Курсовая работа|Правоохранительные органы

Понятие и система правоохранительных органов в Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 33

Введение

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации: понятие, признаки, классификация

1.1 Понятие и признаки правоохранительных органов

1.2. Классификация правоохранительных органов

  1. Проблемы в деятельности правоохранительных органов и пути их решения

2.1 Проблемы организационно-правовой регламентации деятельности правоохранительных органов

2.2. Пути решения регламентации деятельности правоохранительных органов

Заключение

Список использованной литературы

На сегодняшний день вопрос о сущности, значении правоохранительных органов, а так же вопрос об их деятельности имеет очень важное значение, так как борьба с преступностью в нашей стране является важной задачей, которая состоит в повышении координационной практики правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является обеспечение законности и охрана правопорядка, борьба с правонарушениями, охрана законных прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства в целом. В современных условиях данный вид деятельности можно рассматривать как самостоятельную разновидность управленческой и юридической практики.

Способность правоохранительных органов препятствовать преступности, в основном, зависит от степени организации их предупредительной работы, основывающейся на анализе состояния преступности, структуре и динамики её развития. Неотъемлемой частью каждодневной работы правоохранительных органов должна быть работа по предупреждению преступлений. Обычно о уголовном преследовании знают все: граждане, юридические лица, законодательные, исполнительные и судебные органы. Однако для большинства объектов, отношений с общественностью, именно такая деятельность не является основной. Их основными задачами являются решение вопросов экономики, культуры, науки, обороны и др. Так, для некоторых специалистов эта деятельность – то, что делают компетентные государственные органы в области борьбы с преступностью и другими преступлениями. Для других, это обеспечение общественного порядка и спокойствия в общественных местах, на улицах, контроль за надлежащим проведением публичных мероприятий. Представим, что подходы могут быть приемлемыми, но они (индивидуально) достаточно узки в правоохранительной деятельности.

Сфера защиты прав, намного больше, чем сфера борьбы с преступностью или нарушением общественного порядка и мира. При этом многие авторы используют термин «правозащитная деятельность» применительно к правоохранительной деятельности, которая к ним относится, как синоним и те же понятия.

Правоохранительную деятельность в её структуре можно разделить на: предупреждение возникновения условий и причин общественно опасного явления; прерывание процесса его развития и устранения его последствий

Правоохранительная деятельность осуществляется прокуратурой, органами внутренних дел, службами безопасности, таможенными органами, органами охраны государственной границы, государственными налоговыми органами, государственной контрольно-ревизионной службой и иными органами, осуществляющими правоохранительные или правоприменительные функции.

В настоящее время нет однозначного определения понятий «правоохранительная деятельность», «правоохранительный орган», как в законодательстве, так и в научном обществе. Представляется, что необходимо исходить из понимания правоохранительной деятельности как государственной деятельности, призванной защитить право от каких-либо посягательств, которые могут быть осуществлены опосредованно для всех государственных органов, и конкретно созданных правоохранительных органов страны.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые отдельными отраслями права в сфере рассмотрения системы правоохранительных органов.

Предмет исследования составляют особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере правоохранительных органов, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.

Задачи исследования:

1)  определить понятие, признаки и классификацию правоохранительных органов;

2) выявить проблемы в деятельности правоохранительных органов РФ и пути их решения.

В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам правоохранительных органов.

Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.

Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, федеральные законы.

Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

  1. Правоохранительные органы в Российской Федерации: понятие, признаки, классификация

1.1 Понятие и признаки правоохранительных органов

Вопрос о понятии и системе «правоохранительных органов» был и остается дискуссионным в юридической литературе. Законодательство не содержит сформулированного понятия «правоохранительный орган», хотя этот термин используется даже в Конституции Российской Федерации (п. 1, ч. 1, ст. 72). Это формируется на практике. Это понятие также можно встретить в различных ненормативных документах.

Характерной чертой правоохранительных органов (как и всех государственных органов, обладающих определенными полномочиями и организационной независимостью, установленной законом) является то, что правоохранительный характер деятельности этих органов, является доминирующим в совокупном объеме его деятельности.  Защита прав и свобод гражданина и человека является конституционной обязанностью государства.

Полномочиями по их защите обладают специальные государственные структуры, называемые правоохранительными органами. Поскольку ни в одном нормативном акте понятие «правоохранительные органы» не раскрывается, считаем необходимым разобраться в его определении и содержании.

Для начала, мы рассмотрим те признаки, которые отличают правоохранительные органы от иных органов и учреждений, осуществляющих государственно-властные функции и полномочия.

