Введение
Глава 1. Понятие, содержание и классификация мотивов преступления
1.1 Понятие мотива и его содержание
1.2 Классификация мотивов преступления
Глава 2. Цель преступление: понятие, значение, классификация
2.1 Цель преступления и ее уголовно-правовое значение
2.2 Классификация целей преступления
Заключение
Список использованных источников
Преступление как общественно опасное деяние совершается при взаимной обусловленности объективных и субъективных признаков. К числу первых относятся объект и объективная сторона, к числу вторых – субъект и субъективная сторона. Общим для названных признаков является то, что они с разных сторон характеризуют одно и то же социальное явление (преступление).
В отличие от объективной, субъективная сторона отражает внутренние процессы, происходящие в сознательной и волевой сферах лица, совершающего либо готовящегося совершить преступление.
Содержанием субъективной стороны является психическая деятельность лица, связанная с совершением преступления. К признакам, ее характеризующим, относятся вина, мотив и цель преступления. В совокупности они дают представление о том внутреннем процессе, который происходит в психике лица, и отражают связь его сознания и воли с совершаемым общественно опасным деянием.
Установление мотивов преступления выступает одной из гарантий справедливости приговора в результате судебного рассмотрения дела. Мотив преступления не всегда включается законодателем в признаки его состава, хотя мотивация любого поведения всегда присутствует. На уровне закона происходит деление мотивов на юридически значимые для квалификации преступления и иные мотивы, которые приобретают правовой смысл при дальнейшей реализации уголовного закона (назначение наказания, иных мер уголовно-правового характера, освобождение от уголовной ответственности и наказания и др.).
Цель представляет одну из важных составляющих субъективной стороны преступления, которая в зависимости от обстоятельств может быть и обязательным, и факультативным признаком. Общепризнанным считается, что цель преступления – это представление лица о конечном результате своей деятельности, то, чего лицо собирается достичь, совершая преступление.
Цель преступления характеризуется направленностью в будущее. Это мысленная модель предстоящего результата.
Предмет исследования являются особенности правового регулирования мотива и цели преступления.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере мотива и целей преступления, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
изучить понятие и значение мотива преступления;
рассмотреть понятие и особенности целей преступления.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам уголовного права.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации и Уголовный кодекс РФ.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие, содержание и классификация мотивов преступления
1.1 Понятие мотива и его содержание
В настоящие время существует множество исследований в области психологии, касающихся мотивации поведения человека, а также мотивов совершения преступления. Понятие мотива в теории уголовного права берёт свой исток в понятии, которое определили учёные в сфере психологии. Следует учитывать, что учёные психологи по-разному понимают сущность мотива преступления, поэтому существует множество разных взглядов на данное понятие. Мотив определяется как эмоции, желания, потребности, интересы, переживания и другие эмоциональные состояния человека. Но большинство из учёных сходится во мнении, что: «мотив как побуждение – это источник действия, его порождающий». Однако, мнения учёных по поводу истока мотива, что является фактором его зарождения, расходятся. Одни полагают, что факторами возникновения мотива, являются потребности человека, то есть нужда в чём-либо. Другие исследователи считают, что факторами, порождающими мотив у человека, являются не только потребности, но и желания, интересы, эмоции. Существует и такая категория авторов, которые выделяют решающее значение в возникновении мотива, эмоциям и чувствам. Так, «мотив – это эмоциональное состояние лица, выражающиеся в проявлении воли, связанной с пониманием необходимости данного поведения и желанием его осуществления». В иностранной теории уголовного права иное понимание процесса возникновения мотива. Зарубежные учёные считают, что возникновение мотива – это чисто физиологический неконтролируемый процесс на уровне животного рефлекса. Представители данного подхода, бихевиористы, отрицают роль сознания человека в формировании его мотивов, списывая всё на физиологические потребности. По нашему мнению, данный подход не совсем точен, потому что влияние человеческого сознания на формирование нашей воли и наших мотивов невозможно отрицать. Так как наличие сознания и способности осознавать свои действия, а также формировать свою волю – есть отличительная особенность человека, а именно то, что отличает