Введение
Глава 1. Понятие и виды трудовых споров в современном законодательстве России. Способы разрешения коллективных трудовых споров в РФ
1.1 Понятие, сущность и виды трудовых споров
1.2 Способы разрешения коллективных трудовых споров в РФ
Глава 2. Проблемные вопросы забастовки как способа разрешения коллективных трудовых споров
2.1 Понятие и нормативно-правовое регулирование забастовки в современном законодательстве
2.2 Порядок и практика проведения забастовок. Гарантии работникам при проведении забастовок
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность данной темы выражается в том, что порождённые различными причинами трудовые споры как свидетельство неблагополучия в обществе в целом и в рамках трудовых коллективов в частности возникают довольно часто. Несмотря на имеющиеся и потенциальные изменения в трудовом законодательстве, плодотворно влияющие на более успешное рассмотрение и предотвращение трудовых споров, представляется возможным, опираясь на актуальные научные труды и выявив основные сущностные характеристики современных трудовых споров, исследовать перспективы, позволяющие усовершенствовать трудовые отношения данного характера.
Судебная статистика говорит о том, что большинство трудовых споров, рассматриваемых в судах на сегодняшний день, решаются в пользу работников, что свидетельствует об эффективности защиты прав граждан РФ. При этом, среди недостатков – длительность прохождения этой процедуры.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей забастовки как способа разрешения коллективных трудовых споров.
Для достижения поставленной нами цели были поставлены следующие задачи:
исследовать юридическую природу трудовых споров;
выявить специфику коллективных трудовых споров;
раскрыть и уточнить на основе теоретического анализа проблемные аспекты забастовки как способа разрешения коллективных трудовых споров.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при разрешении коллективных трудовых споров с помощью забастовки.
Предметом исследования являются: правовые нормы, представляющие собой институт забастовки как способ разрешения коллективных трудовых споров.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся забастовки как способа разрешения коллективных трудовых споров, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие и виды трудовых споров в современном законодательстве России. Способы разрешения коллективных трудовых споров в РФ
1.1 Понятие, сущность и виды трудовых споров
Интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии трудового правоотношения, что в свою очередь приводит к возникновению конфликтов. В связи с этим Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 37) провозглашает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. При этом стоит отметить, что конфликтная ситуация возникает при разногласии сторон до появления трудового спора.
Предметом разногласий могут быть вопросы установления новых или изменения существующих условий труда, применения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора[1]. С точки зрения русского языка под конфликтом понимается столкновение, разногласие.
Спор определяется как всякое столкновение, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая их сторон отстаивает свою правоту. В действующем российском законодательстве о труде, а также в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации отсутствует понятие трудового спора, что и обусловливает дискуссию по данному вопросу в научном сообществе. Однако Трудовой кодекс Российской Федерации раскрывает понятие индивидуального (ст. 381 ТК РФ) и коллективного (ст. 398 ТК РФ) трудовых споров.
В науке трудового права учеными приводится ряд определений трудового спора. Так, по мнению А.И. Балашова трудовые споры – поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Следует отметить, что в настоящее время господствует концепция, в которой главным признаком, определяющим трудовой спор, является обращение сторон в юрисдикционный орган. Этот подход противоречит ст. 398 ТК РФ, согласно которой днем начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 Кодекса своего решения. В этом случае законодатель не увязывает трудовой спор с юрисдикционным органом. Вместе с тем следует обратить внимание на законодательное определение индивидуального трудового спора, в котором фиксируются следующие его признаки: неурегулированные разногласия между работодателем и работником; разногласия возникают по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда); об этих разногласиях заявляется в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Следовательно, в ст. 381 ТК РФ есть прямая увязка с юрисдикционными органами, что в итоге приводит к возникновению противоречия, устранение которого можно найти, обратившись к позитивному правовому опыту других государств[2]. Например, в Трудовом кодексе Республики Казахстан дается следующее понятие трудового спора: «трудовой спор – разногласия между работником (работниками) и работодателем (работодателем) по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, трудового и (или) коллективного договоров, актов работодателя (ст.1)»[3].
Согласно ст. 79 Закона Китайской Народной Республики «О труде» после возникновения трудового спора стороны имеют право подать заявление об урегулировании спора в комиссию по примирению трудовых споров данного учреждения[4]. Если примирение не достигнуто, и одна из сторон потребует судебного разбирательства, она может обратиться в арбитражную комиссию по трудовым спорам с просьбой об арбитражном разбирательстве3 . Анализ данных статей позволяет сделать вывод о том, что законодатели Республики Казахстан и Китайской Народной Республики не указывают на обращение в юрисдикционные органы как на признак трудового спора.
Таким образом, полагаем целесообразным дополнить главу 60 ТК РФ статьей 380.1 «Понятие трудового спора», где закрепить, что «Трудовой спор – неурегулированные разногласия между работником (работниками) и работодателем (работодателями) по вопросам применения трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, трудового договора, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, а также установления новых или изменения существующих условий труда».