Введение
Глава 1. Общие положения режима чрезвычайного положения в РФ
1.1 Понятие и сущность
1.2 Правовой режим в условиях чрезвычайного положения
Глава 2. Особенности управления территорией при введении режима чрезвычайного положения
2.1 Порядок введения особого управления территорией
2.2 Порядок обеспечения режима чрезвычайного положения
Заключение
Список использованных источников
Условием гармоничного развития государства и общества является и стабильное развитие государственных институтов, предполагающее множество взаимосвязанных факторов, наиболее значимыми из которых является деятельность государства по обеспечению защищенности отдельной личности и общества в целом.
Обеспечение этих интересов со стороны государства невозможно без обеспечения его собственной безопасности в силу их естественной и взаимообусловленной связи.
В целях обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации имеет право вводить два вида особых правовых режимов – чрезвычайное положение (ст. ст. 56, 88 Конституции Российской Федерации) и военное положение (ч. 2 ст. 87 Конституции Российской Федерации).
Актуальность темы проявляется в том, что в современной России сложились такие обстоятельства как внутри государства, так и на «мировой арене», которые могут повлечь политические, этнические и иные конфликты. И поэтому очень важно рассмотреть режим чрезвычайного положения с точки зрения правового явления, так как в соответствии с Конституции Российской Федерации права гражданина и человека являются высшей ценностью, а в период действия особых правовых режимом они (права) могут быть ограничены государством.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере возникновения чрезвычайного положения как особого административно-правового режима.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства по вопросам чрезвычайного положения как особого административно-правового режима.
Целью исследования является выявление и анализ особенностей чрезвычайного положения как особого административно-правового режима.
Для достижения поставленных целей сформулированы следующие задачи:
1. Изучение понятия и содержания режима чрезвычайного положения.
2. Определение порядка обеспечения чрезвычайного положения как особого административно-правового режима.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов чрезвычайного положения как особого административно-правового режима, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения режима чрезвычайного положения в РФ
1.1 Понятие и сущность административно-правового режима
Понятие «правовой режим» очень широко используется как в нормативно-правовых актах, так и в различной юридической литературе. Институт правовых режимов широко используется не только в теории, но и в практической деятельности.
Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют правовой режим как особый порядок регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права[1]. А Р.Т. Мухаев понятие «правовой режим» определяет как «совокупность способов, методов и типов правового регулирования, характеризующих особенности и характер правового воздействия и складывающихся внутри каждой отрасли права»[2]. Так в чем же заключается сущность правового режима? Следует отметить, что правовой режим – это в первую очередь режим.
Слово «режим» в переводе с фр. regime и лат. regimen означает «управление», «порядок». Следует начать с цели правового режима. Цель – это будущий результат, то есть нечто такое, к чему стремится субъект. Цель – это представление модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность. Специфической целью правового режима является стабильный порядок в государстве и обществе, то есть регулирование общественных отношений с учетом политических, социально-экономических, временных, пространственных и иных факторов развития общества. Достижение такого порядка предполагается посредством обеспечения безопасности. В этой связи представляется вполне справедливым мнение О.С. Родионова, согласно которому правовые режимы позволяют сконцентрировать внимание участников правоотношений на наиболее значимых сторонах их деятельности. При этом государство может преследовать исключительно свои собственные цели, выражать интересы всего общества либо его большинства, выступать равноправным субъектом наряду с другими участниками или только устанавливать режим, но в нем не участвовать[3].