Курсовая работа|Право социального обеспечения

Право человека на социальное обеспечение

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 36

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВОЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Исторические аспекты становления, развития и понятие института социального обеспечения

1.2 Особенности правового регулирования социального обеспечения в Российской Федерации

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1 Реализация права на социальное обеспечение

2.2 Проблемы защиты права граждан на социальное обеспечение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

В условиях снижения уровня жизни и падения реальных доходов граждан России все более обсуждаемой в обществе становится проблема соблюдения права человека на социальное обеспечение. Являясь базовым правом второго поколения прав, право на социальное обеспечение призвано снизить уровень социальной незащищенности наиболее уязвимых групп населения: людей пожилого возраста, безработных, лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц, воспитывающих детей и т.д. Не имея постоянного и стабильного источника дохода, указанные граждане остро нуждаются в предоставлении материальной и денежной помощи со стороны государства.

Между тем, уровень социальной помощи и поддержки в российском государстве не обеспечивает достойного уровня жизни наименее защищенных групп населения.

В законодательстве право человека на социальное обеспечение установлено не только на уровне Основного закона, но и многочисленных федеральных законов и нормативных подзаконных актов.

В соответствие с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовым и организационным основам государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан посвящены статьи Федерального закона «О государственной социальной помощи». Отдельные меры по социальному обеспечению разных категорий граждан установлены в нормах Федерального закона «О страховых пенсиях», Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и т.д.

Порядок и условия предоставления социальной помощи конкретизированы в многочисленных нормативных подзаконных актах – указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ. В каждом субъекте РФ создана собственная система нормативных источников права социального обеспечения.

В литературе справедливо указывается на проблему отсутствия единого федерального закона в области социального обеспечения. Анализ нормативных актов разного уровня не позволяет выявить закрепленных в них единых принципов социального обеспечения: всеобщности, гарантированности видов социального обеспечения со стороны государства, дифференциации социального обеспечения и т.д. законодательное закрепление принципов позволило бы создать ту основу, с опорой на которую строились бы другие нормы данной отрасли права.

Кроме того, это могло бы обеспечить правоприменение, наиболее полно учитывающее интересы граждан.

Во-первых, государственные органы и их должностные лица руководствовались бы принципами права социального обеспечения в своей деятельности и принимали бы решения, основываясь на руководящих началах этой отрасли права.

Во-вторых, при наличии пробелов в законодательстве государственные органы и суды смогли бы разрешать споры, возникающие в отношениях по поводу социального обеспечения, на основе законодательно закреплённых принципов подобно тому, как это делается в гражданско-правовой сфере.

Тем самым, можно говорить о существовании в России многоуровневой, несистематизированной, сложной системе правового регулирования социального обеспечения.

Итак, следует подытожить, что проблема социального обеспечения до сих пор остается одной из самых актуальных в России. Любой человек нуждается в средствах, обеспечивающих его потребности, будь это деньги или материальные вещи. Конечно, нужно понимать, что дифференциация заработных плат всегда будет, и в современных реалиях это кажется нормальным, что одни получают больше, чем другие. Также государство не может в полном объеме удовлетворить социальные потребности всех категорий социально незащищенных граждан и идет по пути установления минимальных стандартов оказания социальной поддержки и их гарантий.

Актуальность данного исследования состоит в том, что современные проблемы в системе права на социального обеспечения и защиты населения Российской Федерации, ее оптимизация всегда являются актуальными в период экономико-политической нестабильности.

Отрицательные последствия в социальной политике выраженно ощущают незащищенные категории населения: пенсионеры, инвалиды, одинокие матери и другие.

Поэтому возникает острая необходимость в развитии и улучшении системы социальной защиты населения страны.

Цель работы состоит в анализе понятия и законодательной регламентации права на социальное обеспечение в Российской Федерации, выявлении наиболее важных проблем в данной сфере и разработке предложений по их оптимизации.

В соответствии с поставленной целью, сформулированы следующие задачи данной работы:

1) изучить исторические аспекты становления и развития опеки и попечительства;

2) определить понятие, правовую природу и особенности правового регулирования социального обеспечения;

3) исследовать особенности реализации права на социальное обеспечение;

4) отметить проблемные аспекты защиты права на социальное обеспечение.

Объект исследования – правовые аспекты отношений в сфере реализации права на социальное обеспечение в РФ.

