Введение
Глава 1. Понятие и система органов юстиции в Российской Федерации
1.1 История становления и понятие органов юстиции. Минюст России
1.2 Виды и основные направления деятельности органов юстиции
Глава 2. Правовой статус Министерства юстиции и иных органов юстиции Российской Федерации
2.1 Правовой статус Министерства юстиции: понятие,
2.2 Органы управления в области исполнения наказания
2.3 Организация деятельности и полномочия Федеральной службы судебных приставов
2.4 Полномочия иных служб и управлений при Министерстве юстиции РФ
2.5 Экспертные учреждения Министерства юстиции РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Важно отметить, что на состояние современного российского общества оказывает влияние целый комплекс факторов различного характера, среди которых традиционно принято выделять социально-экономические и общественно-политические.
Однако никогда не стоит умалять значение еще одного важнейшего фактора – правового, поскольку от состояния правовой системы в конкретном государстве и обществе во многом зависит общее состояние двух последних институтов.
И в самой правовой сфере существует множество составляющих, нуждающихся самих по себе в необходимом совершенствовании.
Это – состояние законности и правопорядка, уровень общественного правосознания, эффективность законотворчества, развитие правоохранительных органов и др. А это все невозможно без эффективной деятельности органов и учреждений юстиции современной России. Именно по этой причине система отечественной юстиции, должна стать объектом самого пристального внимания отечественной юридической науки.
Объект исследования являются общественные отношения, регулируемые отдельными отраслями права в сфере рассмотрения правовой регламентации деятельности органов юстиции.
Предмет исследования являются особенности правового регулирования органов юстиции.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере правовой регламентации деятельности органов юстиции, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования: изучить понятие, особенности становления и развития органов юстиции; определить виды и основные направления деятельности органов юстиции; исследовать правовой статус органов юстиции Российской Федерации. В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам отдельных отраслей права.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, федеральные законы.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие и система органов юстиции в Российской Федерации
1.1 История становления и понятие органов юстиции. Минюст России
Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы во все времена своего существования являются и являлись важнейшей структурой, в основные задачи которого входит организация нормативно-правового регулирования российского государства. Причем, роль регулятора и своеобразного смотрителя за справедливой реализацией права данному ведомству отведена еще до момента его создания.
В деятельности органов юстиции ученые выделяют различные этапы в их развитии, выделим три периода. К таковым, по мнению автора, относятся:
1717-1802 гг. – возникновение зачатков данной системы в форме Юстиц-коллегии и ее структурных подразделений с целью обеспечения судебной деятельности;
XIX – начало XX вв. – учреждение и развитие Министерства юстиции Российской империи, при этом особо следует отметить роль Минюста в систематизации законодательства и осуществлении судебной реформы в середине XIX в.;
советский период, который характеризовался волюнтаристскими изменениями функций Министерства юстиции и его места в государственном механизме – от осуществления «общего руководства и организации судебных органов» в 20-х гг. XX в. через постепенное снижение его роли в 30-х-50-х гг., вплоть до ликвидации в 60-х гг. В 70-х гг. XX в. Минюст СССР был восстановлен как государственный орган, осуществляющий «всемерное укрепление социалистической законности»;
новый этап в развитии системы органов юстиции начался в конце 80- х – начале 90-х гг. XX в. с началом судебной реформы. Он характеризуется восстановлением традиционных полномочий Министерства юстиции в сфере организационного обеспечения судебной власти и исполнении судебных постановлений, а также появлением новых – в сфере координации нормотворчества, обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, а также прав и свобод человека и гражданина[1]. Данная периодизация явилась отражением реформ, происходивших в различные эпохи российского государства и права. Эти реформы коснулись судеб многих народов и этносов, но несмотря на наличие различного рода исторических новелл, основная миссия Министерства оставалась неизменной – само воплощение справедливости в государстве, что восходит к основному призванию Юстиции (от лат. justitia «справедливость, законность», от jus «право»)[2]. Следует отметить, что начало деятельности органов юстиции было положено с конца XV – середины XVI в. В это время в России стали активно появляться государственные учреждения (высшие, центральные и местные), которые именовались приказами, коллегиями, а позже уже министерствами. Вплоть до начала XVIII в. существовала громоздкая приказная система, при которой «приказы» выполняли функции управления (своего рода прообраз Министерства) и правосудия, которые содержались на финансовые средства территорий, им подвластных. В 1699-1701 гг. произошла масштабная реформа, которая объединила ряд разрозненных приказов в один, однако деятельность «приказов» не была регламентирована и их функции носили размытый характер. В свою очередь, это послужило основанием для проведения реформы 1718- 1720 гг. В результате реформ было образовано 12 коллегий, центральным звеном которых являлось создание Юстиц-коллегии, которая была судебным и административным органом, в ведении которой находились следственные, розыскные дела и собирались сведения о заключенных в тюрьмах. Позднее Юстиц-коллегия получила название Коллегия юстиции и уже была подчинена Сенату. В это время, следует отметить, что судебная система уже носила разветвленный характер. Так вот, юстиц-коллегия выступала апелляционной инстанцией по отношению к надворным судам – второе звено судебной системы того времени. В 1775-1785 гг. вновь проводимые административные реформы упразднили большинство коллегий, а в 1801 г. князь А. Чарторыйский составил записку, послужившую первопричиной создания первых 8 министерств России, одним из которых было Министерство юстиции. Примечательно, что Александр I своим указом совместил должность министра юстиции и генерального прокурора, а Министерство юстиции приобрело четкую структуру. До судебной реформы 1864 г. главными задачами Министерства выступали надзор за судебной деятельностью, принятие участия в законодательной деятельности. Кроме этого, в компетенцию уже входило издание предписаний о порядке применения законов подведомственными органами. Данная структура, а также состав и компетенция Министерства, установленные «Общим учреждением министерств» в целом продолжали действовать до 1917 г. Уже в 1810 г. был образован Государственный совет, возглавляемый М.М. Сперанским, который объявлялся законосовещательным органом, имевшим не только право, но и обязанность обсуждать все законопроекты, поступавшие на имя императора.
Однако, после судебной реформы в 1864 г. Министерство юстиции того времени претерпело структурное изменение, в результате которых действовали Консультация (рассматривала дела, поступившие из Сената), Канцелярия (рассматривались дела, относящиеся к личному составу ведомства) и Департамент (дела «законодательного, судебного, распорядительного, хозяйственного, бухгалтерского и статистического характера»). Несмотря на это Министерство юстиции продолжало заниматься и законотворческой деятельностью.
Среди предложенных им документов были проекты актов: охранительного судопроизводства, общего наказа судебным учреждениям; таксы вознаграждения судебным приставам и присяжным поверенным; об устройстве приютов для несовершеннолетних преступников и др. Министерство юстиции предложило публиковать и обсуждать в печати (в «Журнале Министерства юстиции») окончательные решения судов. К началу XX века центральный аппарат Министерства юстиции существенно увеличило свои полномочия и состояло из следующих подразделений: Первый департамент(юрисконсультская часть, два уголовных отделения, гражданское и статистическое отделение) и Второй департамент(Отделения личного состава, Распорядительное, Счетное, регистратура, экзекуторская часть, а также архив центрального управления Министерства), Консультация, Временная канцелярия по производству особых уголовных дел, Межевое и Главное тюремное управление. Период с 1905 г. по 1917 г. Министерство юстиции возглавляло всю судебную систему и строило свою работу применительно к условиям военного времени и использовало опыт работы с революционными выступлениями 1905 г. Еще в 1914 г. были учреждены полковые, этапные, корпусные, военно-окружные суды и главный военный суд. Дело в суде рассматривалось не более двух суток при закрытых дверях. Вводились более суровые меры наказания. Октябрьская революция 1917 г. во главе с В.И. Лениным определили новый порядок, приведший к созданию Наркомата юстиции, осуществлял надзор за соблюдением законности в деятельности советских учреждений, за ведением расследований по уголовным делам, в его ведении находились все места лишения свободы, однако, основной функцией оставалась судебное управление. В 1920 г. Наркомюстом было принято Положение «Об отделах Народного комиссариата юстиции», так в его составе оказалось 10 отделов, а в 1921 г. Положение «Об Народном комиссариате юстиции»[3].