Курсовая работа|Административное право

Правовая регламентация деятельности органов юстиции Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Понятие и система органов юстиции в Российской Федерации

1.1 История становления и понятие органов юстиции. Минюст России

1.2 Виды и основные направления деятельности органов юстиции

Глава 2. Правовой статус Министерства юстиции и иных органов юстиции Российской Федерации

2.1 Правовой статус Министерства юстиции: понятие,

2.2 Органы управления в области исполнения наказания

2.3 Организация деятельности и полномочия Федеральной службы судебных приставов

2.4 Полномочия иных служб и управлений при Министерстве юстиции РФ

2.5 Экспертные учреждения Министерства юстиции РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Важно отметить, что на состояние современного российского общества оказывает влияние целый комплекс факторов различного характера, среди которых традиционно принято выделять социально-экономические и общественно-политические.

Однако никогда не стоит умалять значение еще одного важнейшего фактора – правового, поскольку от состояния правовой системы в конкретном государстве и обществе во многом зависит общее состояние двух последних институтов.

И в самой правовой сфере существует множество составляющих, нуждающихся самих по себе в необходимом совершенствовании.

Это – состояние законности и правопорядка, уровень общественного правосознания, эффективность законотворчества, развитие правоохранительных органов и др. А это все невозможно без эффективной деятельности органов и учреждений юстиции современной России. Именно по этой причине система отечественной юстиции, должна стать объектом самого пристального внимания отечественной юридической науки.

Объект исследования являются общественные отношения, регулируемые отдельными отраслями права в сфере рассмотрения правовой регламентации деятельности органов юстиции.

Предмет исследования являются особенности правового регулирования органов юстиции.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере правовой регламентации деятельности органов юстиции, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.

Задачи исследования: изучить понятие, особенности становления и развития органов юстиции; определить виды и основные направления деятельности органов юстиции; исследовать правовой статус органов юстиции Российской Федерации. В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам отдельных отраслей права.

Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.

Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, федеральные законы.

Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Глава 1.  Понятие и система органов юстиции в Российской Федерации

1.1 История становления и понятие  органов юстиции. Минюст России

Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы во все времена своего существования являются и являлись важнейшей структурой, в основные задачи которого входит организация нормативно-правового регулирования российского государства. Причем, роль регулятора и своеобразного смотрителя за справедливой реализацией права данному ведомству отведена еще до момента его создания.

В деятельности органов юстиции ученые выделяют различные этапы в их развитии, выделим три периода. К таковым, по мнению автора, относятся:

1717-1802 гг. – возникновение зачатков данной системы в форме Юстиц-коллегии и ее структурных подразделений с целью обеспечения судебной деятельности;

XIX – начало XX вв. – учреждение и развитие Министерства юстиции Российской империи, при этом особо следует отметить роль Минюста в систематизации законодательства и осуществлении судебной реформы в середине XIX в.;

советский период, который характеризовался волюнтаристскими изменениями функций Министерства юстиции и его места в государственном механизме – от осуществления «общего руководства и организации судебных органов» в 20-х гг. XX в. через постепенное снижение его роли в 30-х-50-х гг., вплоть до ликвидации в 60-х гг. В 70-х гг. XX в. Минюст СССР был восстановлен как государственный орган, осуществляющий «всемерное укрепление социалистической законности»;

новый этап в развитии системы органов юстиции начался в конце 80- х –  начале 90-х гг. XX в. с началом судебной реформы. Он характеризуется восстановлением традиционных полномочий Министерства юстиции в сфере организационного обеспечения судебной власти и исполнении судебных постановлений, а также появлением новых – в сфере координации нормотворчества, обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, а также прав и свобод человека и гражданина[1]. Данная периодизация явилась отражением реформ, происходивших в различные эпохи российского государства и права. Эти реформы коснулись судеб многих народов и этносов, но несмотря на наличие различного рода исторических новелл, основная миссия Министерства оставалась неизменной – само воплощение справедливости в государстве, что восходит к основному призванию Юстиции (от лат. justitia «справедливость, законность», от jus «право»)[2]. Следует отметить, что начало деятельности органов юстиции было положено с конца XV –  середины XVI в. В это время в России стали активно появляться государственные учреждения (высшие, центральные и местные), которые именовались приказами, коллегиями, а позже уже министерствами. Вплоть до начала XVIII в. существовала громоздкая приказная система, при которой «приказы» выполняли функции управления (своего рода прообраз Министерства) и правосудия, которые содержались на финансовые средства территорий, им подвластных. В 1699-1701 гг. произошла масштабная реформа, которая объединила ряд разрозненных приказов в один, однако деятельность «приказов» не была регламентирована и их функции носили размытый характер. В свою очередь, это послужило основанием для проведения реформы 1718- 1720 гг. В результате реформ было образовано 12 коллегий, центральным звеном которых являлось создание Юстиц-коллегии, которая была судебным и административным органом, в ведении которой находились следственные, розыскные дела и собирались сведения о заключенных в тюрьмах. Позднее Юстиц-коллегия получила название Коллегия юстиции и уже была подчинена Сенату. В это время, следует отметить, что судебная система уже носила разветвленный характер. Так вот, юстиц-коллегия выступала апелляционной инстанцией по отношению к надворным судам – второе звено судебной системы того времени. В 1775-1785 гг. вновь проводимые административные реформы упразднили большинство коллегий, а в 1801 г. князь А. Чарторыйский составил записку, послужившую первопричиной создания первых 8 министерств России, одним из которых было Министерство юстиции. Примечательно, что Александр I своим указом совместил должность министра юстиции и генерального прокурора, а Министерство юстиции приобрело четкую структуру. До судебной реформы 1864 г. главными задачами Министерства выступали надзор за судебной деятельностью, принятие участия в законодательной деятельности. Кроме этого, в компетенцию уже входило издание предписаний о порядке применения законов подведомственными органами. Данная структура, а также состав и компетенция Министерства, установленные «Общим учреждением министерств» в целом продолжали действовать до 1917 г.  Уже в 1810 г. был образован Государственный совет, возглавляемый М.М. Сперанским, который объявлялся законосовещательным органом, имевшим не только право, но и обязанность обсуждать все законопроекты, поступавшие на имя императора.

Однако, после судебной реформы в 1864 г. Министерство юстиции того времени претерпело структурное изменение, в результате которых действовали Консультация (рассматривала дела, поступившие из Сената), Канцелярия (рассматривались дела, относящиеся к личному составу ведомства) и Департамент (дела «законодательного, судебного, распорядительного, хозяйственного, бухгалтерского и статистического характера»). Несмотря на это Министерство юстиции продолжало заниматься и законотворческой деятельностью.

Среди предложенных им документов были проекты актов: охранительного судопроизводства, общего наказа судебным учреждениям; таксы вознаграждения судебным приставам и присяжным поверенным; об устройстве приютов для несовершеннолетних преступников и др. Министерство юстиции предложило публиковать и обсуждать в печати (в «Журнале Министерства юстиции») окончательные решения судов. К началу XX века центральный аппарат Министерства юстиции существенно увеличило свои полномочия и состояло из следующих подразделений: Первый департамент(юрисконсультская часть, два уголовных отделения, гражданское и статистическое отделение) и Второй департамент(Отделения личного состава, Распорядительное, Счетное, регистратура, экзекуторская часть, а также архив центрального управления Министерства), Консультация, Временная канцелярия по производству особых уголовных дел, Межевое и Главное тюремное управление. Период с 1905 г. по 1917 г. Министерство юстиции возглавляло всю судебную систему и строило свою работу применительно к условиям военного времени и использовало опыт работы с революционными выступлениями 1905 г. Еще в 1914 г. были учреждены полковые, этапные, корпусные, военно-окружные суды и главный военный суд. Дело в суде рассматривалось не более двух суток при закрытых дверях. Вводились более суровые меры наказания. Октябрьская революция 1917 г. во главе с В.И. Лениным определили новый порядок, приведший к созданию Наркомата юстиции, осуществлял надзор за соблюдением законности в деятельности советских учреждений, за ведением расследований по уголовным делам, в его ведении находились все места лишения свободы, однако, основной функцией оставалась судебное управление. В 1920 г. Наркомюстом было принято Положение «Об отделах Народного комиссариата юстиции», так в его составе оказалось 10 отделов, а в 1921 г. Положение «Об Народном комиссариате юстиции»[3].

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198.
  2. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 26.04.2002) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2102.
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: федеральный закон от 11.02.1993 № 4462-1-ФЗ // Российской газета. – 1993. – 13 марта.
  4. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 11.04.2022) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.2004. № 42. Ст. 4108.
  5. Агапов, А. Б.  Административное право в 2 т. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть: учебник для вузов / А. Б. Агапов. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. –424 с. 
  6. Административное право России: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А. И. Стахов [и др.]; под ред. А. И. Стахова, П. И. Кононова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 481 с.
  7. Административное право: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. В. Зубач [и др.]. – М.: Юрайт, 2019. – 530 с. 
  8. Аминов И. Р. Совершенствование механизма административно-правового регулирования общественных отношений в органах юстиции // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2016. – № 1 (71). – С. 25 –29.
  9. Аминов И.Р. История становления и развития органов юстиции в России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2017. – № 2 (76). – С. 14 – 18.
  10. Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – М.: Юрайт, 2019. – 441 с.
  11. Габараев А.Ш., Лакина И.А., Колесникова Ю.П. Федеральная служба исполнения наказаний РФ в механизме государства: место, роль, приоритеты развития // Сборник материалов круглого стола, посвященного 100-летию создания уголовно-исполнительных инспекций. – 2019. – С. 37 – 44.
  12. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата / Ю. В. Гимазова, Н. А. Омельченко; под общ. ред. Н. А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2019. – 453 с.
  13. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 1. Государственное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Е. Прокофьев [и др.]; под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – М.: Юрайт, 2019. – 276 с.
  14. Захаров, Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. – М.: Инфра-М, 2016. – 158 c.
  15. Каляшин А.В. Современное построение системы федеральных органов исполнительной власти и место федеральной службы исполнения наказаний в их структуре // В сборнике: Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.В. Павловой. – 2019. – С. 169 – 173.
  16. Конин, Н. М.  Административное право: учебник для вузов / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 431 с. 
  17. Макарейко, Н. В.  Административное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Макарейко. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 280 с. 
  18. Мельков, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. – М.: КноРус, 2018. – 294 c.
  19. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.
  20. Осинцев, Д. В.  Административное право: учебник для вузов / Д. В. Осинцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 485 с.
  21. Павлюк А.В. К вопросу о понятии органов юстиции и направлениях и деятельности // Право. Экономика. Безопасность. – 2017. – № 1. – С. 54 – 57.
  22. Попова. Н.Ф. Административное право: учебник и практикум для СПО / Н. Ф. Попова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 341 с.
  23. Святкин В.С. Место федеральной службы судебных приставов в системе государственной службы РФ // В сборнике: Государственная власть и управление: проблемы и перспективы Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: Г.П. Кулешова [и др.]. – 2019. – С. 153 – 157.
  24. Шаходанова, О. Ю. Организация государственных учреждений России: учебное пособие для вузов / О. Ю. Шаходанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 161 с.
  25. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. –М.: КноРус, 2018. – 352 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 38 стр.
Курсовая Принципы деятельности полиции в РФ
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2018 год 24 стр.
Курсовая Правовые акты органов государственного управления
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское