Транспорт является одним из ключевых элементов технического оснащения современного общества, а транспортная система во многом определяет развитие экономики, науки и государства в целом. Однако исходя из своей содержательной сущности и с учетом роли в общественных процессах транспортная система нуждается в установлении режима, способного обеспечить безопасность ее функционирования. Достигается это путем реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Естественно меры уголовно-правового регулирования должны быть адекватны и соответствовать базису правоотношений. В литературе также отмечается, что в основе эффективности любой системы защиты лежат принципы комплексности и разумной достаточности[1].
Приведенное высказывание полностью отражает представление каким должно быть уголовно-правовое регулирование любого вопроса. К сожалению нормы о транспортных преступлениях не обладают указанными признаками, понятийный аппарат не систематизирован, конструкция норм во многом обладает повышенной абстракцией, что предполагает правосудие на основе усмотрения, а меры уголовной ответственности (а особенно их практическое применение) не соответствуют реалиям действительности, а следовательно не эффективны. К мерам уголовно-правовой борьбы с посягательствами на безопасность движения и эксплуатации транспорта в первую очередь следует отнести установление уголовно-правовых запретов – конструкций составов определенной категории преступлений. К транспортным преступлениям в первую очередь следует относить те, которые предусмотрены ст. ст. 263 – 271.1 УК.
На объектах транспортной системы могут совершаться большинство из преступлений, предусмотренных Особенной частью УК, мы же говорим только об общественно опасных деяниях, ответственность за которые установлена статьями гл. 27 УК (иногда к транспортным преступлениям относят и другие статьи УК РФ например ст. 350 УК РФ). Рассматриваемые преступления отличаются своей спецификой. К таким особенностям относится, прежде всего, бланкетность диспозиций почти всех этих норм о транспортных преступлениях, за исключением, пожалуй, ст. 267 УК РФ, и в этой норме для определения, к примеру, понятия путей сообщения необходимо обратиться к нормам других отраслей права и подзаконным актам. Бланкетность норм данных преступлений означает, прежде всего, то, что для установления преступности и наказуемости таких деяний необходимо обращаться к огромному массиву других федеральных законов, нормативных правовых актов и даже ведомственных инструкций, положений, уставов и т.п. в которые изобилуют понятиями и определениями, подчас противоречащими сами себе.
Последнее вряд ли оправданно, поскольку единственным источником уголовного права является УК, а не какие бы то ни было ведомственные акты, которые в силу правотворческого механизма не обладают такой целостностью и продуманностью как уголовный закон.
А с учетом изложенного, в науке уголовного права постоянно ведутся дискуссии, а практика сталкивается с проблемами, разрешить которые способны только акты судебного толкования, которые в то же время законом не являются.
Сказанное определяет актуальность проводимого исследования. Стоит отметить, что уголовно-правовые вопросы обеспечения транспортной безопасности достаточно широко представлены в научной литературе, в Российской правовой науке имеются труды, касающиеся как общих фундаментальных вопросов криминализации транспортных преступлений и эффективности наказания, так и исследования, посвещенные отдельным составам преступлений. Можно выделить работы таких ученых как: Коробеев А.И., Исаев Н.И, Тяжкова И.М, Козав А.В., Жалинский А.Э., Жулиев В.И., Проценко С.В., Козун А.В., Гаврилов Б.Я. и других.
Целью работы является исследование общих положений, понятийного аппарата и смысловой составляющей охраняемого законом особого уголовно-правового объекта – состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта, При этом внимание в работе акцентируется на отдельных составах преступлений, а также на теоретическом осмыслении категорий определяющих необходимость уголовно-правового регулирования вопросов транспортной безопасности.
В соответствии с целями определены задачи исследования:
рассмотреть историю развития уголовного законодательства в области обеспечения транспортной безопасности;
определить понятийный аппарат и смысловое значение категорий, определяющих необходимость выделения общественных отношений в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта в особый объект уголовно-правовой охраны;
дать характеристику некоторым составам преступлений, посягающим на безопасность движения и эксплуатации транспорта.
