Введение
Глава 1. Общая характеристика экстремизма
1.1 Исторические аспекты становления и развития экстремизма в России
1.2 Понятие и виды экстремизма
Глава 2. Особенности административной ответственности за экстремизм и проблемы ее правоприменения
2.1 Административно-правовой анализ экстремизма
2.2 Проблемы правоприменения по правонарушениям экстремистской направленности
Заключение
Список использованных источников
В начале 90 – х гг. прошлого века в Российской Федерации получило распространение такoе явление, как экстремизм. Данное понятие означает приверженность к крайним взглядам и мерам, и его общественная опасность заключается в дестабилизации социально-политической ситуации в обществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», ратифицированной Российской Федерацией, экстремизм понимается в современном мире как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них».
В настоящее время проявления экстремизма ощущаются практически во всех сферах общественной жизни: политике, межнациональных и межконфессиональных отношениях, культуре.
Данный феномен носит мнoгогранный характер, а потому выступает дестабилизирующим фактором в жизни государства и общества. Важно отметить, что правонарушения и преступления экстремистской направленности представляют серьезную угрозу национальной безопасности РФ.
Целью данной работы является теоретическое исследование экстремизма как объекта административно-правовой охраны.
Вышеозначенная цель предопределила постановку и последующее решение задач данного исследования:
– рассмотреть исторические аспекты становления и развития экстремизма в России;
– проанализировать понятия и видов экстремизма;
– выявить особенности административной ответственности за экстремизм и проблемы правоприменения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с проявлением экстремизма как объекта административно-правовой охраны.
Предметом исследования выступают правовые нормы, предусматривающие экстремизм как объект административно-правовой охраны.
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское и зарубежное законодательство.
Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины административного права и иных отраслей права.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика экстремизма
1.1 Исторические аспекты становления и развития экстремизма в России
Понятие «экстремизм» происходит от латинского «extremus» и в самом обобщенном смысле чаще всего трактуется как приверженность к крайним взглядам, методам действий. Следует отметить, что изначально слово «экстремизм» появилось в лексиконе французов во времена Великой Французской революции (14.07.1789 – 09.11.1799 гг.) и употреблялось по отношению к ультраправым и ультралевым политическим группам, действующим в тот период в стране. В справочной литературе впервые термин «экстремизм» обнаруживается на страницах философского словаря немецкого философа Вильгельма Трауготта Круга, изданного в 1838 году, и употребляется по отношению к ультраправым взглядам. Уголовно-правовые, процессуальные и иные меры противодействия терроризму и экстремизму в современных условиях.
В юридической литературе термин «экстремизм» впервые был употреблен в 20-е годы XX века французским юристом Мерлином Лероем применительно к событиям Гражданской войны в России (07.11.1917 – 25.10.1922 гг.), так большевиков Лерой отнѐс к так называемому «красному экстремизму», а монархистов, соответственно, к «белому экстремизму». В России вплоть до 30-х годов XX века термин «экстремизм» не употреблялся, первое упоминание об экстремизме мы находим в словаре Д.Н. Ушакова, изданном во второй половине 30-х годов XX века, тогда Ушаков определил экстремизм как «склонность, приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике». Несмотря на то, что термин «экстремизм» возник в Западной Европе, говорить о том, что это явление не было присуще Российской империи, неверно.
Вопрос о зарождении экстремизма в российском обществе до сих пор является дискуссионным: экстремизм возникает еще в Древнерусском государстве, в удельно-княжеский период; проявление первых экстремистских элементов связано с движением Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.); к первым российским проявлениям экстремизма относят выступления декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади; зарождение экстремистской деятельности в России связывается с народничеством (1860–1870-е гг.). Многие исследователи, в том числе и В.В. Ревина, полагают, что первые отголоски экстремизма в России следует искать в межкняжеских усобицах, и говорить следует о том, что в этот период существовал экстремизм, который можно отнести к политическому, и «использовался в качестве основного инструмента решения политических споров и способа удержания власти»[1]. Это находит свое отражение в статьях «Русской правды», так законодатель предусматривает ответственность за такие преступления, как измена и восстание против князя, переход на сторону врага, убийства княжеских слуг и т.п. За указанные составы преступлений предусматриваются радикальные меры наказания, вплоть до смертной казни. В московский период основными регуляторами общественных норм выступают Судебники 1497, 1550 годов и Соборное уложение 1649 года.
В Судебнике 1497 года появляется ответственность за деяния, которые по своей сути являются прототипом экстремизма, и, соответственно, определяется ответственность за преступления экстремистского характера, так статья 9 гласит: «совершивший убийство господина, крамолу, церковную кражу или святотатство, кражу, сопровождавшуюся убийством, передачу секретных сведений или оговор невиновного, поджог города с целью предать его врагу, а также ведомый лихой человек карается смертной казнью».
Судебник 1550 года во многом дублировал Судебник 1497 года и закреплял ответственность за преступления против государственной Уголовно-правовые, процессуальные и иные меры противодействия терроризму и экстремизму в современных условиях 200 безопасности в статье 61 «совершивший убийство господина, сдавший город врагу, кражу с убийством, изменник, церковный вор, клеветник, поджигатель, а также явный лихой человек карается смертной казнью. Убыток истца от лихого человека заплатить из его имущества, а что после этого останется из имущества отдать на прогоны. Если у лихого человека не будет столько имущества, чтобы оплатить иск, его истцу не выдавать, а казнить смертной казнью».
В Соборном уложении 1649 года ситуация несколько изменяется – преступления, носящие государственный и политический характер, законодатель определил в главу II «О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать»? Во многих статьях, собранных в упомянутую выше главу, читается экстремистский подтекст, так, например, статья 1 главы II предусматривает наказание за следующее преступление «Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию». Законодатель ужесточает наказания и за преступления против государственного строя, предусмотренные статьями 3 и 4 главы II, а именно за бунт, заговор и государственную измену, как за наиболее тяжкие. За указанные преступления, согласно статье 5 и 6 главы II, помимо смертной казни, которая распространяется и на членов семьи преступника, в случае, если им было известно о его намерениях, предусматривается и конфискация всего имущества осужденного. Как видится в указанных выше правовых актах, законодатель предусматривает безвариативную ответственность за преступления, носящие экстремистскую подоплеку, не беря во внимание тяжесть преступления, мотивы, цели, личность преступника и т.п.
Следующим этапом совершенствования законодательного противодействия экстремизму следует считать законотворческую деятельность Петра I и принятый в период его правления Артикул воинский 1715 года. Артикул поделил все преступления на государственные и другие, также согласно артикулу 205 всех преступников стали именовать ворами, разделив на чрезвычайных и обыкновенных. К первой категории законодатель отнес бунтовщиков и государственных изменников, ко второй, соответственно, – всех остальных преступников.