Курсовая работа|Уголовное право

Уголовно-правовая характеристика преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 40

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств  

1.1. Понятие и виды транспортных преступлений

1.2. Историко-правовой анализ развития уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств                                          

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

2.1. Уголовно-правовая характеристика нарушения требований в области транспортной безопасности

2.2. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

2.3. Уголовно-правовая характеристика преступления предусмотренного ст. 264 УК РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Транспорт является одним из ключевых элементов технического оснащения современного общества, а транспортная система во многом определяет развитие экономики, науки и государства в целом. Однако исходя из своей содержательной сущности и с учетом роли в общественных процессах транспортная система нуждается в установлении режима, способного обеспечить безопасность ее функционирования. Достигается это путем реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Естественно меры уголовно-правового регулирования должны быть адекватны и соответствовать базису правоотношений. В литературе также отмечается, что в основе эффективности любой системы защиты лежат принципы комплексности и разумной достаточности[1].

Приведенное высказывание полностью отражает представление каким должно быть уголовно-правовое регулирование любого вопроса. К сожалению нормы о транспортных преступлениях не обладают указанными признаками, понятийный аппарат не систематизирован, конструкция норм во многом обладает повышенной абстракцией, что предполагает правосудие на основе усмотрения, а меры уголовной ответственности (а особенно их практическое применение) не соответствуют реалиям действительности, а следовательно не эффективны. К мерам уголовно-правовой борьбы с посягательствами на безопасность движения и эксплуатации транспорта в первую очередь следует отнести установление уголовно-правовых запретов – конструкций составов определенной категории преступлений. К транспортным преступлениям в первую очередь следует относить те, которые предусмотрены ст. ст. 263 – 271.1 УК.

На объектах транспортной системы могут совершаться большинство из преступлений, предусмотренных Особенной частью УК, мы же говорим только об общественно опасных деяниях, ответственность за которые установлена статьями гл. 27 УК (иногда к транспортным преступлениям относят и другие статьи УК РФ например ст. 350 УК РФ). Рассматриваемые преступления отличаются своей спецификой. К таким особенностям относится, прежде всего, бланкетность диспозиций почти всех этих норм о транспортных преступлениях, за исключением, пожалуй, ст. 267 УК РФ, и в этой норме для определения, к примеру, понятия путей сообщения необходимо обратиться к нормам других отраслей права и подзаконным актам. Бланкетность норм данных преступлений означает, прежде всего, то, что для установления преступности и наказуемости таких деяний необходимо обращаться к огромному массиву других федеральных законов, нормативных правовых актов и даже ведомственных инструкций, положений, уставов и т.п. в которые изобилуют понятиями и определениями, подчас противоречащими сами себе.

Последнее вряд ли оправданно, поскольку единственным источником уголовного права является УК, а не какие бы то ни было ведомственные акты, которые в силу правотворческого механизма не обладают такой целостностью и продуманностью как уголовный закон.

А с учетом изложенного, в науке уголовного права постоянно ведутся дискуссии, а практика сталкивается с проблемами, разрешить которые способны только акты судебного толкования, которые в то же время законом не являются.

Сказанное определяет актуальность проводимого исследования. Стоит отметить, что уголовно-правовые вопросы обеспечения транспортной безопасности достаточно широко представлены в научной литературе, в Российской правовой науке имеются труды, касающиеся как общих фундаментальных вопросов криминализации транспортных преступлений и эффективности наказания, так и исследования, посвещенные отдельным составам преступлений. Можно выделить работы таких ученых как: Коробеев А.И., Исаев Н.И, Тяжкова И.М, Козав А.В., Жалинский А.Э., Жулиев В.И., Проценко С.В., Козун А.В., Гаврилов Б.Я. и других.

Целью работы является исследование общих положений, понятийного аппарата и смысловой составляющей охраняемого законом особого уголовно-правового объекта – состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта, При этом внимание в работе акцентируется на отдельных составах преступлений, а также на теоретическом осмыслении категорий определяющих необходимость уголовно-правового регулирования вопросов транспортной безопасности.

В соответствии с целями определены задачи исследования:

рассмотреть историю развития уголовного законодательства в области обеспечения транспортной безопасности;

определить понятийный аппарат и смысловое значение категорий, определяющих необходимость выделения общественных отношений в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта в особый объект уголовно-правовой охраны;

дать характеристику некоторым составам преступлений, посягающим на безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Объект исследования – общественные отношения сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, урегулированные нормами уголовного права.

В качестве предмета исследования определены нормы права, теоретические положения и концепции уголовно-правовой науки и правоприменительная практика по рассматриваемому объекту.

В работе были использованы такие методы исследования как: анализ синтез, индукция и дедукция, исторический, сравнительного правоведения,

Работа состоит из двух глав, разделенных на параграфы, введения, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1.1. Понятие и виды транспортных преступлений

Анализ российского уголовного законодательства свидетельствует о том, что   понятие «автотранспортные преступления» в законе отсутствует, как в целом определение транспортных преступлений. Законодатель акцентирует внимание только на определении транспортных средств, с помощью которых совершаются рассматриваемые общественно опасные посягательства. В УК РФ под транспортным средством понимается автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство (ст. 264 УК РФ). Согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ другое механическое транспортное средство – это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Точно такое же понятие используется в Постановлении  Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения» (далее – ПДД). При этом в п.1.2. Правил дорожного движения содержится перечень видов транспортных средств, к которым относятся следующие: велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч; маршрутное транспортное средство – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок;  механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем; прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски). В п. 11 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами. В анализируемом нормативно-правовом акте также перечисляются виды транспортных средств. Данный перечень отличается от того, который содержится в ПДД. В частности, автомобильный транспорт здесь выделен в отдельную категорию, а именно: «транспортные средства автомобильного транспорта, а именно автобусы, легковые автомобили, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов» (п. 2 ст. 1                                      Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).  Сравнивая определения понятий «транспортное средство», содержащееся в действующем законодательстве, можно констатировать тот факт, что на официальном уровне в РФ нет одного общего подхода при раскрытии сути термина «транспортное средство».

Сущность этого понятия может отличаться в зависимости от области и цели его применения[2]. К примеру, в УК РФ данное определение раскрывается только в отношении состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. В ПДД дано обобщенное понятия транспортного средства. Перечень видов транспортных средств, перечисленных в ПДД, является наиболее широким, включая в том числе велосипеды, мотоциклы и мопеды. Думается, такая трактовка понятия «транспортное средство» необходима только лишь для наиболее полного правового регулирования отношений в области дорожного движения. Что же касается понятия транспортных преступлений, то в силу отсутствия законодательного определения данной категории посягательств, исследование данного вопроса является предметом доктрины уголовного права. Поскольку, термин «транспортное преступление» напрямую связан с такими категориями как «транспорт» и «транспортное средство», то возникает вопрос о соотношении определения «транспортное преступление» и «автотранспортное преступление». Большинство авторов формулируют определение транспортных преступлений именно применительно к автотранспорту[3].  Таким образом, считаем, что под транспортным преступлением следует понимать общественно опасное виновное деяние, совершаемое в сфере взаимодействия человека с транспортом (при создании внутренней угрозы безаварийной работы транспорта – лицом, непосредственно управляющим транспортным средством или обеспечивающим безопасность транспорта; при создании внешней угрозы – лицом, не исполняющим указанные функции), нарушающее безопасность движения или эксплуатации транспорта как системы или транспортного средства либо условия обеспечения безопасности транспорта, влекущее предусмотренные в законе преступные последствия.

Итак, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств это группа деяний бесспорно обладающих признаками общественной опасности, которые причиняют или могут причинить вред целостности и безопасности функционирования транспортной системы, материальный ущерб, а так же вред наиболее важному объекту уголовно-правовой защиты – жизни и здоровью человека.

С определенной долей условности преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ, можно условно разделить на две группы:

1) преступления являющиеся крайней формой (по последствиям) нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, ст. 264.1, 266, 268 УК РФ);

2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263.1, 267, 267.1, 270 – 271.1 УК РФ).

Подводя итоги, стоит сказать, что автомобиль является повышенным источником опасности, внедрение мер по повышению безопасности дорожного движения снизит количество ДТП и, соответственно, дорожно-транспортных преступлений, совершенных по неосторожности.

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ; ред. от 30.12.2020 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2594.
  3. Горелик А.С. Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ А.И. Коробеева. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2018. Т. II: Преступления против личности. – 564 с.
  4. Иногамова-Хегай, Л. В. Актуальные проблемы уголовного права. Часть общая: учебник для юридических вузов и факультетов / Л. В. Иногамова-Хегай. – М.: Проспект, 2018. – 224 с.
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический, постатейный). 6-у изд., перераб. и доп. / под ред. профессора Н. Г. Кадникова. – М.: Юриспруденция, 2019. – С. 177 –
  6. Корнеева, А. В. Теоретические основы квалификации преступлений: учебник для юридических вузов и факультетов / А. В. Корнеева. – М.: Проспект, 2017. – 560 с.
  7. Молчанов, Д. М. Актуальные проблемы уголовного права. Особенная часть: учебник для юридических вузов и факультетов / Д. М. Молчанов. – М.: Проспект, 2017. – 644 с.
  8. Назаренко Г.В. Теоретические основы квалификации преступлений // Г.В. Назаренко. – М.: Юрлитинформ. 2018. –149 с.
  9. Нешатаев В.Н. Квалификация преступлений: закон, теория, законодательная регламентация: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2019.– 19 с.
  10. Рубцова, А. С. Актуальные проблемы уголовного права. Особенная часть: учебное пособие / отв. ред. А. И. Рарог, И. А. Юрченко. – М.: Проспект, 2017. – 112 с.
  11. Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая и особенная части: учебник для академического бакалавриата / В. В. Сверчков. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 603 с.
  12. Уголовная ответственность и наказание: учебник / И. А. Подройкина [и др.]; под редакцией И. А. Подройкиной. – М.: Юрайт, 2019. – 218 с.
  13. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / В. В. Векленко [и др.]; под общей редакцией В. В. Векленко. – М.: Юрайт, 2019. – 405 с.
  14. Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 2: учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.]; под редакцией О. С. Капинус. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 556 с.
  15. Уголовное право. Особенная часть. В 2 т. Том 2: учебник для вузов / И. А. Подройкина [и др.]; ответственный редактор И. А. Подройкина, Е. В. Серегина, С. И. Улезько. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 248 с.
  16. Четвериков, В. С. Криминология и профилактика преступлений: учебник для юридических вузов и факультетов / В. С. Четвериков. – М.: Форум, 2017. – 517 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2015 год 34 стр.
Курсовая работа на тему: «Хулиганство»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2014 год 32 стр.
Курсовая работа на тему: «Террористический акт»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2012 год 24 стр.
Курсовая Терроризм в современном мире
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское