Введение
Глава 1. Правовые акты управления: понятие, признаки и виды
1.1 Понятие и правовая природа правовых актов управления
1.2 Основные признаки и виды правовых актов государственного управления
Глава 2. Особенности подготовки правовых актов управления. Проблемы правовых актов управления
2.1 Подготовка правовых актов управления
2.2 Проблемы правовых актов управления
Заключение
Список использованных источников
Одной из основных форм реализации управленческой деятельности являются правовые акты управления. С точки зрения социального содержания правовой акт управления представляет собой принятое государственным органом управленческое решение, в котором находят свое непосредственное выражение цели, задачи и функции деятельности исполнительно-распорядительного характера. В современных условиях дальнейшего развития многоукладной экономики и различных форм собственности роль правовых актов управления существенно возрастает. Эти акты наиболее многочисленны, так как призваны осуществлять более оперативное и конкретное правовое регулирование, нежели это делает закон, закрепляющий лишь самые значимые, типичные и устойчивые отношения.
Правовые акты управления позволяют охватить массу подробностей, черт, особенностей, которые не могут быть учтены в рамках закона. Они отличаются широким диапазоном действия и многопрофильностью регулирования общественных отношений, следовательно, наибольшей степенью динамичности.
При помощи правовых актов субъекты управления (чаще всего это органы исполнительной власти) в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения, возникающие в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизни, охраняют государственную безопасность и общественный порядок, защищают права и законные интересы граждан, общественных и государственных учреждений и организаций.
Поэтому правовые акты управления служат важным средством налаживания организационных отношений как во внутренней системе исполнительной власти, так и во взаимоотношениях государства с гражданами, хозяйствующими субъектами, бизнесом. В таком понимании правовой акт управления опосредствует взаимоотношения между управляющей и управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления с целью обеспечения оптимального сочетания публичных (государственных) и частных (корпоративных) интересов коммерческих структур.
В административно-правовой литературе используются различные термины для обозначения актов, издаваемых субъектами управления: правовой акт управления, административно-правовой акт, административно-правовой акт государственного управления, акт государственной администрации. Каждое из этих названий характеризует определенную грань данного правового явления.
В настоящее время наибольшее распространение в науке административного права получили термины «правовой акт управления» и «административно-правовой акт». Эти дефиниции, по сути, являются синонимами и отражают специфические черты административно-правовой формы реализации задач и функций государственного управления.
Объектом исследования являются общественные отношения, функционирующие в сфере рассмотрения правовых актов управления.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие проблемы правовых актов управления.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе правовых актов управления.
Указанная цель решается посредством следующих задач:
уточнить понятие, признаки и виды правовых актов управления;
рассмотреть принципы исполнительной власти в современной России;
исследовать особенности подготовки правовых актов управления;
выявить проблемы правовых актов управления.
Нормативную основу исследования составляют акты российского законодательства, содержащие нормы, регулирующие отношения исполнительную власть и ее соотношение с государственным управлением.
Теоретическую основу исследования составляют научные положения, опубликованные в правовой литературе применительно к сфере правовых актов управления.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Правовые акты управления: понятие, признаки и виды
1.1 Понятие и правовая природа правовых актов управления
Исследование правовых актов управления представляет наибольший интерес, поскольку их юридическая природа, соотношения различных видов актов, законность, условия и гарантии их эффективности не теряют своей актуальности и по сей день. В отечественной юридической науке правовым актам управления были посвящены работы ученых различных поколений: Р.Ф. Васильева, Ю.Е. Винокурова, А.А. Дарбинян, А.С. Домченко, Ю.М. Козлова, Н.Г. Салищевой и др. Однако, единого определения рассматриваемого правового института теоретиками административного права не выработано. В дореволюционный период при определении акцент ставился на отграничении актов управления от законодательных и судебных актов (Н.И. Лазаревский) или же делалось указание на особенности юридического содержания (А.И. Елистратов). В более поздние периоды изучаемое правовое явление определялось в зависимости от формы внешнего выражения. Так, в широком смысле, правовой акт управления может быть выражен как в форме юридического документа, направленного на разрешение какой-либо управленческой ситуации, так и в форме волевых властных действий субъектов, совершаемых в процессе управленческой деятельности, но не оформленных юридически[1]. В узком смысле, под административным правовым актом признается только официальный документ, изданный в установленном порядке и выступающий правовой формой управленческого решения. Наиболее предпочтительным видится второй подход, поскольку отличительной чертой актов управления как вида правовой формы государственного управления выступает наличие внешней формы объективации.
Рассмотрим дефиниции правового акта управления, предлагаемые учеными. Так, по мнению Т.Е. Кучеровой, акт управления – это правовой акт, содержащий властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, принимаемый в соответствии с установленной процедурой, направленный на установление административно-правовых норм или правоотношений в сфере публичного права[2]. Положение приведенного определения относительно сферы регулирования видится дискуссионным. Акты управления могут содержать в себе административно-правовые нормы, направленные на упорядочение отношений и частных отраслей права: например, в сфере семейных правоотношений Правительство РФ правомочно определять виды заработка, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и др. Ряд ученых-административистов (Ю.Е. Винокуров, А.А. Дарбинян), необоснованно сужая круг правомочных субъектов, определяют правовой акт управления как официальный документ, исходящий только от уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, игнорируя факт предусмотренной законом возможности делегирования полномочий иным органам и организациям.