Первый признак правоохранительного органа связан с целью обеспечения правопорядка. Эта цель и определяет само название органа. Речь идет о защите закона. Защита права включает в себя:  выявление нарушения права; восстановление нарушенного права;  наказание виновного. Как видно из сказанного, защита закона обусловлена возможностью его нарушения. Другими словами, право защищается только тогда, когда есть угроза его нарушения. Однако, суть защиты закона с помощью трех вышеупомянутых задач не представляется исчерпывающей. Для гражданина важно не только быстрое восстановление его нарушенного права, но и справедливое наказание нарушителей, а также то, что его права и в дальнейшем будут защищаться от нарушений и посягательств. В связи с этим целесообразно добавить к такой компонент правоохранительной деятельности, как создание условий, которые предотвращают нарушение закона – предупреждают нарушение закона.

Целью деятельности правоохранительных органов является защита правовых принципов, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства и других субъектов, а также охраняемых законом объектов общественных отношений, – имущества, экологии, суверенитета. Нарушенный закон создает для государства обязанность проявлять должную реакцию в форме принуждения, осуждения, применения санкции и проч. Право на это существует только в том случае, если были установлены все обстоятельства преступления – если в деянии обнаруживается состав правонарушения[1].

За этим следует еще один признак правоохранительных органов: правоохранительные органы являются государственными органами, т.е. органами, наделенными правом применять те меры реагирования, о которых мы сказали выше. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством, оснащены специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеет специальную подготовку и образование (обычно юридическое). Эта функция включает в себя ряд функций, определенных отдельными авторами в качестве самостоятельных функций правоохранительных органов, таких как: осуществление правоохранительных функции конкретными должностными лицами; обязательность решений, принятых этими лицами и другие. Права и обязанности работников правоохранительных органов и ограничения их полномочий устанавливаются законом. Отсюда вытекает еще один признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании и в соответствии с законом.  Деятельность правоохранительных органов регулируется конкретными законами. Например, мы можем сослаться на законы «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др. С целью обеспечения нормального своего функционирования, государство прибегает не только к позитивному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативному воздействию на правонарушителей.

Таким образом, правоохранительные органы имеют право применять принудительные меры. Эта особенность, которая отличает их от других государственных учреждений. Эти признаки присущи всем правоохранительным органам без исключения. Эти признаки могут быть отмечены как общие первичные признаки правоохранительных органов. Однако есть признаки, которые принадлежат только некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки вторичные, определяющие специфику деятельности того или иного правоохранительного органа.  Признаки второй очереди включают в себя: право применять нормы уголовного законодательства; осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Например, деятельность судов характеризуется различными видами судопроизводства: уголовным, гражданским, арбитражным, конституционным, административным.

Эффективность правоохранительных органов, а следовательно сущность и основное их назначение заключается в обеспечении внутренней безопасности системы «личность-общество-государство» определяется их структурными и материальными характеристиками, нормативной базой и уровнем готовности выполнять функциональные обязанности по защите интересов государства и общества, конституционных прав и свобод граждан[2].

На основании приведенных выше признаков можно сформулировать определение правоохранительных органов: «правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством для защиты законов, которые действуют на основе и в соответствии с законом, наделены правом применять принудительные меры, а в некоторых случаях право применять уголовное законодательство и обязанность соблюдать определенную процессуальную форму».  Большинство правоохранительных органов соответствуют этому определению, особенно полиция, органы прокуратуры, службы безопасности и т.д.

Тем не менее, некоторые организации, которые явно сосредоточены на правоохранительной деятельности, могут не иметь некоторых признаков.

Примером является организация, осуществляющая защиту прав граждан, в форме представительства. Речь может идти об адвокатских образованиях и адвокатах.

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
  2. О Правительстве Российской Федерации»: федеральный конституционный закон 12.1997 № 2-ФКЗ; ред. от 28.12.2016 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.
  3. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 12.1996 № 1-ФКЗ; ред. от 30.17.2018 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
  4. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-; ред. от 31.07.2020 // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
  5. О судебных приставах: федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ; ред. от 27.12.2019 //// Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
  6. О Следственном комитете Российской Федерации: федеральныйзакон от 28.12.2010 № 403-ФЗ: ред. от 31.07.2020 // Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
  7. О Федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ: ред. от 31.07.2020 // Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
  8. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ: ред. от 06.02.2020 // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
  9. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ: ред. от 31.07.2020  // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 49. – Ч. 1. – Ст. 7020.
  10. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 26.04.2002); ред. от 02.12.2020 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2102.
  11. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: федеральный закон от 11.02.1993 № 4462-1-ФЗ; ред. от 27.12.2019 // Российской газета. – 1993. – 13 марта.
  12. О Федеральной таможенной службе: постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 ред. от 03.06.2019 //// Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
  13. О Федеральной службе войск национальной гвардии: Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 510: ред. от 31.10.2020 // Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
  14. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний // Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314; ред. от 04.11.2019 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
  15. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313; ред. от 06.08.2020 // Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.

