Введение
- Правоохранительная деятельность в Российской Федерации: генезис, понятие, признаки
1.1 Генезис понятия «правоохранительная деятельность» в отечественной юридической литературе
1.2. Современное понимание, сущность, признаки и виды правоохранительной деятельности
- Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», ее соотношение с другими юридическими дисциплинами
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования состоит в том, что исследование проблем, связанных с правоохранительной деятельностью вызвано многоаспектностью государственной и общественной жизни, немалым количеством объектов правоохранительной системы. Как справедливо указывает А.Г. Хабибулин, «переход российского общества в новое состояние неразрывно связан с возникновением новых вызовов и угроз как национальной безопасности в целом, так и таким ее важнейшим составляющим, как экономическая и общественная безопасности»[1].
Тематика, связанная с правоохранительной деятельностью была и является предметом многочисленных научных исследований в отечественной и зарубежной юриспруденции, что обусловлено ее актуальностью, связанностью с безопасностью индивида, а также практической значимостью. Рассуждая о правовых основах формирования национальной безопасности и выделяя особую роль правоохранительной деятельности, И.В. Тепляшин подчеркивает, что «в настоящее время идет процесс формирования устойчивой и гармоничной правовой действительности. Текущее положение правовых отношений, в том числе как результат прогрессивного развития российского общества, требует не только системного научного осмысления, но и гарантирования»[2]. В этом разрезе деятельность государства и его органов охватывает многие сферы общественной и государственной жизни. Одно из центральных мест в функционировании государства занимает деятельность по обеспечению правопорядка, законности, защите прав и свобод человека. В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Указанное конституционное положение направлено на то, чтобы государственные органы выполняли свою правоохранительную функцию. В этой связи А.М. Волков отмечал, что Конституция РФ «заложила теоретико-правовой фундамент для новых подходов к государственно-правовым явлениям в сфере реализации и защиты прав частных лиц. В связи с этим необходимо серьезно усилить внимание к обеспечению надлежащей защиты интересов физических лиц (граждан) и юридических лиц (организаций) во всех сферах государственной жизни…»[3].
Разумеется, не все государственные органы осуществляют правоохранительную деятельность в качестве своей основной задачи. Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов. Указанные органы именуются органами правопорядка, к числу задач которых относится охрана правопорядка, а также нормальной жизни и деятельности государства. Особую роль в деятельности по обеспечению правопорядка занимают правоохранительные органы. Их значимость проявляется при возникновении ситуаций чрезвычайного характера (аварии, катастрофы, акты гражданского неповиновения, форс-мажорные обстоятельства), когда непосредственной угрозе подвергаются жизнь, здоровье, права и свободы граждан. Именно правоохранительные органы являются основным инструментом правоохранительной деятельности. Основные методы правоохранительной деятельности являются различные сферы человеческой деятельности, общественной и государственной деятельности: экономическая, социальная сфера, оборона, порядок и безопасность, перемещение товаров и транспортных средств, законность расходования денежных средств, обеспеченность топливом и товарами, электроэнергии, обеспечение соблюдение санитарных норм и правил, природопользования, строительных технических регламентов.
Принимая во внимание объект и предмет исследования, целью настоящей работы является обоснование понятия, сущности и признаков правоохранительной деятельности, как особого вида деятельности. Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи: − определить сущность и признаки правоохранительной деятельности; − рассмотреть, каким образом соотносятся понятия «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы»; − дать общую характеристику правоохранительным органам и определить их основные функции; − определить основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации. С учетом поставленной цели и задач определялась структура настоящей работы. В работе были использованы нормативно-правовые документы, материалы монографий, научных статей, опубликованных в юридических периодических изданиях, электронные ресурсы, а также материалы судебной и правоприменительной практики.
Целью исследования является обоснование понятия, сущности и признаков правоохранительной деятельности, как особого вида деятельности.
Задачи исследования:
- определить генезис понятия «правоохранительная деятельность» в отечественной юридической литературе;
- рассмотреть современное понимание, сущность, признаки и виды правоохранительной деятельности;
- выявить предмет и систему дисциплины «Правоохранительные органы», ее соотношение с другими юридическими дисциплинами.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые отдельными отраслями права в сфере рассмотрения правоохранительной деятельности.
Предмет исследования составляют особенности правового регулирования правоохранительной деятельности.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам правоохранительной деятельности.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, федеральные законы.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
- Правоохранительная деятельность в Российской Федерации: генезис, понятие, признаки
1.1 Генезис понятия «правоохранительная деятельность» в отечественной юридической литературе
Изучению правоохранительной деятельности посвящено значительное количество научных работ, но внимание к данной проблематике не ослабевает и в настоящее время. В частности, несмотря на обилие предложенных дефиниций, сохраняет свою актуальность вопрос определения этого понятия. В различных его интерпретациях во многом кроются разногласия исследователей в понимании целей, задач, функций, форм, содержания, объекта и субъектов правоохранительной деятельности.
Нет должной терминологической четкости и при формулировке соответствующих положений в нормативно-правовых и правоприменительных актах. Существенным пробелом в научном осмыслении данного понятия является отсутствие представления о его генезисе в отечественной юридической литературе. По мнению ряда авторов[4], появление термина «правоохранительная деятельность» связано с защищенной в 1955 г. диссертацией И.С. Самощенко[5].
Считаем необходимым подчеркнуть, что данная терминология использовалась российскими юристами и раньше. Проведенный нами анализ показывает, что впервые понятие «правоохранительная деятельность государства» встречается в статье Н.А. Полетаева, опубликованной еще в 1868 г[6].