Объект исследования – общественные отношения сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, урегулированные нормами уголовного права.
В качестве предмета исследования определены нормы права, теоретические положения и концепции уголовно-правовой науки и правоприменительная практика по рассматриваемому объекту.
В работе были использованы такие методы исследования как: анализ синтез, индукция и дедукция, исторический, сравнительного правоведения,
Работа состоит из двух глав, разделенных на параграфы, введения, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1.1. Понятие и виды транспортных преступлений
Анализ российского уголовного законодательства свидетельствует о том, что понятие «автотранспортные преступления» в законе отсутствует, как в целом определение транспортных преступлений. Законодатель акцентирует внимание только на определении транспортных средств, с помощью которых совершаются рассматриваемые общественно опасные посягательства. В УК РФ под транспортным средством понимается автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство (ст. 264 УК РФ). Согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ другое механическое транспортное средство – это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Точно такое же понятие используется в Постановлении Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения» (далее – ПДД). При этом в п.1.2. Правил дорожного движения содержится перечень видов транспортных средств, к которым относятся следующие: велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч; маршрутное транспортное средство – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок; механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем; прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски). В п. 11 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами. В анализируемом нормативно-правовом акте также перечисляются виды транспортных средств. Данный перечень отличается от того, который содержится в ПДД. В частности, автомобильный транспорт здесь выделен в отдельную категорию, а именно: «транспортные средства автомобильного транспорта, а именно автобусы, легковые автомобили, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов» (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»). Сравнивая определения понятий «транспортное средство», содержащееся в действующем законодательстве, можно констатировать тот факт, что на официальном уровне в РФ нет одного общего подхода при раскрытии сути термина «транспортное средство».
Сущность этого понятия может отличаться в зависимости от области и цели его применения[2]. К примеру, в УК РФ данное определение раскрывается только в отношении состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. В ПДД дано обобщенное понятия транспортного средства. Перечень видов транспортных средств, перечисленных в ПДД, является наиболее широким, включая в том числе велосипеды, мотоциклы и мопеды. Думается, такая трактовка понятия «транспортное средство» необходима только лишь для наиболее полного правового регулирования отношений в области дорожного движения. Что же касается понятия транспортных преступлений, то в силу отсутствия законодательного определения данной категории посягательств, исследование данного вопроса является предметом доктрины уголовного права. Поскольку, термин «транспортное преступление» напрямую связан с такими категориями как «транспорт» и «транспортное средство», то возникает вопрос о соотношении определения «транспортное преступление» и «автотранспортное преступление». Большинство авторов формулируют определение транспортных преступлений именно применительно к автотранспорту[3]. Таким образом, считаем, что под транспортным преступлением следует понимать общественно опасное виновное деяние, совершаемое в сфере взаимодействия человека с транспортом (при создании внутренней угрозы безаварийной работы транспорта – лицом, непосредственно управляющим транспортным средством или обеспечивающим безопасность транспорта; при создании внешней угрозы – лицом, не исполняющим указанные функции), нарушающее безопасность движения или эксплуатации транспорта как системы или транспортного средства либо условия обеспечения безопасности транспорта, влекущее предусмотренные в законе преступные последствия.
Итак, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств это группа деяний бесспорно обладающих признаками общественной опасности, которые причиняют или могут причинить вред целостности и безопасности функционирования транспортной системы, материальный ущерб, а так же вред наиболее важному объекту уголовно-правовой защиты – жизни и здоровью человека.
С определенной долей условности преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ, можно условно разделить на две группы:
1) преступления являющиеся крайней формой (по последствиям) нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, ст. 264.1, 266, 268 УК РФ);
2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263.1, 267, 267.1, 270 – 271.1 УК РФ).
Подводя итоги, стоит сказать, что автомобиль является повышенным источником опасности, внедрение мер по повышению безопасности дорожного движения снизит количество ДТП и, соответственно, дорожно-транспортных преступлений, совершенных по неосторожности.