Специальная научная и учебная литература

  1. Агафонов Н.А. Государственное управление в правоохранительных органах: проблемы и задачи // В сборнике: Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. Научный редактор В.И. Спирина. – Москва, 2019. – С. 196 – 200.
  2. Алиметов Г.И. Система правоохранительных органов // В сборнике: проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2019. – С. 35 – 36.
  3. Бабаев Х.И. Важность правоохранительных органов в аппарате российского государства // В сборнике: проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей студентов юридического факультета СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). – Махачкала, 2019. – С. 55 – 57.
  4. Быков А.В., Дугенец А.С. Правозащитная направленность деятельности правоохранительных органов // В сборнике: Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. –Москва, 2020. – С. 473 – 477.
  5. Батырбай Н.М. История становления органов внутренних дел // Вестник Института законодательства и правовой информации, 2020. –№ 1 (59). – С. 329 – 334.
  6. Гафаров Д.Д. Совершенствование деятельности правоохранительных органов в современной России // В сборнике: Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (к 100-летию Республики Башкортостан). – – С. 275 – 281.
  7. Демидов Г.К., Курчеев В.С. Правоохранительные органы: понятие и статус в административной // В сборнике: Проблемы формирования правового социального государства в современной России. Материалы XV всероссийской национальной научно-практической конференции. – – С. 95 – 99.
  8. Денисович В.В. К вопросу о месте полиции в современной системе правоохранительных органов РФ // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – – № 4 (49). – С. 21 – 25.
  9. Дудин Н.П. Становление и развитие правоохранительной системы РФ // Общество и право. 2016. – № 2. – С. 289 – 294.
  10. Зарсаева И.И. Правоохранительные органы в РФ // В сборнике: Пермский период. Сборник материалов научно-практической конференции в рамках VII Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов. В 2-х томах. Составитель В.А. Овченков. – – С. 98 – 99.
  11. Калиниченко И.А. История правоохранительных органов в документах // В сборнике: Российская полиция: три века служения Отечеству. Сборник статей Юбилейной международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией В.Л. Кубышко. – – С. 34 – 39.
  12. Коротин Н.С. Принципы деятельности правоохранительных органов // В сборнике: Российская наука: Актуальные исследования и разработки. Сборник научных статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. – – С. 320 – 324.
  13. Краева Я.В. Деятельность правоохранительных органов в современных условиях // В сборнике: Современные проблемы юридической наукиМинистерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Юридический институт. – – С. 309 – 311.
  14. Магомедов Н.К. Правоохранительные органы: понятие, общая характеристика, система и цели // В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2020. – С. 159 – 161.
  15. Миронов, Р.Г. Правоохранительные органы: учебник для вузов / Р.Г. Миронов. – М.: Форум, 2018. – 256 с.
  16. Мухлыгина Т.В. К вопросу о положении вооруженных сил в системе правоохранительных органов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – – № 20-2. – С. 221 – 223.
  17. Поздеев Д.А. Учебное и законодательное понимание правоохранительных органов и их системы // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития юридического образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию юридического образования в Республике Башкортостан. Ответственный редактор И.А. Макаренко. – Уфа, 2019. – С. 99 – 108.
  18. Романовский, Г.Б. Правоохранительные органы: учебник для юридических вузов и факультетов  /  Г.Б. Романовский. – М.: РИОР, 2019. – 298 с.
  19. Тарбахова А.Г. Изучение организационной структуры правоохранительных органов // В сборнике: Образование и наука в современных реалиях. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – – С. 336 – 337.
  20. Уварова-Патенко Н.В. Правоохранительный орган – основное звено правоохранительной системы // Вестник Института законодательства и правовой информации. – – № 1 (59). – С. 269 – 274.
  21. Федорова Э.А. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов РФ // Аллея науки. – – Т. 2. – № 1 (28). – С. 636 – 639.
  22. Хапажева З.З. К вопросу о становлении системы правоохранительных органов в России // В сборнике: XXVII Международные научные чтения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – – С. 24 – 28.
  23. Химичева, О.В. Правоохранительные органы: учебник для юридических вузов и факультетов / О.В. Химичева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 351 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Правоохранительные органы
2013 год 28 стр.
Курсовая Крайняя необходимость в деятельности органов внутренних дел
Telesammit
Курсовая работа Правоохранительные органы
2015 год 32 стр.
Курсовая Организация деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан
diplomstud
Курсовая работа Правоохранительные органы
2015 год 26 стр.
Курсовая Участие граждан в охране общественного порядка
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское