Введение
1.1 Понятие государственной тайны в отечественном законодательстве – правовой институт современного российского государства
1.2 Допуск к государственной тайне и защита информации
Глава 2. Правовой механизм защиты государственной тайны
2.1 Особенности защиты государственной тайны
2.2 Проблемы и перспективы законодательства, связанного с защитой государственной тайны в РФ
Заключение
Государственная тайна является, по своей природе, одним из существенных элементов в механизме властвования, имеющим определенный политический оттенок, представляющим собой непременный атрибут реализации государственно-властных полномочий.
Укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну, представляет собой одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности. Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ «О государственной тайне».
Государственная тайна представляет собой неотъемлемую составляющую суверенитета и системы управления, это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В Российской Федерации правовое регулирование в этой области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственная дума приняла Федеральный закон «О государственной тайне».
Впоследствии были отредактированы некоторые положения этого нормативного акта и внесены изменения в них. Впервые был принят документ такого высокого стандарта, регулирующий сохранение государственной тайны в нашей стране. Этот закон определяет состав секретной информации в соответствующих разделах.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей правового регулирования отношений по защите государственной тайны.
Для достижения поставленной нами цели были поставлены следующие задачи:
исследовать государственную тайну как правовой институт современного российского государства;
выявить специфику правового механизма защиты государственной тайны;
исследовать проблемы и перспективы государственной тайны.
Объектом исследования являются общественные отношения и правовые нормы, определяющие особенности правового регулирования отношений по защите государственной тайны.
В качестве предмета выступают нормы отдельных отраслей права о правовом регулировании отношений по защите государственной тайны.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся правового регулирования отношений по защите государственной тайны, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Государственная тайна – правовой институт современного российского государства
1.1 Понятие государственной тайны в отечественном законодательстве
В настоящее время современные государства уделяют большое внимание защите информации. В России начиная уже с XVIII века, защита государственной тайны является актуальным направлением по обеспечению государственной безопасности России. Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне, «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Таким образом, дефиниция охватывает собой сведения (совокупность информации) в определенных сферах жизнедеятельности государства. Закон о государственной тайне относит к носителям сведений, составляющих государственную тайну, материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов[1]. Как следует из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Отметим, что данный закон содержит более широкую трактовку: конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Общеизвестно, что видов конфиденциальной информации достаточно много: коммерческая тайна, тайна следствия, адвокатская тайна и другие. Помимо этого, данный закон содержит ряд дефиниций, принципиальное значение для рассматриваемой темы, в том числе «распространение информации», «предоставление информации».
Согласно данному закону, предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Кроме того, данный закон виды информации, к коим относится: электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети; документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель; электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах[2].
Анализ положений Закона о государственной тайне, позволяет сделать вывод о том, что в отношении государственной тайны речь, как правило, идет об электронном носителе, на котором информация отображается в виде символов, образов, сигналов.
Специфика хранения информации указывает на использование именно электронного носителя. Как правило, в отношениях по поводу государственной тайны широкое распространение получили носители для долговременного хранения, срок эксплуатации которых не определен и не ограничен, а прекращение выполнения функции хранения может быть обусловлено только случайными обстоятельствами[3].
В отдельных случаях могут быть использованы и носители для кратковременного хранения, функции которых прекращаются по истечении установленного времени их эксплуатации завершением цикла работы с данной информацией и иными закономерными процессами, в силу действия которых носитель не может использоваться в соответствии с его целевым назначением в будущий период времени.
Решение любой проблемы, в идеале, требует системного подхода, поэтому в Законе о государственной тайне предусмотрено понятие системы защиты государственной тайны. Под ней понимается совокупность органов защиты государственной тайн, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Под средствами защиты информации понимаются технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.