ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
1.1 Эволюция Российского уголовного законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних
1.2 Несовершеннолетний в уголовном праве РФ:
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 Уголовная ответственность несовершеннолетних: понятие и особенности
2.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних в отдельных зарубежных странах
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних
3.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних: анализ и разработка предложений по совершенствованию законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИХ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы данной работы заключается в том, что особую опасность в структуре преступности занимают преступления, совершаемые несовершеннолетними.
Привлекая несовершеннолетнего к уголовной ответственности, государство способствует разрешению конфликтной ситуации, которая возникает между участниками уголовно–правовых отношений, что в конечном итоге должно способствовать восстановлению и укреплению правопорядка.
Уголовно-правовая политика России базируется на основе специализированного подхода к реализации уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, совершивших преступления.
На протяжении всего исторического пути Россия сталкивалась с проблемой детской и подростковой преступности, а также с беспризорностью и безнадзорностью, которые выступали детерминантами преступности несовершеннолетних.
В связи с этим на современном этапе очень важно показать гуманную государственную политику в сфере уголовной ответственности несовершеннолетних и назначения им наказаний.
Крайне важно понимать, что несовершеннолетние являются очень уязвимой категорией лиц, которые вовлекаются в систему правосудия. Привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности не может и не должно быть связано с нарушением их прав. Все это предопределяет особое построение системы обращения с правонарушителями, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, а также наличие в такой системе специальных средств воздействия на лиц указанной категории.
В основе процесса ресоциализации несовершеннолетнего лица, совершившего преступление, должен находиться принцип максимального содействия его благополучию, поэтому необходимо задействовать систему мер воспитательного воздействия на исследуемую категорию лиц, что может выступить в качестве альтернативы уголовной ответственности.
Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2019 год всего было осуждено 23912 человек, из них в первом полугодии – 12386 человек несовершеннолетних и 11526 – во втором.
Доля преступлений средней тяжести у исследуемой категории лиц составляет примерно 60% от общего числа преступлений, 20% – тяжких и 10 % – особо тяжких преступлений от общего числа осужденных лиц.
За первое полугодие 2020 года осуждено 10286 несовершеннолетних лиц, что на 2100 человек меньше чем за первое полугодие 2019 года. Примерные показатели в процентном отношении по категории преступлений являются одинаковыми с тенденцией на уменьшение.
Объектом исследования является правовое регулирование уголовной ответственности несовершеннолетних.
Предметом исследования являются нормы уголовной ответственности несовершеннолетних.
Цель работы состоит в выявлении проблем уголовной ответственности несовершеннолетних и разработке предложений, направленных на совершенствование российского уголовного законодательства в данной сфере.
Задачи настоящего исследования заключаются в том, чтобы:
рассмотреть исторические этапы изменения законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в России;
раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних по действующему уголовному законодательству России и отдельных зарубежных стран;
распознать проблемы уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних и разработать предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере.
Нормативную основу данного исследования составляют Конституция Российской Федерации и УК РФ.
Методами исследования выступают общенаучные, специальные методы научного познания: диалектический, метод сравнительного анализа и синтеза, логический метод, системно-структурный, историческо – правовой метод.
Структура работы определяется ее содержанием и состоит из введения, трех глав основной части, а также заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
1.1 Эволюция Российского уголовного законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних
Система юридической ответственности несовершеннолетних, в частности, уголовно-правового характера, формировалась достаточно длительное время.
Стоит отметить, что изучение основных этапов в становлении и развитии уголовной ответственности несовершеннолетних актуально в настоящее время, поскольку знание истоков формирования данного института, его правовой природы, позволяет прогнозировать будущее развитие, учитывать опыт прошлых лет и совершенствовать на этой основе систему действующего законодательства.
Исторический путь выработки государственной политики по борьбе с преступностью несовершеннолетних разделяется на временные этапы.
Каждый хронологический промежуток характеризуется определенной степенью регламентации назначения наказания несовершеннолетним на законодательном уровне: от безразличного отношения к подростковой преступности как особого феномена до придания чрезмерной важности его социально-криминологическому значению.
Современное уголовное законодательство в отношении несовершеннолетних основывается на опыте нормативно – правовых актов прошлых столетий.
В связи с этим, исследование эволюции законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних является актуальным и в настоящее время, так как при решении проблем, возникающих на практике, можно обратиться к доктрине того или иного временного периода.
