Введение
Глава 1. История становления, развития и понятие органов исполнительной власти в РФ
1.1 История становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации
1.2 Понятие и признаки органов исполнительной власти
Глава 2. Виды органов исполнительной власти и их место в механизме разделения властей
2.1 Виды органов исполнительной власти в РФ
2.2 Место исполнительной власти в механизме разделения властей и проблемы ее соотношения с государственным управлением
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования обусловлена тем, что исполнительная власть – одна из основных составляющих в государственно – правовой системе и в основном именно она устанавливает направления политической связи государственной власти и общества в страны и образец взаимодействия государства на внешнеполитическом уровне.
Наиболее важную роль исполнительная власть играет в изменяющихся обществах, в которых происходит смена политических режимов, директив и ценностей и формирование новых. К типу таких государств, несомненно, можно отнести Российскую Федерацию.
В нашем государстве исполнительная власть на всех уровнях государственного управления оказывает существенное влияние на процессы в государственно – правовой и социально – экономической сфере жизнедеятельности общества: внешнеполитические связи, общенациональная безопасность, борьба с преступностью, устранение террористических угроз, социальная защита населения, регулирование экономики и финансов.
Преобладающее значение в установлении государственной политики оказывают органы исполнительной власти на федеральном уровне.
Следовательно, достижение основных целей государственной власти находится в зависимости от результативной деятельности исполнительных органов государственной власти.
Целью настоящей работы является теоретико-правовой анализ органов исполнительной власти Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить историю становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации;
рассмотреть понятие, признаки и виды органов исполнительной власти Российской Федерации;
рассмотреть место исполнительной власти в механизме разделения властей и ее соотношение с государственным управлением.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы и положения иных нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации.
Нормативно-правовой базой данного исследования являются: Конституция Российской Федерации, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы, регламентирующие деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. История становления, развития, понятие и признаки органов исполнительной власти в РФ
1.1 История становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации
Формирование исполнительной власти в России – это исторически длительный процесс, который прежде всего связан с изменениями в обществе и вызванный социально-экономическими причинами[1]. В истории становления и развития органов исполнительной власти в России принято выделять несколько основных этапов.
Первый этап непосредственно связан с образованием Древнерусского государства (9 – 12 века.), так как именно в это время начали формироваться первые структуры исполнительной власти в виде княжеской дружины. Великий князь в этот период сосредотачивал всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти в своих руках и можно сказать, одновременно являлся главой администрации. Исполнительная власть в период с 9 по 12 век была представлена в виде десятичной системы, где бояре и дети бояр, старшие дружинники, вольные слуги ежедневно удовлетворяли потребности князи и княжьей семьи, князья на местах выполняли поручения великого князя, например, для формирования войска, посадники в городах, тиуны, старосты, наместники должны были быстро решать вопросы, касающиеся исполнения решений князя по поводу сбора налогов, дани с подданных ему территорий[2].
Через некоторое время исполнительная администрация была объединена в Большой дворец, который состоял из дьяков, приказчиков, стольников и других придворных чинов.
Также стоит отметить, что в период с 9 – 14 века во времена феодальной раздробленности Древняя Русь состояла не в виде единого целого, а в виде раздробленных на территории княжеств и отличительной чертой этого периода является начало формирования исполнительных органов в княжествах, так, например, в Новгородской боярской республике 8 появились посадник и тысяцкий, которые осуществляли функции исполнения решений народного собрания. Данный период является важным в развитии исполнительной власти, так как происходит первоначальное ее формирование. До 14 века исполнительная власть носит дворцовопридворный характер и появляются первоначальные элементы государственной службы.
Второй этап (15 – 18 века) характеризуется развитием Государева Двора и созданием органов центрального управления- приказов. Возникновение приказной системы приходилось на конец 15 – начало 16 века. Но просуществовав небольшой отрезок времени, система приказов теряет свою роль в связи с тем, что была сложной и не отвечала новым требованиям, которые устанавливал Петр I, поэтому с 1717 по 1722 годы система приказов была заменена на одиннадцать коллегий. Коллегиями назывались центральные административные органы, которые заменяли устаревшую систему исполнительных органов. Учреждение такой системы стало ключевым этапом централизации государственных органов управления, так как было введено несколько новых идей, суть которых заключалась в разделении ведомств и принятии большинства решений коллегиальным методом. Второй этап становления и развития органов исполнительной власти в целом заключался в формировании приказов и органов судебно- административного управления[3]. В конце 18 века в Российской империи с течением времени начали проявляться переломные события, которые заставили правительство начать исследование способов совершенствования системы государственного управления. Появилась потребность изменения всей системы государственного управления.
С этой целью в годы правления Александра I была создана тайная организация – Негласный комитет. Центральной задачей тайной организации было совершенствование государственного аппарата и создание полноценной административной системы[4]. Третий этап становления и развития органов исполнительной власти в 19 – начале 20 веков недостаточно изучен современными исследователями, так как большинство научных работ не передают полноты картины становления органов исполнительной власти в данный период. Но все же некоторые историки и правоведы подчеркивают на третьем этапе два временных отрезка, связанных с реформированием исполнительной власти.
Во-первых, выделяют реформирование исполнительной власти в период с 1802 по 1857 годы. Этот период в развитии органов исполнительной власти прежде всего связан с изданием 8 сентября 1802 года манифеста «О учреждении министерств». Многие исследователи называют министерскую реформа 1802 года исходным началом в развитии и становлении органов исполнительной власти.
В результате изменений было создано восемь министерств: народного просвещения и юстиции, морское, военное, коммерции, финансов, иностранных дел, внутренних дел. Отличительной чертой министерств от коллегий являлся факт того, что в основу был заложен принцип единоначалия, то есть министр обладал всей полнотой власти в министерстве и единолично нес ответственность перед царем.