Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день вопрос о сущности, значении правоохранительных органов, а так же вопрос об их деятельности имеет очень важное значение, так как борьба с преступностью в нашей стране является важной задачей, которая состоит в повышении координационной практики правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является обеспечение законности и охрана правопорядка, борьба с правонарушениями, охрана законных прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства в целом. В современных условиях данный вид деятельности можно рассматривать как самостоятельную разновидность управленческой и юридической практики.
Способность правоохранительных органов препятствовать преступности, в основном, зависит от степени организации их предупредительной работы, основывающейся на анализе состояния преступности, структуре и динамики её развития. Неотъемлемой частью каждодневной работы правоохранительных органов должна быть работа по предупреждению преступлений. Обычно о уголовном преследовании знают все: граждане, юридические лица, законодательные, исполнительные и судебные органы. Однако для большинства объектов, отношений с общественностью, именно такая деятельность не является основной. Их основными задачами являются решение вопросов экономики, культуры, науки, обороны и др. Так, для некоторых специалистов эта деятельность – то, что делают компетентные государственные органы в области борьбы с преступностью и другими преступлениями. Для других, это обеспечение общественного порядка и спокойствия в общественных местах, на улицах, контроль за надлежащим проведением публичных мероприятий. Представим, что подходы могут быть приемлемыми, но они (индивидуально) достаточно узки в правоохранительной деятельности.
Сфера защиты прав, намного больше, чем сфера борьбы с преступностью или нарушением общественного порядка и мира. При этом многие авторы используют термин «правозащитная деятельность» применительно к правоохранительной деятельности, которая к ним относится, как синоним и те же понятия.
Правоохранительную деятельность в её структуре можно разделить на: предупреждение возникновения условий и причин общественно опасного явления; прерывание процесса его развития и устранения его последствий
Правоохранительная деятельность осуществляется прокуратурой, органами внутренних дел, службами безопасности, таможенными органами, органами охраны государственной границы, государственными налоговыми органами, государственной контрольно-ревизионной службой и иными органами, осуществляющими правоохранительные или правоприменительные функции.
В настоящее время нет однозначного определения понятий «правоохранительная деятельность», «правоохранительный орган», как в законодательстве, так и в научном обществе. Представляется, что необходимо исходить из понимания правоохранительной деятельности как государственной деятельности, призванной защитить право от каких-либо посягательств, которые могут быть осуществлены опосредованно для всех государственных органов, и конкретно созданных правоохранительных органов страны.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере правоохранительных органов, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
- определить понятие и признаки правоохранительных органов;
- рассмотреть классификацию правоохранительных органов;
- выявить проблемы в деятельности правоохранительных органов РФ и пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые отдельными отраслями права в сфере рассмотрения системы правоохранительных органов.
Предмет исследования составляют особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам правоохранительных органов.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, федеральные законы.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации: понятие, признаки, классификация
1.1 Понятие и признаки правоохранительных органов
Вопрос о понятии и системе «правоохранительных органов» был и остается дискуссионным в юридической литературе. Законодательство не содержит сформулированного понятия «правоохранительный орган», хотя этот термин используется даже в Конституции Российской Федерации (п. 1, ч. 1, ст. 72). Это формируется на практике. Это понятие также можно встретить в различных ненормативных документах.
Характерной чертой правоохранительных органов (как и всех государственных органов, обладающих определенными полномочиями и организационной независимостью, установленной законом) является то, что правоохранительный характер деятельности этих органов, является доминирующим в совокупном объеме его деятельности. Защита прав и свобод гражданина и человека является конституционной обязанностью государства.
Полномочиями по их защите обладают специальные государственные структуры, называемые правоохранительными органами. Поскольку ни в одном нормативном акте понятие «правоохранительные органы» не раскрывается, считаем необходимым разобраться в его определении и содержании.
Для начала, мы рассмотрим те признаки, которые отличают правоохранительные органы от иных органов и учреждений, осуществляющих государственно-властные функции и полномочия.
