В настоящее время коррупцию признали не только национальной, но и транснациональной проблемой. Она проникла не только в государственный механизм многих государств, но в международные организации. Транснациональные организованные преступные группировки используют подкуп должностных лиц как средство достижения своих целей.
При помощи коррумпированных связей организовывают поставки наркотиков и оружия, совершаются террористические акты, расхищается государственное имущество, осуществляется незаконная приватизация, создаются благоприятные условия для функционирования избранных фирм, осуществляется финансирование террористических преступных группировок и так далее.
Коррупция способствует нелегальной эмиграции, работорговле, поставке дешевой рабочей силы, с ее помощью происходит отмывание (легализация) денег и иного имущества, полученного преступным путем.
Такие составляющие как поставка оружия, наркотиков, террористические акты, работорговля, в том числе и спряженная с проституцией, показывают, что она угрожает не только национальной безопасности, но и представляет угрозу для мирового правопорядка в целом.
Если рассматривать коррупцию как угрозу национальной безопасности, то она очевидна, ведь коррупционер – это государственный служащий, чиновник, который является олицетворением государства.
При этом, являясь «винтиком» государственного механизма, чиновник заставляет работать государственный механизм не в целях реализации возложенных на государство функций, а в своих личных или клановых интересах.
Таким образом, коррупция «разъедает» государственный механизм. На первый взгляд, может показаться, что он функционирует, но функционирует не в том направлении, не в интересах общества и даже не в интересах государства, а в интересах «заказчика». Под заказчиком в данном случае мы понимаем покупателя государственных услуг. Ведь чиновник превращается в обычного «продавца», по типу гражданско-правовых отношений. Только покупателем здесь выступают члены организованных преступных группировок, бизнес–структуры, олигархи и так далее. И чем больше становится таких чиновников, тем увеличивается количество государственных органов, функционирующих не в заданном направлении. И может наступить такой предел, когда весь государственный механизм начнет работать на определенные кланы, тогда можно утверждать о полностью коррумпированном государстве. Естественно при таких условиях не может идти речи о подлинной демократии, правовом государстве и гражданском обществе. В таких условиях их построение в принципе невозможно.
Коррупция – это проблема системная и другая ее опасность заключается в том, что граждане теряют доверие к государству, его органам, чиновникам, а их сознание с течением времени становится коррупционным (понимание того, что все можно купить), в результате чего снижается их позитивная социально-правовая активность, а общество поражает маргинальность и конформизм.
Кроме того, Россия занимает лидирующие строки в рейтингах мировой коррупции (выше нас только африканские страны и страны Южной Америки), что в свою очередь подрывает авторитет нашей страны на международной арене. Коррупционные правонарушения – это средства коррупции.
Причем одно из основных средств, так как именно посредством совершения коррупционных правонарушений возможно существование такого явления как коррупция. Поэтому совершенствование составов коррупционной направленности является одним из методов борьбы и предупреждения коррупции.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании коррупции и мероприятий, направленных на ее противодействие.
Задачами данного исследования являются:
– исследование понятия и признаков коррупции;
– анализ понятия, форм, видов и причин коррупции;
– изучение современного состояния коррупции в России;
– выявление проблемных аспектов в противодействии коррупции в современной России.
Объектом исследования выступают общественные отношения, в которых находят свое выражение сущность коррупции и мероприятий, направленных на ее противодействие.
Предмет исследования составляют социально-правовые нормы, устанавливающие особенности противодействия коррупции.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся коррупции и мероприятий, направленных на ее противодействие, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы научного исследования.
Структура и объем работы определяются целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика коррупции как социально-правового феномена
1.1 Понятие и признаки коррупции
В современной России стали постоянными различные проявления коррупции. Эффективность правовой борьбы с любыми негативными явлениями обусловлена четкостью их легального определения. Однако нельзя сказать, что определение коррупции является исчерпывающим.
Следует отметить, что в ряде работ современные авторы юридической науки предлагают различные подходы к определению понятия «коррупция».
Отметим, что в науке имеют место два подхода при определении коррупции: узкий и широкий смысл.
Так, к примеру, рассматривая коррупцию в узком смысле, коллектив авторов определяет её как «явление, когда должностные лица пренебрегают своими обязанностями намеренно или же действуют вопреки этим обязанностями ради какого-либо конкретного материального вознаграждения»[1].
Согласно мнению Волосникова С. С., коррупция в узком смысле – это «совокупность составов правонарушений, которые предусмотрены в российском законодательстве и отличаются таким квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения либо в групповых интересах»[2].
Айрапетян Э. С. в своей работе определяет коррупцию как «злоупотребление управлением общественной властью для получения выгоды в личных целях или получения выгоды в целях третьих лиц или групп»[3]. Второй подход состоит в широком понимании термина «коррупция» и заключается в том, что его сторонники заостряют внимание в основном на любом корыстном поведении должностного лица.
Существует точка зрения, что коррупция в широком смысле – «это взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество специфицируется в коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения»[4]. Анализируя понятие коррупции, Коваль В. Д. в широком смысле определяет её как «прямое использование должностным лицом прав, связанных с его чином, в целях собственного обогащения»[5]. Глухов Е. А. в широком смысле под коррупцией понимает «совершение неких действий лицом, обладающим в силу своего служебного положения необходимыми возможностями, в пользу плательщика оказанных услуг»[6]. Мурашкин И. Ю., Кайгородов Д. Ю. придерживаются мнения, что «понятие коррупции не должно ограничиваться перечнем конкретных преступных посягательств». Также они подчёркивают, что «даже в сфере уголовного права это явление значительно шире совершения конкретных преступлений, связанных с незаконным обогащением и должно включать также и иные деяния, направленные на создание условий для дальнейшего получения незаконных выгод должностными лицами»[7].
Также отметим следующее определение. Например, коррупции называют социальным явлением которое выражается в использовании своего служебного положения государственными служащими, имеющими своей целью получить неправомерные личные выгоды имущественного либо же материального характера[8]. На основе исследований механизма коррупционного преступного поведения, Н. И. Мельник сформулировал широкое понимание понятия коррупции.
По его мнению, существует как минимум два вида коррупционного поведения. Первый вид представляет собой модель поведения, при которой коррупционер без взаимодействия с другими субъектами удовлетворяет личный интерес, интерес другого лица благодаря имеющейся у него власти в силу его должностных полномочий.