Введение
Глава 1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2 Усыновление как приоритетная форма устройства детей оставшихся без попечения родителей
2.1. Порядок усыновления
2.2. Отмена усыновления
Глава 3 Альтернативные формы устройства детей оставшихся без попечения родителей
3.1. Основания, порядок установления и прекращения опеки и попечительства над детьми
3.2. Опека, попечительство, права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
3.3. Права детей находящихся под опекой (попечительством)
3.4. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
3.5. Приемная семья
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложения 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Законодатель лишь перечисляет несколько распространенных случаев, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, приобретается также при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы. Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей.
В России издавна было принято, брать детей-сирот на воспитание в семьи. За это им выплачивались деньги из казны. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронажной семье, и патронаж стал сливаться с опекой (попечительством). КоБС уже не предусматривал патронат как способ устройства в семью детей, оставшихся, без попечения родителей.
Сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире (общее количество - порядка 800 тыс.человек, 90 % из них - «социальные сироты», то есть дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием). Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Эти цифры складываются из данных по регионам. В каждом из них реальная ситуация может быть лучше, а может быть хуже, чем в среднем по России, поскольку такое явление, как детская безнадзорность и беспризорность, связано с действием целого ряда факторов, в том числе зависит от социально-экономического положения региона. В Красноярском крае, например, уровень безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних довольно высок, и, по данным Краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, обнаруживает тенденции к дальнейшему росту. Так, в Красноярском крае проживает 18538 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 11541 ребенок находится под опекой (попечительством), 1347 детей – в приемных семьях, 5650 детей – в учреждениях всех ведомств. В 2008 году в Красноярском крае было выявлено и учтено 3589 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Это на 108 детей больше, чем в 2007 году. Из них лишь 483 ребенка являются сиротами.
Из выявленных детей в 2008 году устроены:
- в учреждения внесемейного воспитания – 1005;
- в учреждения профессионального образования – 103;
- под опеку и попечительство – 1755;
- в приемную семью – 149;
- на усыновление – 76;
- возвращены родителям - 430 детей.
Между тем, практика показывает, что существующая система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может реально противодействовать наметившейся социально негативной тенденции увеличения количества таких детей, поэтому в России стала развиваться система приютов. Возрастающее с каждым годом количество приютов, детских домов, приемников-распределителей, с одной стороны, подталкивает государство к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассматривая с 1993г. динамику усыновления гражданами РФ и иностранными гражданами детей, оставшихся без попечения родителей можно сделать вывод о том, что все меньше семей решаются на усыновление (удочерение) (Приложение 1). Так большинство семейных пар предпочитают усыновить (удочерить) ребенка в возрасте до одного года, о чем свидетельствуют данные статистики (Приложение № 2)
Совершенствование существующей системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание является одной из актуальных задач реформирования современного законодательства.
Актуальность темы исследования объективно предопределена также тем, что действующее законодательство в данной сфере носит несовершенный характер. Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики, что не способствует эффективности их применения и решению стоящих перед обществом задач.
Действующее законодательство, в первую очередь Семейный кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», ряд Постановлений Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ нуждаются в дополнениях и изменениях. В частности, законодательно не определены понятия устройства детей и форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не сформирована система таких форм, не урегулированы ряд содержательно принципиальных положений, касающихся усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи как форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, определяющие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего - интересов ребенка.
Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, регулирующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также основные научно - теоретические концепции по проблематике темы.
Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе как отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей так и их системы в целом.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- сформулировать и теоретически обосновать понятия «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей;
- привести в систему существующее многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
- установить правовую природу усыновления, отграничение его от родительских правоотношений;
- определить основания и условия отмены усыновления;
- исследовать проблемы установления опеки (попечительства), систему прав и обязанностей опекунов (попечителей);
- проанализировать нормативную базу, регламентирующую создание и осуществление деятельности приемной семьи, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- исследовать федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов РФ, регулирующие формы устройства детей, не предусмотренные Семейным кодексом РФ;
- подготовить предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.
1 Гражданский кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994г.): //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». – Последнее обновление 23.12.2010г.
2 Семейный кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.): //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». – Последнее обновление 23.12.2010г.
3 Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». – Последнее обновление 01.03.2011г.
4 Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». – Последнее обновление 23.12.2010г.
5 Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.) // Российская газета от 11.08.1998. № 49
6 Федеральный закон от 16.04.2001г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». – Последнее обновление 23.12.2010г
7 Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 года № 143-ФЗ //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». – Последнее обновление 01.03.2011г.
8 Распоряжение Президента РФ от 13 декабря 2000 г. N 565-рп "О выделении средств для обеспечения социальной защиты детей"//СЗ РФ. 2000. N 51. Ст. 4989
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 30 марта 1998 г.) //СЗ РФ 1995. № 28. Ст. 2693.
10 Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. N 829 "О приемной семье"//СЗ РФ 1996. N 31. Ст. 3721.
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.96 № 1092 «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». //СЗ РФ. 1995. № 39. Ст. 4562.
12 Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изм. и доп. от 4 апреля 2002 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 11. Ст.11.
13 Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 195 (ред. от 1 февраля 2005 г.) «О детском доме семейного типа» // СПС «КонсультантПлюс»
14 Постановление Правительства РФ от 10.03.2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи"// Российская газета от 12.03.2005. № 29
15 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.09.96 № З32 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996. № 8.
16 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.12.95 № З69 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» //Российские вести."1996. № 77.
17 Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 16.02.93 № 50 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» //Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1993. № 6. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 февраля 1992 г. Регистрационный номер 155.
18 Антокольская М.В. Курс лекций по семейному праву. - М., Наука. 1995. - 90с.
19 Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.-Юристъ, 2002. - 336 с. ISBN 5-7975-0234-8 (в пер.)
20 Беспалов Ю. Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2004.- 195с.
21 Беспалов Ю.Ф. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. - 1997. - №1. -70с.
22 Беспалов Ю.Ф. Определение места жительства ребенка // Российская юстиция. 2002. № 2.- 140с.
23 Беспалов Ю.Ф. Основания и порядок лишения родительских прав // Российская юстиция. 2000. № 12. 70с.
24 Воронина З.И. Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: СПб.,1993. 120с.
25 Гаврищук В.В., Зарубин М.А. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: на примере Министерства образования РФ//Право и образование. 2002. № 1.-150с.
26 Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. СПб., 1911.
27 Гонгало Б.М. Основные начала семейного законодательства // Семейное и жилищное право. 2006. № 2. С. 9—13.
28 Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.Семейное право: Учебник, М.: Статут, 2008.— 302 с. ISBN 978-5-8354-0407-0.
29 Еремичева И.А. Семейное право. Альбом схем: Учебное пособие, 223 с. - (Серия «Высшее образование»). ISBN 5-16-001232-Х
30 Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. -.М., Наука. 1977. - С. 110.
31 Кабышев О.А. Усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. - М. БЕК. 1998. - 240с.
32 Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2003 –155с.
33 Косова О. Особенности международного усыновление детей // Законность. - 2001. - №1. – 60с.
34 Кузнецова И.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. - М. Юрайт. 2000. – 270с.
35 Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика (под ред. д.ю.н., профессора Р.П. Мананковой). - "Волтерс Клувер", 2004 г. 166с.
36 Михеева Л.Ю. Ответственность родителей за воспитание детей: направления реформы законодательства // Семейное и жилищное право. 2005. № 4.
37 Нечаева А.М. Новый Семейный кодекс // Государство и право. - 1996. - №6. – 140с.
38 Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. - М., БЕК. 1998. – 320с.
39 Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. - М. Юрист. 2003. – 430с.
40 Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. — 688 с.
41. .......