Введение
Глава 1 Историко-теоретические основы формирования, развития и организации правоохранительных органов в системе государственной власти
1.1 Исторические аспекты становления и развития системы правоохранительных органов в России
1.2 Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы в РФ: понятие и система
Глава 2. Проблемы реформирования правоохранительных органов РФ и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
На сегодняшний день вопрос о системе правоохранительных органов, а так же вопрос об их деятельности имеет очень важное значение, так как борьба с преступностью в нашей стране является важной задачей, которая состоит в повышении координационной практики правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является обеспечение законности и охрана правопорядка, борьба с правонарушениями, охрана законных прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства в целом. В современных условиях данный вид деятельности можно рассматривать как самостоятельную разновидность управленческой и юридической практики.
Способность правоохранительных органов препятствовать преступности, в основном, зависит от степени организации их предупредительной работы, основывающейся на анализе состояния преступности, структуре и динамики её развития. Неотъемлемой частью каждодневной работы правоохранительных органов должна быть работа по предупреждению преступлений. Обычно о уголовном преследовании знают все: граждане, юридические лица, законодательные, исполнительные и судебные органы. Однако для большинства объектов, отношений с общественностью, именно такая деятельность не является основной. Их основными задачами являются решение вопросов экономики, культуры, науки, обороны и др. Так, для некоторых специалистов эта деятельность – то, что делают компетентные государственные органы в области борьбы с преступностью и другими преступлениями. Для других, это обеспечение общественного порядка и спокойствия в общественных местах, на улицах, контроль за надлежащим проведением публичных мероприятий. Представим, что подходы могут быть приемлемыми, но они (индивидуально) достаточно узки в правоохранительной деятельности.
Сфера защиты прав, намного больше, чем сфера борьбы с преступностью или нарушением общественного порядка и мира. При этом многие авторы используют термин «правозащитная деятельность» применительно к правоохранительной деятельности, которая к ним относится, как синоним и те же понятия.
Правоохранительную деятельность в её структуре можно разделить на: предупреждение возникновения условий и причин общественно опасного явления; прерывание процесса его развития и устранения его последствий
Правоохранительная деятельность осуществляется прокуратурой, органами внутренних дел, службами безопасности, таможенными органами, органами охраны государственной границы, государственными налоговыми органами, государственной контрольно-ревизионной службой и иными органами, осуществляющими правоохранительные или правоприменительные функции.
В настоящее время нет однозначного определения понятий «правоохранительная деятельность», «правоохранительный орган», как в законодательстве, так и в научном обществе. Представляется, что необходимо исходить из понимания правоохранительной деятельности как государственной деятельности, призванной защитить право от каких-либо посягательств, которые могут быть осуществлены опосредованно для всех государственных органов, и конкретно созданных правоохранительных органов страны.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые отдельными отраслями права в сфере рассмотрения правоохранительных органов в системе государственной власти.
Предмет исследования составляют особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов в системе государственной власти.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере правоохранительных органов в системе государственной власти, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
1) изучить историко-теоретические основы формирования, развития и организации правоохранительных органов в системе государственной власти;
2) определить правоохранительные органы в государственно-правовом механизме;
3) выявить проблемы в деятельности правоохранительных органов РФ и пути их решения.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам отдельных отраслей права.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации федеральные законы.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Историко-теоретические основы формирования, развития и организации правоохранительных органов в системе государственной власти
1.1 Исторические аспекты становления и развития системы правоохранительных органов в России
Правоохранительные органы возникли в результате естественно-исторического развития, одновременно с государством (как его необходимый атрибут). Однако особенности становления государственности в той или иной стране не могли не накладывать отпечатки на эти процессы. Так, где доминирующим началом оформления государства являлось разделение общества на классы на основе частной собственности, появляются формирования, специально призванные особыми методами разрешать коллизии и противоречия, возникающие на почве классовой дифференциации.
Источники возникновения правоохранительных органов и данные об их функционировании свидетельствуют о том, что нет прямой зависимости их от типа государства. Так, если в Риме, Греции и Египте состязательный процесс и соответствующие ему органы существовали в период рабовладельческого государства и на начальном этапе феодализма, то в России они возникли на ранних стадиях феодализма и сохранялись продолжительное время. Это является убедительным свидетельством относительной самостоятельности правоохранительных органов. Наиболее характерными особенностями для периода возникновения правоохранительных органов является то, что они, во-первых, в ходе длительного процесса дифференциации функций государственного управления как бы «выросли», «отпочковались» от государственных органов общей компетенции, и во-вторых, в значительной мере как результат первого, продолжительное время объединяли в себе как собственно полицейские, так и судебные, а равно и карательные (исполнение собственных судебных решений) функции.
Характерной особенностью при формировании правоохранительных органов (в России – период 9-15 вв.) является сохранение достаточно долгое время в организации обеспечения существующего порядка (правопорядка) общих черт, характерных для родового строя. В исследуемой нами области это выразилось в том, что вопросами охраны и обеспечения правопорядка занимались органы общей компетенции, не существовал состязательный (обвинительный) процесс и т. д. Однако постепенно эти задачи стали возлагать на отдельных должностных лиц, поручать их выполнение преимущественно каким-то одним органам. Функции обеспечения порядка долгое время были объединены с функциями управления, представленном великим князем как высшим звеном государственной иерархии – верховным управителем, имеющего свою дружину и подчиненными ему князьями племенных союзов и князьями племен, имеющими собственные дружины. Государственные полномочия и управление осуществлял великий киевский князь и его военно-дружинная знать либо посредством специально назначенных наместников, либо через князей союзов племен и племенных князей, имеющих свои дружины и подчиняющихся великому киевскому князю.
В рассматриваемый период не существовало специальных структур, создаваемых для ведения оперативно-розыскной, разведовательной, контрразведывательной и следственной деятельности, несмотря на то, что постоянная угроза агрессии извне, а также регулярно возникающие внутренние конфликты и противоречия настоятельно требовали их создания.
Начало процесса выделения правоохранительной функции приходится на 16-й век., характеризуется формированием специальных ведомств – секретных Приказов и ведомств, в основах деятельности которых заложены формы проведения расследования, следствия и судебного производства. Одной из первых форм правоохранительной деятельности Российского государства являлся политический и уголовный сыск. С правовой точки зрения сыск (розыск) – это «форма уголовного процесса, существовавшего до конца 15 века до судебной реформы 1864 г., для которой характерны сосредоточение функций обвинения, защиты и рассмотрения дела с вынесением решения».
Основным доказательством в суде считалось собственное признание обвиняемого. Методы и способы «добывания» доказательств в отличие от «законного следствия» процессуально не определялись и носили конфиденциальный характер.