нас от животных. Но нельзя и отрицать влияние внешних факторов на формирование мотива человека. Так как в течение жизни мы сталкиваемся с различными обстоятельствами, влиянием окружающей среды на нас, что собственно отражается на нашем поведении и формирует наши мотивы. Также влияют на формирование мотива, особенность личности человека, ведь каждый человек по-разному реагирует на те или иные события, или обстоятельства его окружающие. Существует взаимная зависимость как мотивов от личности человека, так и наоборот личность формируется в зависимости от мотивов и стремлений человека. Можно сделать вывод, что люди находящиеся продолжительное время в неблагоприятной для них обстановке: криминогенное окружение, отклоняющиеся от нормы условия жизни, психологическое воздействие на человека и др., склонны к формированию мотивов, побуждающих к совершению преступления, и соответственно складывается личность потенциального преступника. Следует сказать, что все вышеперечисленные взгляды и концепции учёных в области психологии, не дают конкретного понятия «мотива», а лишь отождествляют мотив с различными эмоциональными состояниями, такими как желание, стремление, интерес, а также потребностями человека, что является не совсем корректным. Поэтому, мотив должен быть самостоятельным явлением, хотя и стоит признать, что данное явление соприкасается с такими факторами как эмоциональное состояние субъекта и его потребностей при своём формировании. Изучив и проанализировав работы авторов в области психологии, направленные на изучение такого явления как «мотив», можно выстроить схему совершения преступления. Так, сначала у потенциального преступника возникает потребность в чём либо, появляется желание удовлетворения данной потребности. Как правило, субъект сталкивается с каким-либо препятствием на пути к удовлетворению своей потребности, вследствие чего образуется мотив к преодолению возникшего препятствия. Затем происходит взаимодействие мотива с личностными качествами потенциального преступника, что по итогу преобразуется в криминогенное поведение субъекта и совершения им преступления. Конечно, представленная нами схема формирования мотива не является точной, так как в реальной жизни нельзя выделить конкретно какие-то определённые этапы зарождения мотива. Но данная схема даёт нам общее представление о процессе образования мотива и может быть полезна в изучении данного явления. Изучив сущность и содержание мотива, попытаемся определить его понятие. Рассмотрим позиции некоторых авторов о том, что же такое мотив. А. И. Рарог полагает, что под мотивом преступления стоит понимать вызываемую вследствие влияния потребностей и интересов решимость совершить какое-либо преступное деяния. Свой взгляд на понятие мотива существует у профессора В. Д. Гольдинера, который видит мотив преступления как что-то не осознанное, являющиеся стремлением к совершению преступления. В. А. Якушин утверждает: «…Мотив является таким возбуждением к преступному поведению, о котором в известном смысле можно сказать, что он выступает движущей силой, внутренним источником этого поведения. В отличие от чувств он носит конкретно выраженный характер и является стимулом к определённому действию». По нашему мнению, «стимул» является внешним воздействием на субъекта преступления, побуждающего его к совершению преступления, но не тождественно с понятием «мотив преступления». А. В. Наумов полагает, что мотив есть побуждение к достижению цели путём совершения преступления. А.С. Тарарухин считает, что: «мотив преступления – это осознанное побуждение (стремление) к совершению конкретного целенаправленного поступка (волевого акта), представляющего общественную опасность и предусмотренного уголовным законом в качестве преступления». Данные определения больше раскрывают одну из функций мотива, но не сам мотив в широком смысле. Д. П. Котов называет мотив как «порождение системой потребностей осознанное и оцененное побуждение, принятое лицом в качестве идеального основания оправдания своего поведения». Д.П. Котов в своём определение акцентирует внимание на осознанности мотива, что не совсем правильно. Так как из рассмотренных выше трудов авторов в области психологии, мы можем сделать вывод, что у мотива есть и вторая сторона – неосознанная, которая так же оказывает влияние на субъекта преступления, поэтому мы не можем признавать лишь осознанную сторону мотива. Мы можем заметить, что позиции выше рассмотренных авторов различны между собой, но в то же время данные различия незначительны. Расхождения позиций авторов в основном возникают в вопросе понимания мотива как сознательного или же наоборот бессознательного явления. На наш взгляд, обе позиции имеют право на существование, однако мотив как сознательное явление, легче поддаётся пониманию и может быть изучен в полной мере в отличие от бессознательного мотива, который не может быть проанализирован досконально.