На данный момент Российская Федерация столкнулась с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие пенсии, увеличение нагрузки на население из-за этого снижается соотношение работающих граждан и пенсионеров, становятся нестабильными пенсионные системы, отсутствует достаточное обеспечение финансовыми средствами - все это говорит о необходимости серьезного формирования систем пенсионного обеспечения.
Современная система пенсионного обеспечения граждан находится на этапе реформирования, в условиях, когда определены основные направления системы пенсионного обеспечения, но многие аспекты требуют развития.
Основные причины такого положения дел проявляются:
Во-первых, в экономических диспропорциях и в существующем уровне пенсионного обеспечения населения.
Низкая производительность труда, региональные различия, низкая заработная плата, структурные диспропорции в потреблении и производстве - все это прямо и непосредственно влияет на уровень пенсий и, главное, на отношение трудоспособной части населения к методам их формирования.
Вторым фактором, влияющим на выбор направлений развития системы пенсионного обеспечения и на ее структуризацию, является социально - демографический фактор.
Обостряющаяся демографическая ситуация в стране, уменьшение доли работоспособного населения в общей его численности влекут за собой рост пенсионного давления на экономически активную часть населения. Это означает, что работающее в настоящем периоде население не в состоянии «прокормить» пенсионеров. Это потребовало реорганизации действующей системы пенсионного обеспечения.
Таким образом, исходя из выше написанного можно сказать, что актуальность изучения особенностей пенсионного фонда и его роль в пенсионном обеспечении не вызывает сомнений и обусловлена чрезвычайной остротой проблемы пенсионного обеспечения в РФ и поиском оптимальных путей реформирования в пенсионном обеспечении.
Вопросы пенсионных фондов и пенсионного обеспечения в широком аспекте нашли свое освещение в трудах известных теоретиков и практиков пенсионного дела нашего времени. При подготовке материла для работы, примером послужили работы Аверина А.Н. [7], Благодира А.Л. [9], Галициной Т.В. [12], Захаровой М.Л. [15], Кузеванова А.С. [17], Роик В.Д. [20], Починок Н.Б., Малолетко А.Н., Кауровой О.В., Солдатова А.А., Виноградовой М.В., Бабакаева С.В., Куляминой О.С., Батаева В.В. [21], а также других ученых и практиков.
Цель курсовой работы направлена на изучение источников формирования и направления расходования Пенсионного фонда РФ.
Надобность достижения поставленной цели обуславливает выбор задач изыскания:
- изучить теоретические аспекты деятельности Пенсионный Фонд в системе финансов РФ;
- раскрыть понятие и сущность Пенсионного Фонда, как звена финансовой системы России;
- рассмотреть функции, цели и задачи Пенсионного Фонда в системе финансов РФ;
- изучить доходы и расходы Пенсионного Фонда РФ;
- провести анализ и выявить проблемы функционирования Пенсионного Фонда РФ;
- провести анализ динамики и структуры доходов Пенсионного Фонда РФ;
- провести анализ динамики и структуры расходов Пенсионного Фонда РФ;
- выявить проблемы и перспективы развития Пенсионного Фонда РФ.
Объектом работы является система пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Предметом выступает деятельность Пенсионного фонда РФ в системе финансов России.
В качестве теоретической базы работы были использованы учебные пособия, а также широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного права.
Методологическую основу работы составили общенаучные способы знания: системный подход к постижению экономических отношений, диалектический способ постижения экономической сущности предмета и объекта изыскания, обзор и синтез, суммирование, моделирование, способы финансовой математики.
Работа состоит из введения, основной части, содержащая в себе две главы, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности Пенсионного Фонда в системе финансов РФ
1.1. Понятие и сущность Пенсионного Фонда, как звена финансовой системы России
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) - один из огромнейших и более важных социальных институтов РФ, а пенсионное обеспечение остается в числе основных социальных гарантий людей РФ [9, с. 35].
Пенсионная система РФ - это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и общепризнанных норм, имеющих целью предоставления гражданам материального обеспечения в виде пенсионной выплаты [10, c. 103].
Пенсионная система как понятие - комплексное образование. Совокупность её общепринятых норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений [10, c. 105].
Первая группа - это дела по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются другие пенсионные выплаты, данная группа отношений составляет главным образом финансового права в широком смысле.
Вторая группа - это дела по материальному обеспечению членов общества пенсиями и другими пенсионными выплатами, это, по существу, пенсионное право т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения.
Третья группа - дела по управлению и организации пенсионного обеспечения. В её структуре есть основные институты или же группы правовых общепризнанных норм, регулирующие неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные дела. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные дела в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них назначение и выплата пенсий, индексации пенсий, исчисление страхового стажа, перерасчеты, установление иных социальных выплат (ЕДВ, ФСД, ДСО, ДМО, компенсационные выплаты по уходу и т.д.) Данные дела касаются основных институтов, касаются они реализации права на материальное обеспечение в виде пенсий и имеют все шансы предшествовать появлению пенсионного правоотношения или работать в одном ряду с ним [7, c. 77].
Система пенсионного обеспечения в РФ основывается на принципах обязательного социального страхования и поддержке с использованием распределительных механизмов финансирования. Это означает, что мы видим, как значительный объем финансовых ресурсов пенсионной системы использовался, для перераспределения с целью, поддержания конкретного уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров.
Следующим этапом, устанавливающим страховой принцип в пенсионном обеспечении, является законодательное закрепление порядка, при котором среднемесячный доход при назначении пенсий за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на базе сведений персонального учета.
Пенсионное обеспечение - это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода. Пенсионное обеспечение осуществляется на базе соответствующих нормативных актов и сложившейся в обществе идеологии, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу всех уровней [7, c. 78].
Базовые характеристики института пенсионного обеспечения, выделяющие его от других институтов социального страхования, таковы [13, c. 12]:
во-первых, законодательство вмененная обязательность для страхователей - работников и работодателей - выплата страховых взносов; личное страхование, как правило, добровольный характер и не является столь массовым по охвату (по числу застрахованных);
во-вторых, публичный вид правоотношений субъектов социального страхования, с помощью которого достигается обязательность (по закону) участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых. Это позволяет отказаться от обременительной процедуры оформления индивидуальных договоров (и контроля их исполнения) между страхователями (работодателями и работниками) и страховщиками в пользу застрахованных (личное страхование носит частный характер гражданско-правовых взаимоотношений);
в-третьих, безусловное по закону право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев (виды выплат, услуги и размеры тоже определены законодательно), в том числе и в судебном порядке;
в-четвертых, высокая надежность сохранности страховых средств, обеспечиваемая финансированием и не позволяющая им обесцениться. Этот параметр достигается посредством солидарности поколений и применением государственного контроля, за правильностью и целевым характером расходования средств;
в-пятых, относительная «дешевизна» для населения государства (по сравнению с личным страхованием), гарантируемая массовым характером обязательного участия в нем практически всех работающих и бесприбыльными формами организации работы (личное же страхование является в своей основе коммерческим, и его организаторы занимаются главным образом «выгодным» клиентами);
в-шестых, самоуправляемость форм организации обязательного социального страхования, ключевая роль в решении соответствующих вопросов самим наиболее заинтересованными субъектами (представителями работодателей и работников).
Пенсионная система России в современном виде появилась 1 января 2015 года, в нее входят отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий [11, c. 54]:
- страховой пенсии,
- пенсии по государственному пенсионному обеспечению,
- накопительной пенсии.
Структуру новой пенсионной системы составляют следующие её элементы [12, c. 79]:
- государственное пенсионное обеспечение;
- государственное пенсионное страхование;
- профессиональные пенсионные системы;
- дополнительное негосударственное материальное обеспечение.
Государственное пенсионное обеспечение направленно на начисление базовой части страховых пенсий, выплачиваемых по Закону о страховых пенсиях и пенсий за выслугу лет, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемые по Закону о пенсионном обеспечении и финансируются из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.
Государственное пенсионное страхование направленно на формирование страховой и накопительной частей страховых пенсий, пенсий инвалидам, иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.
Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставления лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих их заработной платы.
Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит граждан дополнительными пенсиями за счет накопительных добровольных взносов от работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнении к двум первым частям [14, c. 32].
В Пенсионной системе Российской Федерации на федеральном уровне существует два типа пенсий, которые следует различать по источнику их финансового обеспечения.
Первый тип и основной тип - это страховые пенсии, которые получают огромное количество пенсионеров по России. Право на такую пенсию возникает вследствие уплаты в течение определенного периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования.