Введение
Глава 1. Конституционно-правовое регулирование института референдума в Российской Федерации
1.1 История развития референдумов
1.2 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума. Федеральное законодательство о референдуме
1.3 Понятие и виды института референдума в Российской Федерации
Глава 2. Проблемы реализации института референдума в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Конституцией Российской Федерации в ч. 3 ст.3 закрепляется: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Проанализировав этимологию слова «непосредственно», можно сделать вывод, что данное слово представляет собой не что иное, как отсутствие участия, влияния кого-либо. Однако такая буквальная трактовка не в полной мере может применяться к институту референдума. Употребляя слово «народ» в его политическом значении, как население определенной страны или государства, законодательно определяется делегирование своих полномочий органам государственной власти. Это не удивительно, поскольку население не может в силу вполне объективных причин реализовывать свою так называемую «власть» постоянно. В большей степени это право реализуется в ходе принятия решений по наиболее значимым вопросам, в частности в форме референдума, а что касается иных вопросов, то они переданы органам публичной власти, и предполагается, что вся их деятельность подконтрольна народу. Однако нормы закона очень сильно расходятся с реальностью. Право на участие в референдуме в Российской Федерации хотя и гарантируется, однако не соблюдается. Органы публичной власти, как правило, заинтересованы в принятии решения, которое является наиболее выгодным для них, но не для народа. Отсюда можно сделать вывод о том, что вынесение такого вопроса на референдум ставит под сомнение поддержку народом такого решения. Отсюда возникает вопрос, а не является ли институт референдума некой «ширмой», за которой органы государственной власти фактически принимают решение самостоятельно, ведь законодательство, регулирующее проведение федерального референдума, пошло по пути максимального ограничения права на участия в референдуме, сформулировав нормы таким образом, что круг вопросов, которые обязательно должны быть вынесены на референдум, не отражены.
С другой стороны, вынесение социально-экономических, культурных вопросов, направленных на вполне определенный круг лиц, будет подразумевать только положительный ответ.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании референдума в РФ.
Задачами данного исследования являются:
– исследование конституционно-правового регулирования института референдума в Российской Федерации;
– рассмотрения понятия и видов института референдума в Российской Федерации;
- анализ проблем реализации референдума в Российской Федерации.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе исследования особенностей референдума в РФ.
Предметом исследования выступают закономерности референдума в РФ.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов особенностей референдума в РФ, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Конституционно-правовое регулирование института референдума в Российской Федерации
1.1 История развития референдумов
Российская Федерация (РФ) является страной с демократическим режимом, где народ считается источником власти. Сам термин демократия обозначает «власть народа». Перечень способов осуществления этой власти довольно широк. Среди них стоит выделить референдум, имеющий фундаментальную ценность с одной стороны, и форму прямой демократии с другой.
История становления референдума как института непосредственной демократии начинается в эпоху Римской Республики. В тот период институт плебисцита (лат. plebiscitum, от plebs – простой народ и scitum – решение, постановление), выступал своего рода прототипом современного референдума: на собраниях плебеев принимались решения, которые носили обязательный характер. Своеобразными плебисцитами были также и постановления большинства, провозглашавшиеся на родоплеменных собраниях у славян и древних германцев. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, некоторых других городах Руси[1].
В юридической науке термин «плебисцит» не употребляется, к тому же он сильно различен с термином «референдум». Однако в некоторых странах, например, Франция, плебисцит является синонимичным понятием референдума.
Референдум как политический институт был определен в Конституции СССР 1936 года. Статья 49 данной Конституции определяла референдум как всенародный опрос. Но проводился с СССР он лишь однажды при решении вопроса о сохранении СССР.
Право на проведение референдума имели лишь государственные органы. Поэтому о референдуме, как об институте народовластия, можно говорить лишь изучая современное конституционное право России. Однако и в современности пока что не сложилась практика регулярного (частого) проведения референдумов.
С региональной практикой проведения референдумов наблюдается более положительная картина. За последние 20 лет было проведено всего 20 референдумов. Следует разобраться в определении референдума. Референдум – осуществляемое путем тайного голосования утверждение гражданами какого-либо документам или решения, согласие или несогласие с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства[2].
Регулируется Конституцией, ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Со становлением и постепенным развитием данного института возникло множество дискуссионных вопросов, связанных с референдумом.
Например, в ФКЗ «О Референдуме в Российской Федерации» действовала ч. 6 ст. 6, которая устанавливала постулат о том, что вопрос, выносящийся на референдум, не должен противоречить Конституции РФ. Однако ст.3 данной Конституции закрепляет народ носителем суверенитета и источником власти.
Поэтому, кажется некорректным отказ от внесения поправок в конституцию в связи с принятым решением на референдуме. Более того, конституция и ФКЗ «о референдуме в Российской Федерации» предусматривает замену конституции при помощи референдума.
Данная статья была отменена 28 апреля 2008 года. В каждой развивающейся сфере возникают различные проблемы и неувязки. Законодатель не всегда может предугадать правовые коллизии, которые могут возникнуть на практике. Для этого и создана возможность внесения поправок, дополнений. В общем, наблюдается положительная тенденция в совершенствовании законодательства, регулирующего правовую сферу, относящуюся к референдуму. Но некоторые спорные моменты остаются до сих пор. Референдум является прямым способом выражения воли народа. Но при анализе законодательства, которое регулирует организацию и проведение референдума, можно прийти к выводу, что на данный момент организация референдума практически не по силам обычным гражданам.
Увеличилось необходимое число участников референдума (с 1 млн., до 2 млн.). Более того, сократился сбор подписей с 3 месяцев до 45 дней. Вместо одной инициативной группы в 100 человек, теперь такие группы требуются в половине регионов РФ. Похожая ситуация наблюдается и при проведении местных и областных референдумов.
Таким образом, в свете развития национальной политической система и повышения гражданской активности населения, по моему мнению, референдум сможет стать действенным институтом народовластия в будущем.
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
- О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
Специальная научная и учебная литература
- Авакьян, С. А. Конституционное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / С. А. Авакьян. – М.: Инфра-М, 2017. – 864 с.
- Виноградов, В. А. Конституционное право РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / В. А. Виноградов. – М.: Юрайт, 2016. – 292 с.
- Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2017. – 592 с.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / С. А. Комаров [и др.]; под редакцией С. А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 333 с.
- Комкова, Г. Н. Конституционное право: учебник для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 369 с.
- Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 536 с.
- Липчанская, М. А. Конституционное право: учебник для юридических вузов и факультетов / М. А. Липчанская. – М.: Юрайт, 2017. – 474 с.
- Нарутто, С. В. Конституционное право России: Учебник. / Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 432 с.
- Некрасов, С. И. Конституционное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. И. Некрасов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 364 с.
- Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебник / Л. А. Нудненко. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 500 с.
- Прудников А.С., Авсеенко В.И. Конституционное право России. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 687 с.
- Смоленский, М. Б. Конституционное право России: учебник для юридических вузов / М. Б. Смоленский. – М.: КноРус, 2017. – 232 с.
- Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 256 с.
- Умнова (Конюхова) И.А., Алешкова И.А. Применение Конституции Российской Федерации судами общей юрисдикции: актуальные вопросы теории и практики: монография. – М.: РГУП, 2016. – С. 147.
- Чашин, А. Н. Конституционное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чашин. – М.: Юрайт, 2020. – 255 с.
Периодические издания
19) Вилялкина, А. И. Референдум в РФ / А. И. Вилялкина // Экономика, социология и право. – 2017. – № 8. – С. 33 – 36.
20) Волков, Р. Н. Понятие референдума в современной российской науке / Р. Н. Волков // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2016. – № 29. – С. 81 – 89.
21) Гагиева, А. В. Понятие и сущность референдума / А. В. Гагиева // Бюллетень Владикавказского института управления. – 2016. – № 149– С. 333 – 340.
22) Жильцова О.С. Рефенрендум как политико-правовой феномен //
В сборнике: Юридические науки: проблемы и перспективы материалы VIII Международной научной конференции. – 2019. – С. 8 – 10.
23) Зурабова, Х. М. Значение референдума в России / Х. М. Зурабова // Евразийский научный журнал. – 2017. – № 2. – С. 39 – 40.
24) Кудряшова, А. М. Правовая природа выборов в РФ / А. М. Кудряшов // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2017. – № 31. – С. 154 – 159.
25) Молчанова С.М. Судьба референдума в РФ // В сборнике: Конституция Российской Федерации: первые 25 лет Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и Международному дню прав человека. Под редакцией С.А. Глотова, М.Ф. Гацко. – 2019. – С. 290 – 302.
26) Степшина, А. В. Особенности формирования института референдума в России: вопросы теории и практики / А. В. Степшина // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. – 2016. – № 5. – С. 214 – 222.
27) Шарнина, Л. А. Референдум в России: итоги развития / Л. А. Шарнина // Мир юридической науки. – 2018. – № 5. – С. 92 – 97.