В России до сих пор актуальна задача строительства гражданского общества, где будут уважать мораль, законы, принципы справедливости и гуманизма. Такому обществу присуща высокоразвитая правовая культура, которая является частью всеобщей культуры, «впитавшей» мировой опыт и правовые ценности государства. Возможность существование гражданского общества возможна при условии того, что его члены, имеют высокий уровень интеллектуального и социального развития. Люди свободны в своем выборе, и самостоятельно отвечают за свое поведение.
Правовая культура взаимодействует и опирается на правосознание, субъективирующим ее достижения. Но правовая культура шире правосознания, поскольку включает не только социально-психологические его элементы, но и юридически значимое поведение людей и материальные правовые ценности.
Элементами правовой культуры является правосознание народа, навыки и умения использования права в деятельности граждан и социальной практике.
При неразвитой правовой культуре, правосознание изменяется и ведет к правовому нигилизм и правонарушаемости. Нигилизм существует на индивидуальном уровне как образ действия и состояние ума. На сегодняшний день, россиянам свойственно исключительно своеобразное отношение к нормам закона, которые уходят корнями в историю. Историческое прошлое россиян, отличается от исторического прошлого Европы и Запада, где привыкли четко подчиняться законам. По мнению ученых – исследователей, для европейцев, закон – это правило, которому необходимо следовать. Однако, россияне видят в нем так называемую дистанцию, которую необходимо сохранять.
Правовое сознание россиян, ввиду кризисности и нестабильности окружающей действительности подвержено различным деформациям. Это является основой для правонарушений, и, вследствие этого, несет огромный ущерб стране.
Правовой нигилизм быстро проник во все сферы жизни общества, и в первую очередь во власть, начала формироваться коррупция в современном ее варианте, которая стремительно развивается и негативно влияет на общество.
В правовой культуре, как и в правосознании можно выделить следующие виды: правовую культуру должностных лиц; индивидуальную и групповую; правовую культуру общества. Правовая культура общества охватывает в большей степени духовную сферу общества жизни людей, накопленные ценности, памятники и др. Правовая культура признана решать противоречия. Большое количество общностей в государстве, предполагает два взаимодействующих способа организации социальной жизни – политическую власть и культуру. Правовая культуры в тоталитарном обществе заполнялось советской идеологией, ориентированной на манипулятивность правосознания, которая формировалась партийно-государственным аппаратом. Созданный миф политической защищенности граждан, блокировал институт социальной защиты и стремление выработке правовой грамотности населения. Тем не менее, отход от официальной идеологии в современности не предполагает сворачивание идеологической деятельности государства. Напротив, средства массовой информации ввиду их современного развития и общедоступности разновекторной информации, в них содержащейся, учитывая тенденции глобализации, играют не меньшую, а, быть может и большую роль в формировании современной правовой культуры россиян.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей правовой культуры и правового сознания в современном обществе.
Задачами данного исследования являются:
– исследование понятия и особеностей правового сознания;
– анализа сущности и значения правовой культуры в современной России.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе анализа понятия правовой культуры и правового сознания.
Предметом исследования выступают закономерности понятия, принципов и действия правовой культуры и правового сознания.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся особенностей правовой культуры и правового сознания, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 ПРАВОСОЗНАНИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Любое современное государство характеризуется наличием в нём установленной правовой системы. Пройдя долгий путь своего исторического развития, право получило черты, без которых немыслимо общество XXI века. К таким чертам можно отнести гуманизм, уважение чести и достоинства личности, право собственности. Однако построение гражданского общества и эффективного государства невозможно без главенствующей роли права в нём. Именно закон должен быть направляющей во всей внутренней и внешней деятельности общества. Право, без преувеличения, можно назвать «духом» и «разумом» социума.
Любое общество состоит из отдельных граждан, обладающих собственными чувствами, мыслями, идеями и мировоззрением.
Каждый человек уникален. В процессе становления личности формируется и его отношение к окружающей действительности и к самому себе. Человек обладает сознанием, т.е. психическим отражением бытия. Именно сознание позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, осуществлять осмысленную, целенаправленную деятельность.
Однако, при всём разнообразии человеческих характеров и натур, одна вещь должна оставаться неизменной. Это уважение и соблюдение прав, свобод и обязанностей, как своих, так и чужих.
Гражданское общество может быть построено исключительно на данном условии. В результате взаимодействия права и сознания человека рождается новое явление в виде правосознания. Согласно общепринятому мнению, правосознание представляет собой взгляды, идеи, эмоции, ожидания человека по отношению к праву [2, с. 134].
Правосознание является разновидностью общественного сознания человека наряду с культурным, политическим, экономическим сознанием. Оно является промежуточным звеном между, собственно, правом и деятельностью человека. Правосознание представляет собой разновидность общественного сознания человека по психическому отражению правовой реальности и включает в себя эмоции, чувства, идеи, переживания, идеологии, знания о праве и его применении.
Данное определение является общепринятым и наиболее полным в юридической науке и споров относительно содержания данного понятия практически не встречается. Важной особенностью правосознания, исходя из его определения, является тот факт, что оно есть часть психики человека. Психика, согласно определению представляет собой совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Высшей формой психики является сознание.
Второй характерной чертой правосознания, как явления психики человека, является его неизмеримый характер. Относительно данного явления крайне трудно выстроить какие-либо ориентиры измерения. Сложно сказать, является ли правосознание конкретного человека нормальным или ненормальным.
Третьей характерной чертой правосознания является разделение его содержания на идеологический и психологический аспект. Знания, взгляды, концепции, идеологии права представляют собой набор идеологический набор. Данные составные части характеризуются своей логичностью, обоснованностью, их формирование происходит путём разума человека и основано на научных данных, идеологическом компоненте, существующем в обществе, практической деятельности данного человека и других лиц [3, с. 189].
Идеологические компоненты могут быть сформированы как самим человеком, так и восприняты извне. Основными источниками идеологических компонентов являются: государство, общество, юридическая наука. Идеологический компонент характеризуется постоянством, мало подвержен изменениям.
Четвёртой особенностью правосознания является его общественный характер. Правосознание формируется и функционирует исключительно в ходе общественной жизни личности.
Влияние на правосознание человека оказывают такие факторы, как образование, функционирование государства, деятельность других членов общества. Оно формируется в диалектической связи с политическими, культурными, социальными аспектами общества.
Правосознание включает в себя аспект правовой культуры народа, к которому принадлежит конкретная личность, а познание правовой культуры, осмысление правовой мысли общества, возможно лишь в ходе общественной жизни.
Правосознание всегда имеет классово-политический характер, своим содержание оно выражает и охраняет отдельные интересы классов, социальных групп, по наиболее значимым вопросам жизни общества. Нередко правовые идеи становятся частью политических программ партий, объединений. При данных обстоятельствах важное значение имеет тот факт, что в правосознании разных классов остаются общие аспекты и ценности, такие как законность, справедливость, ориентирование на правопорядок.
Правосознание человека тесно связано с нравственностью и ориентировано на его идеалы.
Формирующаяся годами нравственная составляющая имеет то же самое значение, что и правовая культура общества.