Предметом исследования является действующее законодательство, а также нормативно–правовые акты, которые регулируют отношения в сфере права граждан на социальное обеспечение.

Методологической основой является общий диалектический подход в совокупности с использованием общих и частных методов научного познания, в частности, формально-логического, формально-юридического, системного анализа, аксиологического.

Нормативно–правовую основу настоящего исследования составляют международные и национальные законодательные акты, в частности, такие как Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации (далее по работе – Конституция РФ), действующие федеральные законы в сфере социального обеспечения, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, подзаконные ведомственные акты, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения.

Структура работы обусловлена целями настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВОЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Исторические аспекты становления и развития института социального обеспечения

Потребность в социальном обеспечении у человек была всегда. Однако место, которая занимало социальное обеспечение в жизни человека, с течением времени изменя­лось сообразно ее развитию, но, имеет место и обратная зависимость: уровень развития права социального обеспечения определяется степенью его востребо­ванности обществом.

История возникновения, становления и развития социального обеспечения начинают свою историю столетия назад. Причина возникновения социального обеспечения состоит в том, что существование человеческого общества невозможно без взаимной поддержки, оказываемой людьми в экстремальных ситуациях. Социальное обеспечение как идея всегда было предназначено для преодоления проблемы потери дохода и бедности.

С середины 19 в европейских странах там формируются системы соци­ального страхования. Это различные кассы взаимопомощи, больничные кассы, страхование несчастных случаев на производстве, болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы и пр.[1].

Уже в 1844 г. В Бельгии было введено обязательное страхование по болезни, инвалидности и старости для моряков, в 1854 – обязательное страхование для шахтеров в Пруссии и Австрии. С 1852 г. во Франции существовали кассы взаимопомощи и им оказывалась государственная финансовая поддерж­ка. Несмотря на то, что государство не могло в полной мере принять на себя обязательства по социальной поддержке населения, с 1883 г. в Германии при­нимались законы об обязательном социальном страховании от несчастных слу­чаев, по болезни и нетрудоспособности для рабочих и служащих. К концу 19 в. большинство стран Европы последовало примеру Германии в принятии соци­ального законодательства, которое предусматривало либо государственное со­циальное страхование, либо дотирование добровольного страхования[2].

Ключевыми особенностями формирующихся зарубежных систем В.В. Антропов выделяет:

Предоставление социальных услуг в форме компенсации дохода в слу­чае наступления социальных рисков,

Широту охвата наемных работников (не ограниченную по специально­стям или группам, а связанную лишь с размерами их дохода),

Обязательный характер системы страхования,

Участие в финансировании трех сторон: наемного работника, работо­дателя и государства.

Социальное обеспечение теперь рассматривается как право гражданина на получение социальных услуг и более не связано с его социально-политической дискриминацией, как в случае программ социального призрения[3].

Социальное страхование все больше связывается с необходимостью компенсации потери дохода как предпосылки индивидуального и общественного благополучия, а не просто является одним из средств сохранения общественно­го порядка, как это было ранее.

Таким образом, как отмечает В.В. Антропов, ключевой идеей социально­го страхования становится разделение ответственности по страхованию социальных рисков между работодателем, наемным работником и государством.

При таком устройстве социальной защиты европейский работник проявляет все большую осознанность и запросы к качеству медицинскому обслужи­вания, потому что он непосредственно участвует в финансировании возможно­го своего лечения, а в некоторых случаях и членов своей семьи. В то же время он проявляет интерес и активно участвует в процессах организации и измене­ния функционирования, а также контроля над системами социального и меди­цинского страхования.

По законодательству царской России государственные пенсии относились к разделу служебных наград, установленных сверх различ­ных почестей и окладов содержания, за долговременное и беспорочное прохождение службы.

В литературе конца прошлого века общие условия, определяющие право на пенсию, формулировались следующим образом:

1) род службы;

2) особенности службы;

3) причины оставления службы;

4) величина содержания;

5) прочие условия.

Расходы на пенсии чиновникам в царской России в четыре раза превышали бюджет Министерства просвещения.

Наряду с Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданскому ведомству действовали так называемые Особенные уставы:

1) По придворному ведомству;

2) по различным учебным ведомствам;

3) по тюремному управлению;

4) другие[4].

