Актуальность темы курсовой работы определяется тем фактом, что одним из важнейших институтов, стимулирующих правопослушное поведение лиц, совершивших преступление и осужденных к лишению свободы или отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части либо в виде принудительных работ, является условно–досрочное освобождение от отбывания наказания.
Освобождение от наказания – это разрешение, даваемое лицу, совершившему преступление, не выполнять обязанности по отбыванию наказания. Таковыми являются обязанности начать отбывать или продолжать отбывать наказание. В отличие от освобождения от наказания при освобождении от уголовной ответственности разрешается не выполнять ранее возникшую обязанность – подвергнуться наказанию.
Условно–досрочное освобождение от отбывания наказания является разновидностью освобождения от отбывания наказания. Условный характер его заключается в том, что досрочное освобождение от наказания применяется под условием соблюдения освобождаемым определенных требований к его поведению (несовершение в течение неотбытой части наказания нарушения общественного порядка, влекущего наложение административного взыскания; выполнение возложенных на него судом в этот период обязанностей; несовершение нового преступления, обусловливающего отмену условно–досрочного освобождения). Неотбытая часть наказания здесь является своеобразным испытательным сроком.
Применить освобождение от наказания может только суд, другие лица – это делать не вправе.
Объект исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере возникновения правового института условно–досрочного освобождения от отбывания наказания.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие особенности условно–досрочного освобождения от наказания, теоретические воззрения на разрабатываемую проблему.
Цель исследования – является исследование изучить сущность условно–досрочного освобождения от уголовного наказания.
На основании данной цели определены следующие задачи исследования:
– изучить понятие и сущность условно–досрочного освобождения от отбывания наказания;
– выявить применение условно–досрочного освобождение от отбывания наказания;
– рассмотреть право осужденного на ходадайство об условно–досрочном освобождении;
– выявить пути совершенствования правового регулирования условно–досрочного освобождения от наказания;
– проанализировать особенности условно–досрочного освобождения от наказания несовершеннолетних.
Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности ее дальнейшего теоретического применения при изучении всего курса «по уголовному праву».
Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших основные аспекты. В частности, работах М.Н. Марченко, Р.Т. Жегутова, Е.Н. Евстигнеева, М.И. Матузова, Т.Н. Радько, И.В. Михайловского и др.
Методы исследования: для решения поставленных задач в исследовании использовались методы системного и сравнительного анализа, качественной и количественной характеристики рассматриваемых явлений.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
- Общая характеристика условно–досрочного освобождения от отбывания наказания
- Понятие и сущность условно–досрочного освобождения от отбывания наказания
Условно–досрочное освобождение – один из видов освобождения от наказания. Суть его заключается в освобождении осужденного от дальнейшего реального отбывания наказания с условием обязательного соблюдения ряда предписаний, перечисленных в законе и установленных судом в соответствии со ст. 79 и ст. 93 УК [1].
Условно–досрочное освобождение от отбывания наказания должно применяться к лицам, твердо вставшим на путь исправления. Только в подобном случае можно считать, что этим лицам для их окончательного исправления нет необходимости полностью отбывать назначенное судом наказание [2].
Действительно, если очевидно, что цель исправления осужденного достигнута без полного отбывания назначенного ему наказания, то дальнейшее исполнение наказания становится нецелесообразным. Установленная законом возможность подвергнуться досрочному освобождению от реального отбывания наказания является, с одной стороны, средством поощрения осужденных, вставших на путь исправления, а с другой – стимулом для примерного поведения осужденных во время отбывания ими наказания и последующего освобождения от него. В этом виде освобождения от наказания наиболее ярко нашли отражение принципы гуманизма и справедливости.
Условно–досрочное освобождение является одним из наиболее часто применяемых видов освобождения от наказания, поскольку оно может применяться к лицам, совершившим преступления любой категории, и не ограничено категориями осужденных.
УК разрешает условно–досрочно освобождать лиц, отбывающих не всякое наказание, а только наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания (ч. 1 ст. 79 УК). Таковым может быть только лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это единственное срочное наказание, которое может быть назначено в качестве дополнительного наказания [3].
Основанием условно–досрочного освобождения является убежденность суда в том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Под исправлением осужденных понимается процесс формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ). Показатели исправления зависят от вида отбываемого наказания и личности осужденного. К критериям исправления могут быть отнесены: соблюдение всех требований режима, примерное поведение осужденного, добросовестное отношение к труду и учебе [4].
Вывод суда об исправлении лица, отбывающего любой из указанных в ч. 1 ст. 79 УК видов наказаний, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении на протяжении всего срока наказания, а не только во время, непосредственно предшествующее рассмотрению вопроса об освобождении.
Вывод об исправлении лица суд может сделать лишь после более или менее продолжительного отбывания наказания осужденным. Поэтому вторым обязательным основанием применения условно–досрочного освобождения по закону выступает фактическое отбытие определенной части назначенного судом наказания. Размер этой части зависит от категории преступления, за которое лицо отбывает наказание.
Согласно ч. 3 ст. 79 УК РФ условно–досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным [5]:
– не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
– не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
– не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно–досрочно освобождавшемуся, если условно–досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК РФ.
Фактически от бытый осужденным срок лишения сво боды, не зависимо от про должительности на значенного в при говоре срока на казания, не мож ет бы ть менее 6 месяцев.
Из п. «в» ч. 3 ст. 79 УК РФ вид но, что величину факт ически от бытой час ти на казания за кон связывает с опасностью личности тол ько в одно м слу чае: если усл овно–досрочное освобождение от на казания лиц а бы ло от менено по осн ованиям, пре дусмотренным за коном. Повторное рас смотрение во проса об усл овно–досрочном освобождении от на казания во зможно по сле факт ического от бытия лиц ом двух третей срока на казания, на значенного за нов ое пре ступление не зависимо от его тяжести.
В за коне не ре шен во прос о том, какую час ть срока на казания до лжны от быть лиц а, осужденные по со вокупности пре ступлений или по со вокупности при говоров за пре ступления, от носящиеся к раз личным категориям. Например, осужденный от бывает на значенное по со вокупности пре ступлений на казание за пре ступления сред ней тяжести и особ о тяжкое. В по добном слу чае усл овно–досрочное освобождение во зможно по сле факт ического от бытия осужденным не менее двух третей срока на казания, на значенного суд ом по со вокупности пре ступлений [6].
Не ис ключается при менение усл овно–досрочного освобождения от отбывания на казания и в от ношении лиц а, от бывающего по жизненное лишение сво боды. Согласно ч. 5 ст. 79 УК так ое лиц о мож ет бы ть усл овно–досрочно освобождено, если суд ом буд ет при знано, что оно не нуждается в дальнейшем от бывании это го на казания и факт ически от было не менее 25 лет лишения сво боды.
Из это го по ложения существ уют ис ключения (ч. 5 ст. 79 УК РФ). К усл овно–досрочному освобождению не пре дставляются осужденные: со вершившие нов ое тяжкое или особ о тяжкое пре ступление в пер иод от бывания по жизненного лишения сво боды (ч. 2 ст. 176 УИК РФ), а так же зло стно на рушавшие установлен ный по рядок от бывания на казания в течение пре дшествующих 3 лет (ч. 1 ст. 176 УИК РФ) [7].
Условно–досрочное освобождение от на казания при меняется суд ом по месту от бывания на казания осужденным по пре дставлению орган а, вед ающего ис полнением лишения сво боды, а от носительно со держащегося в дис циплинарной во инской час ти – по пре дставлению со ответствующего во енного командования. При по ложительном ре шении во проса суд вы носит определен ие об усл овно–досрочном освобождении осужденного от отбывания определен ного срока на казания. При это м не отбытая час ть на казания не аннулируется. Ее ис полнение при останавливается. И лишь по сле ис течения определен ного срока, равного не отбытой час ти на значенного суд ом на казания (испытательного срока), при со блюдении освобожденным определен ных требований во зврат к ис полнению не отбытой час ти срока ста новится не возможным.
Учитывая, что никаких друг их, кроме пре дусмотренных в ч. ч. 1, 3 и 5 ст. 79 УК РФ, огр аничений в при менении усл овно–досрочного освобождения от отбывания на казания не им еется, от каз в так ом освобождении по любым мотивам, не связанным с оценкой ис правления осужденного и от бытия им час ти установлен ного за коном срока на казания, является не обоснованным. Таким об разом, при на личии этих двух осн ований суд со гласно нов ой ре дакции ч. 1 ст. 79 УК РФ об язан усл овно–досрочно освободить осужденного от дальнейшего от бывания на казания [8].