Курсовая работа|Конституционное право

Референдум – институт прямой демократии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Конституционно-правовое регулирование института референдума в Российской Федерации

1.1 История развития референдумов

1.2 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума. Федеральное законодательство о референдуме

1.3 Понятие и виды института референдума в Российской Федерации

Глава 2. Проблемы реализации института референдума в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Конституцией Российской Федерации в ч. 3 ст.3 закрепляется: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Проанализировав этимологию слова «непосредственно», можно сделать вывод, что данное слово представляет собой не что иное, как отсутствие участия, влияния кого-либо. Однако такая буквальная трактовка не в полной мере может применяться к институту референдума. Употребляя слово «народ» в его политическом значении, как население определенной страны или государства, законодательно определяется делегирование своих полномочий органам государственной власти. Это не удивительно, поскольку население не может в силу вполне объективных причин реализовывать свою так называемую «власть» постоянно. В большей степени это право реализуется в ходе принятия решений по наиболее значимым вопросам, в частности в форме референдума, а что касается иных вопросов, то они переданы органам публичной власти, и предполагается, что вся их деятельность подконтрольна народу. Однако нормы закона очень сильно расходятся с реальностью. Право на участие в референдуме в Российской Федерации хотя и гарантируется, однако не соблюдается. Органы публичной власти, как правило, заинтересованы в принятии решения, которое является наиболее выгодным для них, но не для народа. Отсюда можно сделать вывод о том, что вынесение такого вопроса на референдум ставит под сомнение поддержку народом такого решения. Отсюда возникает вопрос, а не является ли институт референдума некой «ширмой», за которой органы государственной власти фактически принимают решение самостоятельно, ведь законодательство, регулирующее проведение федерального референдума, пошло по пути максимального ограничения права на участия в референдуме, сформулировав нормы таким образом, что круг вопросов, которые обязательно должны быть вынесены на референдум, не отражены.

С другой стороны, вынесение социально-экономических, культурных вопросов, направленных на вполне определенный круг лиц, будет подразумевать только положительный ответ.

Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании  референдума в РФ.

Задачами данного исследования являются:

– исследование конституционно-правового регулирования института референдума в Российской Федерации;

– рассмотрения понятия и видов института референдума в Российской Федерации;

 - анализ проблем реализации референдума в Российской Федерации.

Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе исследования особенностей референдума в РФ.

Предметом исследования выступают закономерности референдума в РФ.

Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов особенностей референдума в РФ,  а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.

Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

Глава 1. Конституционно-правовое регулирование института референдума в Российской Федерации

1.1 История развития референдумов

Российская Федерация (РФ) является страной с демократическим режимом, где народ считается источником власти. Сам термин демократия обозначает «власть народа». Перечень способов осуществления этой власти довольно широк. Среди них стоит выделить референдум, имеющий фундаментальную ценность с одной стороны, и форму прямой демократии с другой.

История становления референдума как института непосредственной демократии начинается в эпоху Римской Республики. В тот период институт  плебисцита (лат. plebiscitum, от plebs – простой народ и scitum – решение, постановление),   выступал своего рода прототипом современного референдума: на собраниях плебеев принимались решения, которые носили обязательный характер. Своеобразными плебисцитами были также и постановления большинства, провозглашавшиеся на родоплеменных собраниях у славян и древних германцев. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, некоторых других городах Руси[1].

В юридической науке термин «плебисцит» не употребляется, к тому же он сильно различен с термином «референдум». Однако в некоторых странах, например, Франция, плебисцит является синонимичным понятием референдума.

Референдум как политический институт был определен в Конституции СССР 1936 года. Статья 49 данной Конституции определяла референдум как всенародный опрос. Но проводился с СССР он лишь однажды при решении вопроса о сохранении СССР.

Право на проведение референдума имели лишь государственные органы. Поэтому о референдуме, как об институте народовластия, можно говорить лишь изучая современное конституционное право России. Однако и в современности пока что не сложилась практика регулярного (частого) проведения референдумов.

С региональной практикой проведения референдумов наблюдается более положительная картина. За последние 20 лет было проведено всего 20 референдумов. Следует разобраться в определении референдума. Референдум – осуществляемое путем тайного голосования утверждение гражданами какого-либо документам или решения, согласие или несогласие с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства[2].

Регулируется Конституцией, ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Со становлением и постепенным развитием данного института возникло множество дискуссионных вопросов, связанных с референдумом.

Например, в ФКЗ «О Референдуме в Российской Федерации» действовала ч. 6 ст. 6, которая устанавливала постулат о том, что вопрос, выносящийся на референдум, не должен противоречить Конституции РФ. Однако ст.3 данной Конституции закрепляет народ носителем суверенитета и источником власти.

Поэтому, кажется некорректным отказ от внесения поправок в конституцию в связи с принятым решением на референдуме. Более того, конституция и ФКЗ «о референдуме в Российской Федерации» предусматривает замену конституции при помощи референдума.

Данная статья была отменена 28 апреля 2008 года. В каждой развивающейся сфере возникают различные проблемы и неувязки. Законодатель не всегда может предугадать правовые коллизии, которые могут возникнуть на практике. Для этого и создана возможность внесения поправок, дополнений. В общем, наблюдается положительная тенденция в совершенствовании законодательства, регулирующего правовую сферу, относящуюся к референдуму. Но некоторые спорные моменты остаются до сих пор. Референдум является прямым способом выражения воли народа. Но при анализе законодательства, которое регулирует организацию и проведение референдума, можно прийти к выводу, что на данный момент организация референдума практически не по силам обычным гражданам.

Увеличилось необходимое число участников референдума (с 1 млн., до 2 млн.). Более того, сократился сбор подписей с 3 месяцев до 45 дней. Вместо одной инициативной группы в 100 человек, теперь такие группы требуются в половине регионов РФ. Похожая ситуация наблюдается и при проведении местных и областных референдумов.

Таким образом, в свете развития национальной политической система и повышения гражданской активности населения, по моему мнению, референдум сможет стать действенным институтом народовластия в будущем.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
  2. О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.

Специальная научная и учебная литература

  1. Авакьян, С. А. Конституционное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / С. А. Авакьян. – М.: Инфра-М, 2017. – 864 с.
  2. Виноградов, В. А. Конституционное право РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / В. А. Виноградов. – М.: Юрайт, 2016. – 292 с.
  3. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2017. – 592 с.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / С. А. Комаров [и др.]; под редакцией С. А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 333 с.
  5. Комкова, Г. Н.  Конституционное право: учебник для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 369 с. 
  6. Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 536 с.
  7. Липчанская, М. А. Конституционное право: учебник для юридических вузов и факультетов / М. А. Липчанская. – М.: Юрайт, 2017. – 474 с.
  8. Нарутто, С. В. Конституционное право России: Учебник. / Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 432 с.
  9. Некрасов, С. И. Конституционное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. И. Некрасов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 364 с.
  10. Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебник / Л. А. Нудненко. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 500 с.
  11. Прудников А.С., Авсеенко В.И. Конституционное право России. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 687 с.
  12. Смоленский, М. Б. Конституционное право России: учебник для юридических вузов / М. Б. Смоленский. – М.: КноРус, 2017. – 232 с.
  13. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 256 с.
  14. Умнова (Конюхова) И.А., Алешкова И.А. Применение Конституции Российской Федерации судами общей юрисдикции: актуальные вопросы теории и практики: монография. – М.: РГУП, 2016. – С. 147.
  15. Чашин, А. Н.  Конституционное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чашин. – М.: Юрайт, 2020. – 255 с.

Периодические издания

19) Вилялкина, А. И. Референдум в  РФ / А. И. Вилялкина  // Экономика, социология и право. – 2017. – № 8. – С. 33 – 36.

20) Волков, Р. Н.  Понятие референдума в современной российской науке / Р. Н. Волков  // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2016. – № 29. – С. 81 – 89.

21) Гагиева, А. В. Понятие и сущность референдума  / А. В. Гагиева // Бюллетень Владикавказского института управления. – 2016. – № 149– С. 333 – 340.

22) Жильцова О.С. Рефенрендум как политико-правовой феномен //
В сборнике: Юридические науки: проблемы и перспективы материалы VIII Международной научной конференции. – 2019. – С. 8 – 10.

23) Зурабова, Х. М.  Значение референдума в России / Х. М. Зурабова // Евразийский научный журнал. – 2017. – № 2. – С. 39 – 40.

24) Кудряшова, А. М.  Правовая природа выборов  в РФ / А. М. Кудряшов // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2017. – № 31. – С. 154 – 159.

25) Молчанова С.М. Судьба референдума в РФ // В сборнике: Конституция Российской Федерации: первые 25 лет Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и Международному дню прав человека. Под редакцией С.А. Глотова, М.Ф. Гацко. – 2019. – С. 290 – 302.

26) Степшина, А. В. Особенности формирования института референдума в России: вопросы теории и практики / А. В. Степшина  // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. – 2016. – № 5. – С. 214 – 222.

27) Шарнина, Л. А. Референдум в России: итоги развития / Л. А. Шарнина  // Мир юридической науки. – 2018. – № 5. – С. 92 – 97.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 50 стр.
Курсовая работа на тему: «Институт гражданства рф»
Курсовая работа Конституционное право
2021 год 32 стр.
1 глава курсовой Гражданство как конституционно-правовой институт
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское