Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры межнационального общения у школьников
1.1 Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения
1.2 Уровни сформированности культуры межнационального общения у учащихся
Глава 2. Процесс формирования культуры межнационального общения у школьников
2.1. Педагогические средства формирования культуры межнационального общения
2.2 Особенности процесса формирования культуры межнационального общения
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Для Российской Федерации – с ее разнообразием языка, обыкновенных традиций, этики и культур – государственный вопрос, без каждого преувеличения носит основной характер. Каждый серьезный дипломат, общественный деятель должен отдать для себя отчет в том, что одним из ключевых критерий самого существования нашей страны считается гражданское межнациональное согласие.
Мы видим, что случается в мире, какие тут копятся серьезные риски. Действительность на сегодняшний день – это подъем в развитии межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национальная религиозная нетерпимость образуется идейным основанием для самых конструктивных группировок и течений. Сносят, строят страны и государства и делят общества.
Колоссальные миграционные постоянные потоки – есть все причины думать, что они станут увеличиваться. Именуют новым понятием «знаменитыми переселениями народов», способными поменять обычный уклад и вид целых материков. Миллионы людей в поиске лучшей жизни оставляют свои регионы, страдающие от голода и приобретенных когда-то конфликтов бедности и социальной неустроенности.
С «обострением государственного вопроса» вплотную столкнулись и развитие, и благополучные государства, которые до этого гордились собственной толерантностью.
А сейчас – говорят о провале попыток интеграции в обществе, иной культурный элемент обеспечивает не конфликтное, гармоническое взаимодействие всевозможных культур, религий, народных групп.
Во множестве государствах складываются закрытые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, в том числе и приспосабливаться отказываются. Популярны кварталы и целевые мегаполисы, где уже пополнения приезжих, живут на социальные пособия и не разговаривают на языке своего государства в присутствии других.
Абсолютно, респектабельные европейские политические деятели начинают говорить о провале «мультикультурного проекта». Чтобы сберечь собственные позиции издают «национальную карту» переходят к тем, кого сами считают мигрантами.
Муниципальная заявка на образование культуры межнационального общения отражен, в Конституции РФ, где отличается: «гарантировать разработку программы и курсов, содействующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлено с детьми, молодежи, населения с духовным богатством народов РФ и их внедрение в систему среднего и высшего образования.
Методологической основой воспитания учащихся Российского образования поставлены на идеях и традициях дружбы народов Российской Федерации, а так же является изучение о национальных отношениях.
Вклад в развитие теории интернационального воспитания внесли выдающиеся советские педагоги и деятели просвещения П.П. Блонский, В.А. Ваганян, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, СТ. Шацкий.
Теоретическую основу дальнейшего решения проблемы межнационального общения советского общества заложили известные философы, социологи, политологи Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Т.Ю. Бурмистрова, М.С. Джунусов, О.А. Дмитриев, Л.М. Дробижева. культура межнациональный общение этнический
Анализ научной литературы, работы общего образования показал, что существуют противоречия между потребностью:
-личности гражданина России в культуре межнационального общения и фактическим недостающем уровнем сформирования определенного качества у ведущего числа учащихся;
- педагогической практики в научном осмыслении формирования культуры межнационального общения у школьников и не разработанностью в науке целостного представления о процессе формирования этого качества.
Научная новизна исследования, так названные противоречия, обусловили проблему исследования, состоящую в необходимости формирования у школьников культуры межнационального общения в современных условиях.
С учетом вышеизложенного нами была сформулирована тема дипломного исследования: "Общее и особенное в поликультурном образовании и формировании культуры междунационального общения".
Объект исследования – личность в полиэтническом образовании.
Предмет исследования – процесс формирования культуры межнационального общения учащихся.
Цель исследования – раскрытие процесса сформирование культуры межнационального общения и его влияния на школьников и студентов.
В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи реферативной работы:
1. Раскрыть сущность понятий "толерантность", "культура межнационального общения"
2. Провести теоретический анализ формирования культуры межнационального общения в условиях глобализации общества.
3. Определить совокупность средств формирования культуры межнационального общения.
4. Раскрыть особенности процесса формирования культуры межнационального общения.
1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993. -43 с.
2. Абдулатипова С.Е. Человек. Нация. Общество. – М., 2015г.- 459с
3. Асиповенко Е.М. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. – 1991. – №12.
4. Бердяев Н.А. Судьба России. – М, 2016.-405с.
5. Бурмистров К.А., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения. – М.: Мысль, 2016.- 215с
6. Заслуженюк B.C. Воспитание учащихся в идеях и традициях дружбы народов РФ. - Киев, 2017.
7. Иванова СЮ. Принципы толерантности в образовательном процессе. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). – М.: Педагогика, 2016.-300 с.
8. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения: На примере республики Дагестан. – М, 2017.
9. Карамзин Н.М. Письмо русского путешественника. – М., 2015.
10. Коган Л.Н. Культура межнационального общения. Интернациональное и национальное в социально-этическом образе жизни советского народа. – Фрунзе, 2015.