ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации: история, понятие и структура
1.1. Уголовно-исполнительная система России: история становления
1.2. Правовое регулирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Глава 2. Правовой статус органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
2.1. Уголовно-исполнительные инспекции
2.2. Арестные дома
2.3. Следственные изоляторы
2.4. Исправительные учреждения
2.5. Ведомственные предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования заключается в том,Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Значимость темы исследования обусловливается процессами стабилизации достигнутых результатов реформирования уголовно- исполнительной системы (УИС), упрочением позиций функционирования ее структурных подразделений горизонтального и вертикального построения различного уровня, продиктованных качественно новыми условиями деятельности, вызванных пересмотром стратегических целей и задач работы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), изменениями механизмов административно-управленческого строительства, приоритетов отечественной уголовно-исполнительной политики, поиском эффективных моделей разработки, принятия и организации исполнения адекватных управленческих решений, оптимизацией деятельности по основным обеспечивающим направлениям, а также ликвидацией избыточных дублируемых функций.
Этот факт предопределил принятие в 2010 году Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 г.[1], предполагающей кардинальное переустройство всей системы органов уголовно-исправительной системы. Реформа еще идет, уже сейчас понятно, что в полном объеме реализовать ее к 2030 году не удастся, поэтому имеется необходимость оценки существующей в настоящее время системы органов и их реформирование по реальным финансовым и ресурсным возможностям страны. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Цель работы дать общую характеристику системы органов уголовно-исправительной системы.
Объект исследования уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.
Предмет исследования структура системы органов уголовно-исправительной системы, ее современное состояние и совершенствование.
Задачи:
- Проанализировать этапы исторического развития уголовно - исправительной системы в России.
- Рассмотреть сущность и правой статус основных учреждений уголовно-исправительной системы.
- Раскрыть сущность Концепции реформирования уголовно - исправительной системы, выявить основные проблемы.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых, относящиеся к изучаемой проблеме и создающие необходимые методологические предпосылки для ее дальнейшего исследования. Это работы таких российских ученых как А.В. Бриллиантов, А.И. Зубков, А.С. Михлин, В.И. Селиверстов, а также ряда других ученых.
Нормативную базу работы составляют: Конституция РФ, международное законодательство, уголовно-исполнительное и уголовное законодательство РФ, в том числе ранее действовавшее, ряд ведомственных нормативных актов. Изучены постановления Пленума Верховного Суда РФ.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации: история, понятие и структура
§1.1. Уголовно-исполнительная система России: история становления
Среди особенностей становления отечественной системы исполнения уголовных наказаний можно отметить достаточно поздний переход к гуманистическим принципам содержания заключенных. Существенный вклад внес проект Екатерины II об устройстве тюрем, который предусматривал совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных; впервые предусматривалось раздельное содержание подследственных и осужденных к лишению свободы. К сожалению, заложенные в нем идеи опережали время, и поэтому проект оказался востребован только лишь спустя сто лет.
Тюремная система царской России представляла собой сложный комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и организационно-управленческими структурами. Результатом реформы тюремной системы конца XIX столетия стало образование централизованного тюремного ведомства во главе с Главным тюремным управлением, входящего на первых порах в состав Министерства внутренних дел, а с 1895 года подведомственного Министерству юстиции[2].
Разработка правовой базы российской тюремной системы в основном осуществлялась в течение 30-90 годов XIX века. Два основных правовых документа определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909 г.).
Основу пенитенциарной системы России в дореволюционный период составляли каторга, крепости, тюрьмы, ссылка. На протяжении XIX века происходит, хотя и медленная, либерализация отбывания наказания, в первую очередь, для несовершеннолетних.
Первые нормы Советского государства в области исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 - начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов, и обращений Совнаркома, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны, таких как Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.[3].
Система мест лишения свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаторов и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц.