Оптимизация уголовно-правовой политики РФ в контексте гармонизации норм международного и национального законодательства сопровождается научно-практическим обоснованием проблем, имеющим место на законотворческом уровне и в рамках правоприменительной деятельности. В этой связи одной из актуальных проблем уголовно-правового регулирования на современном этапе развития российской государственности следует признать совершенствование нормотворчества и правоприменения в сфере охраны половой свободы личности и половой неприкосновенности.
Анализ данных официальной статистики за 2006-2020 г. позволил выявить следующие тенденции состояния, динамики и структуры преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. В 2007 г. было зарегистрировано 17940 преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, что предопределило снижение показателей данного вида преступности на 13,8 процента.
В период с 2008 по 2010 г. сохраняется тенденция незначительного уменьшения показателей преступности против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Однако в 2011 г. наметилось увеличение зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности на 5,6 процента.
На протяжении 2012-2020 гг. отмечена стабильная динамика снижения фактов зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности на 14,4 и 6,6 процента соответственно. Рассматривая структуру преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, необходимо подчеркнуть, что с 2006 по 2019 год лидирующее место занимает изнасилование, удельный вес которого составил (в процентах): в 2006 г. – 42,5, в 2019 г. – 32,2.
В 2020 г. отмечается изменение соотношения показателей данного вида преступности. Так, в 2020 г. удельный вес изнасилования снизился до 29,8 процента.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей уголовно-правовой характеристики и квалификации изнасилования в современном уголовном законодательстве.
Для достижения поставленной нами цели были поставлены следующие задачи: исследовать юридическую природу и состав изнасилования; выявить специфику квалификации изнасилования; исследовать эффективность действующей нормы, регулирующей особенности изнасилования в современном уголовном законодательстве.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере охраны личности от насильственных сексуальных посягательств.
В качестве предмета выступают нормы уголовного закона об ответственности за изнасилование, нормы международных актов и Конституции РФ, касающиеся права на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность и половую свободу.
Важные положения теоретических особенностей юридической природы изнасилования, отвечающих условиям современной России, были сформулированы в работах Ю.В. Баулина, А.А. Герцензона, Н.Д. Дурманова, В.Ф. Кириченко, А.Ф. Кони, В.Н. Козака, В.Г. Меркурьева, С.Ф. Милюкова, А.В. Наумова, Н.Н. Паше-Озерского, Э.Ф. Побегайло, А.Н. Попова, И.И. Слуцкого, И.С. Тишкевича, В.И. Ткаченко, А.А. Пионтковского, Т.Г. Шавгулидзе, М.Д. Шаргородского, Е.Д. Шелковниковой, М.И. Якубовича и других.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся квалификации изнасилования, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения об уголовной ответственности за изнасилование
1.1. Становление законодательства об уголовной ответственности за изнасилование
В любом цивилизованном обществе должны строго охраняться права, свободы и законные интересы граждан, их жизнь, здоровье, честь и достоинство, в том числе половая свобода и половая неприкосновенность женщины. Нарушение конституционно установленных основных прав и свобод влечет за собой наступление юридической ответственности, вплоть до уголовной.
Анализируя тенденцию развития ответственности и квалификации преступлений в половой сфере на протяжении отечественной истории, видно как менялись нравственно-духовные ценности, как возрастала степень общественной опасности и противоправность деяний, связанных с посягательствами на половую свободу и неприкосновенность личности. Очевидно, что законодатель на протяжении веков пытался максимально отразить отношение общества к совершаемому деянию. История российского уголовного законодательства об ответственности за данное деяние берет свое начало в далеком прошлом, когда преступления против половой неприкосновенности и половой свободы регулировались в основном церковным законодательством.
Одно из первых упоминаний о наказании за совершение данного общественно опасного деяния содержится в ст. 3 Устава князя Ярослава «О церковных судах», где степень жестокости наказания, устанавливаемого в отношении обвиняемого, определялась в зависимости от социального статуса потерпевшей. В этом же документе устанавливалась уголовная ответственность за групповое изнасилование (ст. 7) и другие преступления, связанные с половой свободой и половой неприкосновенностью[1].
Следующее упоминание о данном преступлении содержится в Соборном Уложении 1649 года, где в ст. 30 главы 7 сказано о том, что совершение изнасилования над женским полом будет наказываться смертной казнью[2]. Позже в российском законодательстве стали конкретизироваться особенности, по сути своей более походившие на статьи современного уголовного закона.
В частности, артикул 167 Воинских уставов Петра Великого 1716 г. и его толкование требовали доказательств того, что жертва кричала и призывала на помощь, насильственные действия оставили следы на одежде и теле изнасилованной, а к судье она должна была обратиться непосредственно после совершенного в отношении нее преступления.
Эти условия были обозначены для того, чтобы «скверные женщины» не могли обвинять невиновных людей[3].
Схожие признаки изнасилования существовали в ст. 789 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1842 г. При осуждении за данный вид преступления суд должен был определить «положенное законом наказание не иначе, как:
1) по точному удостоверению в действительности насилия;
2) когда свидетели будут утверждать, что изнасилованная криком своим призывала на помощь посторонних;
3) когда у ней или у обвиняемого, или у обоих окажутся кровавые знаки, синие пятна или изорванное платье;
4) когда объявление о том будет подано сейчас или до истечения дня»[4].
Следующим этапом развития отечественного уголовного законодательства, рассматривающего половые преступления, стало Уголовное уложение 1903 г., где в специальной главе, называемой «О непотребстве», изнасилование («любострастное действие») регламентировалось статьями 513–515. Ст. 513 устанавливала наказание в виде заключения в исправительном доме на срок свыше трех лет или заключением в тюрьме за совершение «любодеяния» с: ребенком, не достигшим 14 лет; несовершеннолетним от 14 до 16 лет без его согласия или хоть с его согласия, но по употреблению во зло его невинности. В соответствии со ст. 514 виновный в «любодеянии» с достигшим 16 лет лицом женского пола без его согласия наказывалось заключением в тюрьме. В ст. 515 были приведены квалифицирующие признаки к статьям 513 и 514, а именно, совершение «любодеяния»: с лицом, находящимся под его властью или попечительством; с лицом, принужденным к тому посредством насилия над личностью или угрозы убийством, весьма тяжким или тяжким телесным повреждением угрожаемому или члену его семьи, если такая угроза могла вызвать у угрожаемого опасение за ее осуществление; с лицом женского пола, если любострастное действие сопровождалось растлением, но без плотского сношения. По ст. 515 устанавливалось наказание: в случае, указанном в ст. 513 – заключение в исправительном доме на срок на срок не ниже трех лет; в случае, указанном в ст. 514 – заключение в исправительном доме.
В дальнейшем был принят новый Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, где в главе 5 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» был выделен раздел 4, который назывался «Преступления в области половых отношений». В данном разделе в ст. 169 говорилось об изнасиловании, т. е. половом сношении с применением физического или психического насилия или путем использования беспомощного состояния потерпевшего лица, и наказание за данное преступление устанавливалось в виде лишения свободы на срок не ниже трех лет. Также в этой статье содержался квалифицированный признак, в котором отмечалось, что если последствием изнасилования стало самоубийство потерпевшей, то наказание повышается на срок не ниже пяти лет2. Со временем российское уголовное законодательство вновь изменилось, вступил в силу Уголовный кодекс РСФСР 1926 года, где отдельного раздела, посвящённого половым преступлениям, не выделялось.
Упоминания о таких общественно опасных деяниях содержались в главе 6 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности». В соответствии с ст. 163 половое сношение с применением физического насилия, угроз, запугивания или с использованием, путем обмана, беспомощного состояния потерпевшего лица (изнасилование) наказывалось лишением свободы на срок до пяти лет. В этой статье также выделялось 3 квалифицирующих признака, к которым от носились: самоубийство потерпевшего лица; недостижение потерпевшим половой зрелости и изнасилование, совершенное несколькими лицами. В соответствии с указанными признаками наказание устанавливалось в виде лишения свобода до восьми лет.