Первый признак правоохранительного органа связан с целью обеспечения правопорядка. Эта цель и определяет само название органа. Речь идет о защите закона. Защита права включает в себя: выявление нарушения права; восстановление нарушенного права; наказание виновного. Как видно из сказанного, защита закона обусловлена возможностью его нарушения. Другими словами, право защищается только тогда, когда есть угроза его нарушения. Однако, суть защиты закона с помощью трех вышеупомянутых задач не представляется исчерпывающей. Для гражданина важно не только быстрое восстановление его нарушенного права, но и справедливое наказание нарушителей, а также то, что его права и в дальнейшем будут защищаться от нарушений и посягательств. В связи с этим целесообразно добавить к такой компонент правоохранительной деятельности, как создание условий, которые предотвращают нарушение закона – предупреждают нарушение закона.
Целью деятельности правоохранительных органов является защита правовых принципов, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства и других субъектов, а также охраняемых законом объектов общественных отношений, – имущества, экологии, суверенитета. Нарушенный закон создает для государства обязанность проявлять должную реакцию в форме принуждения, осуждения, применения санкции и проч. Право на это существует только в том случае, если были установлены все обстоятельства преступления – если в деянии обнаруживается состав правонарушения[1].
За этим следует еще один признак правоохранительных органов: правоохранительные органы являются государственными органами, т.е. органами, наделенными правом применять те меры реагирования, о которых мы сказали выше. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством, оснащены специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеет специальную подготовку и образование (обычно юридическое). Эта функция включает в себя ряд функций, определенных отдельными авторами в качестве самостоятельных функций правоохранительных органов, таких как: осуществление правоохранительных функции конкретными должностными лицами; обязательность решений, принятых этими лицами и другие. Права и обязанности работников правоохранительных органов и ограничения их полномочий устанавливаются законом. Отсюда вытекает еще один признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании и в соответствии с законом. Деятельность правоохранительных органов регулируется конкретными законами. Например, мы можем сослаться на законы «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др. С целью обеспечения нормального своего функционирования, государство прибегает не только к позитивному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативному воздействию на правонарушителей.
Таким образом, правоохранительные органы имеют право применять принудительные меры. Эта особенность, которая отличает их от других государственных учреждений. Эти признаки присущи всем правоохранительным органам без исключения. Эти признаки могут быть отмечены как общие первичные признаки правоохранительных органов. Однако есть признаки, которые принадлежат только некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки вторичные, определяющие специфику деятельности того или иного правоохранительного органа. Признаки второй очереди включают в себя: право применять нормы уголовного законодательства; осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Например, деятельность судов характеризуется различными видами судопроизводства: уголовным, гражданским, арбитражным, конституционным, административным.
Эффективность правоохранительных органов, а следовательно сущность и основное их назначение заключается в обеспечении внутренней безопасности системы «личность-общество-государство» определяется их структурными и материальными характеристиками, нормативной базой и уровнем готовности выполнять функциональные обязанности по защите интересов государства и общества, конституционных прав и свобод граждан[2].
На основании приведенных выше признаков можно сформулировать определение правоохранительных органов: «правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством для защиты законов, которые действуют на основе и в соответствии с законом, наделены правом применять принудительные меры, а в некоторых случаях право применять уголовное законодательство и обязанность соблюдать определенную процессуальную форму». Большинство правоохранительных органов соответствуют этому определению, особенно полиция, органы прокуратуры, службы безопасности и т.д.
Тем не менее, некоторые организации, которые явно сосредоточены на правоохранительной деятельности, могут не иметь некоторых признаков.
Примером является организация, осуществляющая защиту прав граждан, в форме представительства. Речь может идти об адвокатских образованиях и адвокатах.
Из вышеперечисленных признаков только два подходят для представления: цель деятельности и действие закона. Поэтому формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Тем не менее, они, несомненно, являются правоохранительными органами, по сути, и, самое главное, с точки зрения их целей.