Введение
Глава 1. Система нормативного регулирования общественных отношений
1.1 Понятие о регуляторах общественных отношений
1.2 Происхождение и пути формирования права в системе нормативного регулирования общественных отношений
1.2.1 Социальные нормы в первобытном обществе
1.2.2 Способы социального регулирования в первобытном обществе
1.2.3 Санкции в первобытном обществе
1.2.4 Причины возникновения права
1.2.5 Пути формирования права
Глава 2. Социальные и технические нормы. Мораль и право
2.1 Технические и технико-юридические нормы. Социальные нормы
2.2 Право и мораль: общие черты, взаимодействие, различия и противоречия
Заключение
Библиографический список
Наша страна переживает период радикальных преобразований практически всех сфер жизни общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества – объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство. Эти процессы требуют качественных изменений в системе нормативного регулирования.
Социально-нормативное регулирование, будучи обусловлено реальным содержанием и закономерностями общественной жизни, в концентрированном виде выражает объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их социально необходимым правилам. Тем самым, нормативное регулирование выступает в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей. Реальный эффект реформирования России проявляется в наличии социальных регуляторов, выступающих в роли инструментов согласования противоречивых общественных отношений, что предполагает использование всех элементов системы нормативного регулирования. Основу жизнедеятельности общества составляют власть и социальные нормы. Известно, что первоначально власть была общественной и не выделялась из общества, и социальное регулирование было основано на мононормах. Современное состояние общества – это государственно-организованная власть и ее инструмент право. Вместе с тем, при всей своей относительной самостоятельности, право осуществляет специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.
Длительный период отечественная юриспруденция рассматривала взаимосвязь права с другими частями социально-регулятивной системы.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей права в системе нормативного регулирования общественных отношений.
Задачами данного исследования являются:
исследовать понятие о регуляторах общественных отношений;
рассмотреть происхождение и пути формирования права в системе нормативного регулирования общественных отношений;
проанализировать технические и технико-юридические нормы, а также социальные нормы;
выявить общие черты, взаимодействие, различия и противоречия права и морали.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе анализа особенностей права в системе нормативного регулирования общественных отношений.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие сущность права в системе нормативного регулирования общественных отношений.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Система нормативного регулирования общественных отношений
1.1 Понятие о регуляторах общественных отношений
Общество представляет собой множество людей, связанных устойчивыми общественными отношениями на основе совместной деятельности, направленной на создание материальных и духовных благ, достижение безопасности и целостности. Совместная деятельность возможна только при условии, что она подчиняется определённому порядку и регулируется определёнными правилами. В противном случае общество превращается в толпу, конгломерат людей, которые агрессивно настроены друг против друга. Т. Гоббс описывал такое состояние общества, как: «война всех против всех» и «человек человеку волк»[1]. Царствует анархия, хаос, произвол в отношениях людей. Производство материальных и духовных благ становится невозможным. Человек развращается духовно и неминуемо гибнет. Общество распадается. В истории человечества хаос в обществе мог наступать после огромных социальных потрясений (революций, мировых войн), страшных природных катастроф, абсолютного нравственного разложения и духовной деградации населения. Хаос обычно продолжается очень короткое время и часто заканчивается установлением жесткого порядка, диктатуры. Вводятся строгие правила. А государство особенно сурово наказывает любого, кто осмеливается нарушать правила. Это необходимо для того, чтобы привести всю массу людей к нормальному состоянию – сознательному и постоянному соблюдению порядка и правил, которые позволяют совместно трудиться и отдыхать, строить семейные отношения и воспитывать детей. Для восстановления такого нормального порядка требуются подчас несколько десятков лет.
Полибий указывал, что после охлократии (хаоса) неминуемо воцаряется власть одного вождя, который «превосходит всех прочих своей телесной силой и душевной отвагой». Царь сильной рукой наводит порядок в государстве.
Следовательно, диктатура после хаоса вполне оправдана и даже необходима, чтобы спасти общество от гибели и обеспечить стабильную продуктивную деятельность людей во всех сферах жизни общества. Ситуация напоминает положение, которое складывается с неумеренно расшалившимся ребенком. Этот, так сказать, «взбесившийся» ребёнок напоминает общество в положении анархии. Родители вынуждены наказать ребенка и наложить на него строгие запреты и обязывания, чтобы укротить в нем «взбесившиеся чувства» и заставить его руководствоваться разумом, подчиняться общим правилам и держать эмоции в узде. Для этого родителям иногда приходится потратить много месяцев, чтобы вернуть ребёнка к нормальному поведению[2].
В любом обществе осуществляется социальное регулирование. Регулирование – это воздействие на сложный, системный объект с целью подчинения его определённому порядку, правилам. Социальное регулирование – регулирование поведения людей и их объединений. Такое регулирование осуществляется с помощью социальных регуляторов – средств воздействия на людей с целью побуждения их к совершению конкретного действия или подчинения их определённому порядку, правилам.
В обществе выделяются:
1) ненормативные (индивидуальные) социальные регуляторы;
2) нормативные социальные регуляторы.
Ненормативный социальный регулятор побуждает субъекта совершить конкретное действие или воздержаться от него.
Например, приказ, просьба, внушение. Индивидуальные регуляторы используются для руководства детьми, когда они ещё не социализовались, не стали достаточно разумными людьми, чтобы добровольно исполнять правила поведения – нормативные регуляторы. Вместе с тем эти регуляторы широко применяются и для взрослого населения. Хорошо известно из, например, материалов газет, что законы и правила часто не исполняются в нашей стране.
М.Е. Салтыков-Щедрин говорил: «Суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Президенту нашей страны нередко приходится прибегать к «ручному управлению», чтобы решить какие-либо дела на местах. При этом известно, что все необходимые законы в государстве действуют, и на их основании можно разрешать проблемы населения в том или ином регионе. Однако президенту приходится лично приехать, например, в Краснодарский край в 2012 г. после страшного наводнения и дать прямое указание немедленно начать выплаты денежных компенсаций пострадавшим гражданам. До него эти выплаты по непонятным причинам не выдавались. На ежегодной «Прямой линии» с президентом В.В. Путиным как раз можно наблюдать, как президент даёт прямую директиву местным властям построить водопровод, провести ветку газа в посёлок, начать выплату заработной платы рабочим. Не следует пренебрежительно относиться к приказу. Приказ – важный и необходимый инструмент регулирования. Армия держится на приказах. Любое предприятие, учреждение, организация управляется, прежде всего, с помощью приказов. Важно, чтобы приказы не творились на основе произвола и самодурства начальников, а опирались на законы и отдавались в рамках компетенции начальников. Просьбы часто используются в повседневной жизни и служат важным регулятором общения между знакомыми и незнакомыми людьми[3].
Внушение может быть позитивным регулятором при, например, воспитании детей. Однако внушение может быть опасным манипулятором поведения отдельного человека, даже больших масс людей. Юноша в Кондопоге сжёг уникальную деревянную Успенскую церковь XVIII века в 2018 г.
СМИ писали, что юноша был психологически неустойчив, внушаем и получил указание совершить поджог по сети Интернет. Известно, что религиозные секты активно занимаются внушением. Это несёт в себе большую социальную угрозу.
Например, 20 марта 1995 г. 10 участников религиозной секты «Аум синрикё» совершили террористический акт – газовую атаку в токийском метро с помощью отравляющего газа зарин.
В результате 12 человек погибли. Ещё большую угрозу представляют информационные войны, которые развязываются мировыми СМИ крупных западных стран против других стран, режим которых им кажется неугодным.
С помощью внушения можно убедить доверчивый народ страны, что власть в государстве погрязла в коррупции и действует, грубо нарушая конституцию страны.
Цветные революции, особенно в странах бывшего СССР, начинались как раз с информационных атак на эти страны мировыми СМИ. При этом через некоторое время устанавливалось, что СМИ прямо прибегали ко лжи и клевете, однако на это западные страны предпочитали закрывать глаза. Цветная революция – это «ненасильственное» свержение власти при помощи уличных протестов.
Слово «ненасильственное» приходится брать в кавычки по двум причинам.