Анализ первых нормативных актов Древней Руси, позволяет нам сделать вывод, что нормы, касающиеся регламентации института уголовной ответственности несовершеннолетних в них отсутствуют. Это объяснимо тем, что несовершеннолетние в то время, несмотря на возрастные характеристики и особенности психофизиологического развития, не имели особого правового статуса и приравнивались к взрослой сформировавшейся личности. Первым нормативным актом, в котором встречаются нормы, касающиеся применения специальных мер уголовно – правового воздействия к несовершеннолетним, является Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года[1]. В соответствии со ст. 6 Уложения, дети полностью подчинялись родительской власти и родители имели право наказывать своих детей розгами. С конца XVIII века им было разрешено отдавать своих непослушных детей в смирительные дома, внаем на срок до пяти лет[2]. Новоуказные статьи о татебных, разбойных и убийственных делах 1669 года, вносившие изменения и дополнения в Соборное Уложение 1649 года, впервые произвели дифференциацию назначения наказания несовершеннолетним и взрослым преступникам, определив требования, согласно которым несовершеннолетний семилетнего возраста освобождался от наказания за убийство. Артикул Воинский Петра Великого, принятый в 1715 году, также содержит подобные нормы. Например, за воровство, совершенное младенцем, наказание могло не применяться, но на родителей такого младенца возлагалась обязанность наказывать ребенка лозами, чтобы отучить от воровства[3]. При этом, возраст младенца в законе не указан, что затрудняет определить, до какого возраста несовершеннолетние освобождались от наказания. Середина XVIII века характеризуется тем, что постепенно начинает вырабатываться политика, направленная на гуманизацию правовых норм, регламентирующих применение наказания к несовершеннолетним. В 1742 – 1744 годах, между Сенатом и Синодом, при попытке урегулирования вопроса возраста, возникли некоторые разногласия. Первые настаивали на том, чтобы установить 17 – летний возраст, вторые – отмечали, что лицо уже в 12 лет могло осознавать характер своих действий[4]. Решением Правительствующего Сената и указом Екатерины II был установлен возраст совершеннолетия (с 17 лет) и возраст уголовной ответственности (с 10 лет). В период правления Екатерины II были приняты акты, благодаря которым на первое место вышли превентивная и восстановительная функция государства, целью которой было исправление личности несовершеннолетнего преступника.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало следующие группы несовершеннолетних:
- Лица до 7 лет признавались полностью невменяемыми.
- Лица с 7 до 14 лет признавались условно вменяемыми.
- Для лиц с 14 лет до 21 года существовало смягчающие обстоятельство: доказанный факт вовлечения их в совершение преступления. При этом согласно ст. 143 Уложения при назначении наказания лицам в возрасте от 10 до 14 лет, суду надлежало учитывать, осознавал ли несовершеннолетний совершение преступления[5].
В начале XX в. стали создаваться специальные суды для несовершеннолетних. Но Декретом СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних»[6] суды упразднялись и вместо них создавались комиссии для несовершеннолетних при Наркомате общественного призрения. В соответствии со ст. 4 Декрета «по рассмотрению дел несовершеннолетних комиссия либо освобождает, либо направляет в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения соответственно характеру деяния»[7].
Таким образом, несовершеннолетние были исключены из круга субъектов уголовного преследования и к ним стали применяться воспитательно-педагогические меры. Несовершеннолетними, в соответствии с Декретом 1918 г., признавались лица, не достигшие семнадцатилетнего возраста. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года предусматривали наступление уголовной ответственности с 14 лет.
К лицам до достижения данного возраста, а также к лицам от 14 до 18 лет, действовавшим «без разумения», применялись лишь воспитательные методы. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, действующие осознанно, несли уголовную ответственность на общих основаниях. Декретом СНК от 4 марта 1920 года «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» комиссиям было предоставлено право передать уголовные дела (несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) в народный суд, в случае отсутствия возможности применения воспитательных мер. Уголовным кодексом 1922 годал установлен общий возраст уголовной ответственности – 16 лет и минимальный возраст – 14 лет. В соответствии со ст. 18 УК РСФСР 1922 г. «наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия». Уголовный кодекс РСФСР 1926 года не внес существенных изменений относительно ответственности несовершеннолетних[8].
Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. наделили правом союзные республики устанавливать общий возраст уголовной ответственности в специальных постановлениях. Данная норма действовала до 1935 года[9].
В результате установления тоталитарного режима государственная политика в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних начинает приобретать репрессивный уклон.
Законодательные акты этого периода, к которым относятся: Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», становили 12 – летний возраст как возраст уголовной ответственности, при условии совершения убийства или попытки совершения убийства, причинения насилия, телесных повреждений, различных увечий, краж[10].