Введение
1 Общая характеристика системы образования, основные направления и принципы осуществления государственной политики в области образования в РФ
1.1 Понятие, сущность и значение образования в современном российском обществе
1.2 Право на образование в России. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
1.3 Система образования в РФ
1.4 Отдельные аспекты современной государственной политики РФ в области образования
2 Организационно-правовые формы управления образованием в России
2.1 Организация управления в области образования в современной России
2.2 Проблемы управления развитием сферы образования
Заключение
Список использованных источников и литературы
В России первым понятие «образование» использовал известный просветитель Н. И. Новиков. Он понимал его в двух значениях: как накопление знаний (приращение наук) и как воспитание в узком смысле – наставление, образование сердца. Позднее выдающийся русский мыслитель И. А. Ильин разработал «философию сердца». Для С. И. Гессена образование есть культура индивида. Цели образования он тесно увязывал с целями жизни общества: понять систему образования данного общества значит понять строй его жизни. По мнению А.В. Луначарского, первого наркома Просвещения Советской России, слово «образование», как и немецкое «Bildung», происходит от слова «образ». Следовательно, образованный человек – человек, в котором доминирует образ человеческий.
На данный момент в Российской Федерации федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает такое понятие: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Таким образом, одно из центральных мест среди институтов, которые привлекают к себе особое внимание, занимает образование. Образованию человечество обязано всеми достижениями культуры и науки. В России право на образование имеет статус конституционного (основного). Конституция РФ, следуя международному праву, отдельно выделяет право на образование как элемент конституционного статуса человека. Конституционное назначение образования определяется, прежде всего, его ролью в формировании личности и усиливается свойством бесценности человеческой личности, незаменимости одной личности другой, которая и является основой человеческой всеобщности.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей организационно-правовой основ управления образованием.
Задачами данного исследования являются:
– исследование понятия и основных характеристик организационно-правовых форм управления образованием;
– рассмотрения государственных органов управления образованием.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе исследования особенностей организационно-правовой основ управления образованием.
Предметом исследования выступают особенности места и роли управления образованием, регулирующие отношения в сфере управления образованием.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся проблемных аспектов особенностей организационно-правовой основ управления образованием, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Общая характеристика системы образования, основные направления и принципы осуществления государственной политики в области образования в РФ
1.1 Понятие, сущность и значение образования в современном российском обществе
В России первым понятие «образование» использовал известный просветитель Н. И. Новиков. Он понимал его в двух значениях: как накопление знаний (приращение наук) и как воспитание в узком смысле – наставление, образование сердца. Позднее выдающийся русский мыслитель И. А. Ильин разработал «философию сердца». Для С. И. Гессена образование есть культура индивида. Цели образования он тесно увязывал с целями жизни общества: понять систему образования данного общества значит понять строй его жизни.
По мнению А.В. Луначарского, первого наркома Просвещения Советской России, слово «образование», как и немецкое «Bildung», происходит от слова «образ». Следовательно, образованный человек – человек, в котором доминирует образ человеческий. В религиозной педагогике при определении сущности образования акцент также делается на слове «образ». Но речь идет не о человеческом образе, а об образе Божьем. Образовать человека – значит приблизить его к этому образу. Причем одним из важнейших качеств, данных человеку Богом, является свобода: Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, чтобы он властвовал над своими желаниями, что Бог имеет по самой своей природе. Соответственно важнейшей характеристикой образования провозглашается свобода, понимаемая как властвование над желаниями и как творческий процесс.
В чем же сущность образования? Думается, что во всех выше приведенных определениях с той или иной стороны характеризуется сущность образования. Ясно одно: сущность образования многолика.
Подтверждение тому – наличие различных подходов к нему. В том числе имеют место (по Г. Е. Зборовскому) следующие.
Педагогический подход. Рассматривает непосредственный процесс воспитания и обучения человека, осуществляемый в специально организованных условиях с помощью определенных педагогических технологий в рамках педагогического взаимодействия, базирующегося на признании различных типов отношений между его субъектами. Философский подход. Нацеливает на целостное и всестороннее осмысление сущности образования, осознание его как глубоко противоречивого в своей основе явления и процесса.
Экономический подход. Пытается найти ответы на вопросы: как экономика общества влияет на образование, включая его в систему финансово-экономических отношений?; какова экономическая эффективность образования?; как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом?
Социологический подход. Рассматривает образование как социальный институт, призванный способствовать становлению и развитию человека – представителя определенного социума. По словам К. Мангейма, образование – это всего лишь один из многих социальных факторов, воздействующих на поведение человека, и как таковой, хотим мы этого или нет, всегда служит социальным целям и сознательно направлен на формирование определенных типов личности. Отсюда следует: образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества; наилучшей образовательной единицей является не индивид, а группа; цели образования не могут быть адекватно поняты, пока они отделены от конкретных ситуаций, в которые попадает каждая возрастная группа, и от социального строя, в котором они формируются. Таким образом, образование, будучи важнейшим видом деятельности по «производству личности» (А. Г. Асмолов), одновременно является мощным средством воспроизводства тех или иных интеллектуально-духовных, социально-экономических и общественных отношений, носителем которых выступает эта личность.
На данный момент в Российской Федерации федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает такое понятие: образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В заключении необходимо отметить, что образование – это развивающаяся система, источником развития (изменений) которой является растущее разнообразие образовательных стратегий и технологий.