Введение
Глава 1. Понятие и особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства
1.1 Особенности правового статуса временно пребывающих, временно проживающих, постоянно-проживающих в РФ иностранных граждан. Правовой статус беженцев
1.2 Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства
Глава 2. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, особенности их административной ответственности
2.1 Порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Депортация
2.2 Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Среди субъектов российского права особое место занимают иностранные граждане и лица без гражданства. Анализируя статистические данные, можно увидеть, что число иностранных граждан и лиц без гражданства, посещающих нашу страну, с каждым годом увеличивается.
Так с начала года в Россию въехало 10,6 млн иностранцев (11,2 млн было в прошлом году), а выехало 9,4 млн человек (в прошлом 8,8 млн). Больше всего в РФ иностранцев из Узбекистана (2,2 млн человек), с Украины (1,6 млн без учета беженцев) и Таджикистана (1 млн).
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают особым административно-правовым статусом (по сравнению с другими субъектами административно-правовых отношений, например, военнослужащими, российскими гражданами, юридическими лицами), который позволяет им вступать в административно-правовые отношения, определяет их специфику в подобного рода отношениях, определяет возможность приобретать права и нести обязанности в сфере публичного управления.
Отметим также, что с принятием Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены основные ориентиры по совершенствованию миграционного законодательства, включая сферу по противодействию незаконной миграции.
Одним из направлений государственной миграционной политики России по обеспечению противодействия незаконной миграции является принятие мер по совершенствованию системы государственного контроля въезда, пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации.
В этой связи тема правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства также приобретает свою актуальность. В настоящее время законодательство Российской Федерации о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства является не вполне совершенным.
Можно выделить три группы основных проблем, касающихся его содержания: проблема дисбаланса законодательного и подзаконного регулирования исследуемой сферы отношений; проблема неполноты указанного законодательства, проблема непоследовательного учета международных договоренностей.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств.
Задачами данного исследования являются:
– исследование особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств;
– анализа сущности проблемных аспектов правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе рассмотрения правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств. Предметом исследования выступают закономерности проблемных аспектов правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств. Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся проблемных аспектов правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания, структурно – системный и другие методы научного исследования. Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства
1.1 Особенности правового статуса временно пребывающих, временно проживающих, постоянно-проживающих в РФ иностранных граждан. Правовой статус беженцев
Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом № 155-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) и международными договорами Российской Федерации.
Главным документом, регламентирующим въезд и выезд иностранцев из России, является федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Согласно ст. 62 п. 3 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуется в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и регулирует отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, возникшие в связи с пребыванием иностранных граждан и их трудовой деятельности.
В статье 2 Федерального закона дается основные понятия:
иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Права и обязанности иностранных граждан отличаются от прав и обязанностей граждан России. Личными правами иностранцев в Российской Федерации признаются все личные права, присущие гражданам России: право на жизнь, выбор места жительства, право на личную и семейную тайну и т.д. Вместе с тем, предусмотрены отдельные ограничения прав иностранных граждан, или введен особый порядок их пользования. В частности, право на свободу передвижения для иностранных граждан ограничено, во-первых, установлен специальный порядок пересечения границы РФ (оформление визы или проверка документов), также для иностранных граждан в России запрещается передвижение или же нахождение в пограничной полосе Российской Федерации.
Основу правового регулирования труда иностранных граждан составляют Трудовой кодекс Российской Федерации и федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Рассматривая право иностранцев на труд можно сделать вывод, что трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации содержит ряд особенностей:
1) иностранные граждане могут вступать в трудовые отношения на территории России, только после подтверждения того, что их пребывание в России является законным;
2) иностранные лица, прибывшие на территорию РФ для обучения на очном отделении, не имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешения учебного заведения;
3) иностранцы, временно проживающие в России, не имеют право осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого этому иностранному гражданину разрешается временное проживание.
Важным вопросом считаются отдельные ограничения при приеме на работу иностранцев, когда работодатель обязан получить специальное разрешение на каждого иностранного работника. Самые большие трудности появляются при определении круга политических прав иностранных граждан на территории России. Право избирать и быть избранными в государственные органы Российской Федерации у иностранных граждан отсутствует. При этом в соответствии с п. 2 ст. 12 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», постоянно проживающие в России иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Иностранные граждане не имеют права быть членами политических партий, не допускаются к управлению государством, собираться мирно, без оружия и проходить обязательную военную службу, а так же занимать военные должности в вооруженных силах РФ.