По придворному ведомству, кроме пенсии в размере полного оклада, чиновники получали столовые и квартирные деньги, а также другие выдачи.

Для основной массы служащих размеры пенсий были ничтожны. Низшие категории служащих (курьеры, сторожа и др.) права на пенсию не имели. Царское правительство использовало пенсию как удобное средство поставить в полную зависимость от себя основную массу государственных служащих.

Вскрывая сущность пенсионного обеспечения основной массы служащих, В.И. Ленин писал: «Перспектива грошовой пенсии после 40-50 лет лямки должна была еще покрепче закалить этот настоящий чиновнический пролетариат».

Солдатам низшим воинским чинам и их семьям пенсии назначались в том случае, если ранение, болезнь или смерть находились в причинной зависимости от прохождения военной службы).

Пенсии офицерам регулировались Сводом военных постановлений. В зависимости от числа лет службы офицера пенсии различались по категориям: полные;  половинные; за сокращенные сроки службы.

Пенсионное обеспечение нетрудоспособных рабочих и их семей по случаю потери кормильца осуществлялось на основе закона от 23 июня 1912 г. «О страховании рабочих от несчастных случаев», который охватывал не более 1/6 части всего пролетариата России. Он не распространялся на мелкие предприятия, находившиеся в Сибири и Средней Азии, не охватывал строительных и сельскохозяйственных рабочих. Проведение страхования было возложено на страховые товарищества, которые состояли из владельцев предприятий.

В отношении промышленных рабочих, на которых не распро­странялся Закон 1912 г., продолжал применяться закон 1903 г. «О вознаг­раждении потерпевших вследствие несчастных случаев».

Этот закон (ст. 1), построенный на принципах гражданско-правовой ответ­ственности, распространялся только на предприятия фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности.

При утрате рабочим своей трудоспособности уплата вознаграждения возлагалась на предпринимателя.

  1. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ; ред. от 29.12.2020 // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
  2. Гаевская Н.Б. Концепция социального государства // Аллея науки. – 2018. – № 1 (17). – Том 2. – С. 134 – 137.
  3. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 425 с.
  4. Данилов А.В. Аспекты развития социально-экономической сферы в Российской федерации и их финансовое обеспечение // Научные достижения и открытия современной молодежи. – 2017. – С. 415 – 418.
  5. Казимагомедова З.А. Совершенствование системы социального обеспечения в России // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. – 2018. – С. 217 – 220.
  6. Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е.С. Кокшарова, Ю.Е. Ковбасюк // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 225 – 227.
  7. Комкова, Г. Н.  Конституционное право: учебник для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 369 с.
  8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / С. А. Комаров [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 333 с.
  9. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) / М.И. Лепихов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 169 с.
  10. Маргулян, Я. А. Основы социального государства: учебное пособие для академического бакалавриата / Я. А. Маргулян. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 178 с.
  11. Нудненко, Л. А.  Конституционное право: учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Нудненко. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 500 с.
  12. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения / А.Н. Савинов. – М.: ИНФРА-М, 2018. –132 с.
  13. Потапенко, В. В., Широв, А. А. Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.macroforecast.ru/doc/shirov_potapenko.doc. (Дата обращения: 07.05.2019).
  14. Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 135 с.
  15. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 406 с.
  16. Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник / Ю. П. Орловский [и др.]; под общей редакцией Ю. П. Орловского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 135 с.
  17. Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учебное пособие для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общей редакцией Ю. П. Орловского; ответственный редактор М. О. Буянова. – М.: Юрайт, 2019. – 205 с.
  18. Приступа, Е. Н. Организация социальной работы в Российской Федерации: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2019. – 99 с.
  19. Стрекозов, В. Г.  Конституционное право России: учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 256 с. 
  20. Шахрай, С. М. Конституционное право РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / С. М. Шахрай. – М.: Статут, 2017. – 710 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 45 стр.
Курсовая Пенсионное страхование. Назначение, выплаты, доставка пенсий
Курсовая работа Право социального обеспечения
2013 год 32 стр.
Курсовая Пособия гражданам, проходившим военную службу, и членам их семей
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2014 год 29 стр.
Курсовая Сравнительный анализ страхового и общего трудового стажа
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 31 стр.
Курсовая на тему: «Государственная социальная помощь»
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2017 год 42 стр.
Курсовая Социальная защита лиц, имеющих особые заслуги перед государством
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское