четко не регламентирует составы коррупционных правонарушений, что порождает значительные трудности в правоприменительной практике. Эти и другие обстоятельства обусловливают актуальность темы данного исследования.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании коррупции и мероприятий, направленных на ее противодействие.
Задачами данного исследования являются:
– исследование понятия и признаков коррупции;
– характеристика исторических аспектов появления коррупции;
– анализ понятия, форм, видов и причин коррупции;
– изучение современного состояния коррупции в России;
– выявление проблемных аспектов в противодействии коррупции в современной России.
Объектом исследования выступают общественные отношения, в которых находят свое выражение сущность коррупции и мероприятий, направленных на ее противодействие.
Предмет исследования составляют правовые нормы, устанавливающие особенности противодействия коррупции.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся коррупции и мероприятий, направленных на ее противодействие, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика коррупции как социально-правового феномена. Особенности коррупционных правонарушений
1.1 Исторические аспекты появления коррупции
История возникновения коррупции напрямую связана с возникновением системы управления государством. На протяжение многих веков государство и коррупция существуют сообща и неотрывно друг от друга. По удостоверению исторических документов в Египте, Римской империи, Древнем Китае, Греции коррупция развивалась в форме казнокрадства, взяточничества. О мздоимстве на Руси упоминается уже в летописях XIII в. Иван Грозный явился первым, кто боролся и пресекал расхищение государственной казны. Так как активно велась борьба со взяточниками, был создан «очистительный орган», ввели опричнину и смертную казнь для казнокрадцев и взяточников.
Во времена правления Петра I происходит расцвет промышленного производства, торговых отношений с соседними странами и государствами, в связи с этим и увеличивается штат управленческого персонала, что ведет к значительному распространению и развитию коррупции. Царь пытался выстроить в государстве систему борьбы с коррупцией.
Для упорядочения исполнения служебных обязанностей были включены правила несения гражданской службы, которые закрепились в Табели о рангах.
Для борьбы с казнокрадством в губерниях и на местах Петр I принимал очень жесткие меры по искоренению взяточничества, вплоть до смертной казни, примером стал сибирский губернатор Гагарин, который был изобличен в коррупции. Петр I поощрял доносы на казнокрадов и взяточников. При своем правлении принял нормативный акт, в котором говорилось, что лицо, заявившее накоррумпированного чиновника, получит все имущество коррупционера.
Борьба с коррупцией при Петре I входила в обязанности созданной им прокуратуры, но, несмотря на столь суровые меры, коррупция процветала, а царские чиновники так, же использовали свое должностное положение для личного обогащения.
Активно борьбу со взяточничеством вела и Екатерина II. При ней активно велась борьба с должностными преступлениями путем установления строгой дисциплины. Император Александр I в 1801 г. принял Указ «Об изыскании причин и искоренении лихоимства и лиходательства», но этой реформы было недостаточно.
Александр II, известный как крупный реформатор, исполнивший отмену крепостного права, проведший реформу городского управления, внес свой вклад в борьбу с коррупцией. Нововведением того времени стала ежегодная публикация имущественного положения чиновников империи, с которой мог ознакомиться любой желающий. Н.И. Крюкова написала: «Чиновникам запрещались всякие сделки с лицами, вступающими в подряды и поставки по тому ведомству, где они служат, потому что предполагалось, что эта сделка или договор только прикрывает собой взятку, данную для того, чтобы чиновник незаконно благоприятствовал подрядчику при сдаче вещей или работ в ущерб казне»[1].
Александр III принял специальное решение, которое запрещало высшим чиновникам принимать участие в правлении акционерных обществах и банках, тем самым совмещать государственные должности. Но это не помешало чиновникам ставить на эти должности своих близких родственников. Расцвет коррупции в российской империи пришелся на последнего правителя Николая II. Одним из поводов для революции 1917 года была именно коррупция чиновников всех рангов и даже членов императорской семьи[2].
После окончания гражданской войны в новом управленческом аппарате продолжают работать все те же коррумпированные чиновники, что в дальнейшем приводит к ужесточению карательных мер, применяемых по борьбе с коррупцией.
Как написал Г.С. Гончаренко: «В отечественной юридической литературе термин «коррупция» был введен в понятийный аппарат А.Я. Эстриным в работе «Взяточничество», которая вышла в рамках работы кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 г. Данным автором было предложено наиболее простое, и, в то же время, отражающее саму суть явления, определение коррупции – подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще»[3]. Первым правовым актом в РСФСР стал Декрет Совета Народных Комиссаров «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г., который предусматривал уголовное наказание и уголовную ответственность за получение взятки, такое как тюремное заключение сроком на пять лет и конфискацию имущества. В п. 3 Декрета было написано: «Покушение на получение или дачу взятки наказывается, как окончательное преступление». В 1922 году был издан закон, в котором за дачу взятки полагался расстрел. Исходя из этого, на период правления Сталина приходится очень низкий уровень уголовных преступлений, связанных с коррупцией. Действовавшая с 1926 по 1960 г. норма в Уголовном кодексе РСФСР за должностные (служебные) преступления, в том числе и за взяточничество, устанавливала уголовную ответственность лиц, занимавших должности в государственных органах, учреждениях, на предприятиях, в организациях[4]. За взятки по всей строгости закона отвечали не только коррумпированные чиновники, но и члены их семей, не сообщившие о факте взятки. Сталин вел беспощадную войну с коррупцией, особенно в после военное время, когда те, кто «хорошо жил» могли наживаться только на добытые преступным путем деньги из казны государства.
В стране царила атмосфера, не совместимая с открытым процветанием коррупции. «Свежий глоток» коррупция приобрела во время правления Л.И. Брежнева. Взяточничество начало проникать и в здравоохранение, и в образование.
Д. Боффа написал: «Его стиль руководства со склонностью к внешним проявлениям власти, к распределению кормушек, снисходительное отношение к недостойному поведению некоторых ближайших родственников и выдаче наград даже самому себе стимулировал и других следовать также. Руководители среднего уровня теперь уже не удовлетворялись служебной дачей, но, запуская руки в государственную казну, строили личные загородные дома, оформляя их на имя детей или внуков.
Атмосфера брежневской эпохи благоприятствовала предосудительному поведению, действуя разлагающе на все слои населения. Но на самом деле основная ответственность, лежавшая на Брежневе и его сподвижниках по руководству, была связана не столько с этикой, сколько прежде всего с политикой. На съездах партии Брежнев даже осуждал «алчность, коррупцию, паразитизм, пьянство, ложь, анонимки», но представлял их как пережитки прошлого, изображая настоящее как триумфальную победу идей социализма и коммунизма»[5].
До 1980-х годов понятия коррупция даже не употреблялось, использовались такие термины, как злоупотребление должностным положением, взяточничество. Коррупция существовала в виде коррупционных отношений в торговле, при отпуске дефицитной продукции, в общепите, полностью была коррумпирована система распределения продуктов.