Введение
Глава 1. Понятие и содержание правоотношений между родителями и детьми
1.1. История развития законодательства, регулирующего правоотношения между родителями и детьми
1.2. Понятие правоотношений между родителями и детьми
1.3. Сущность правоотношений между родителями и детьми
Глава 2. Права и обязанности родителей
2.1. Основные аспекты родительских прав и обязанностей
2.2. Содержание родительских прав и обязанностей
2.3. Защита родительских прав
Глава 3. Ответственность за нарушение родительских обязанностей
3.1. Лишение родительских прав
3.2. Ограничение родительских прав
3.3. Алиментные обязательства
Заключение
Библиография
Приложения
Целью настоящего исследования является комплексное изучение прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей в России.
Научная задача – определить проблемы правового регулирования прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей и пути их разрешения.
Исследовательские задачи:
- исследовать историю развития законодательства, регулирующего правоотношения между родителями и детьми;
- проанализировать понятие и сущность правоотношений между родителями и детьми;
- охарактеризовать основные аспекты родительских прав и обязанностей;
- охарактеризовать содержание родительских прав и обязанностей;
- рассмотреть особенности защиты родительских прав;
- исследовать правовые аспекты лишения и ограничения родительских прав;
- охарактеризовать виды алиментные отношения родителей и детей;
- на основании проведенного анализа, выявить проблемы в исследуемой сфере, и рассмотреть дальнейшие пути развития и совершенствования законодательства РФ о правоотношениях родителей и детей.
Объектом настоящего исследования являются нормы российского законодательства, регламентирующие особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей.
Предметом настоящего исследования выступают правоотношения, складывающиеся в сфере реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей.
Методологической базой настоящей работы является комплекс частно-научных и специальных методов познания; системный, комплексный, сравнительно-правовой, нормативно-логический, конкретно-исторический, системно-структурный, функциональный методы.
Эмпирической базой настоящего исследования необходимо считать действующее законодательство РФ, нормы международного права, а также выводы правоприменительной практики, касающиеся прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей.
Положения, выносимые на защиту:
- Равенство прав родителей выступает одним из основных принципов осуществления родительских прав. Каждый из родителей обладает по отношению к ребенку теми же правами и несет те же обязанности, что и другой родитель.
- Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка. Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества.
- Родители действуют в интересах детей, однако, в зависимости от того, как родители осуществляют свои представительские функции, можно говорить о качестве осуществления ими родительских прав и обязанностей. Право на представительство и защиту интересов детей их родителями является средством восполнения отсутствующей (полностью или частично) у детей дееспособности, средством реализации правосубъектности детей.
Теоретическая значимость работы определяется сделанными в ходе работы научными выводами, рекомендациями и разработанными на их основе предложениями, направленными на осмысление конституционного принципа равенства родительских прав и обязанностей, совершенствование практики законодательного регулирования родительских правоотношений в аспекте равноправия родителей.
Практическая значимость исследования.
Результаты, выводы, предложения и фактический материал исследования могут представлять интерес для правоведов, социологов, психологов, педагогов, работающих в области изучения прав человека, и в частности родительских прав и обязанностей. Положения и рекомендации исследования могут быть использованы при подготовке и преподавании курса «Конституционное право Российской Федерации», «Семейное право России», в разработке специальных курсов по правам человека, создании научно-методических и учебных пособий, а также в разработке и совершенствовании нормативных актов различного уровня, направленных на обеспечение конституционного принципа равенства и преодоления дискриминации в родительских отношениях.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на подпункты, заключения и библиографии. Также в работе имеются приложения.
Глава 1. Понятие и содержание правоотношений между родителями и детьми
1.1. История развития законодательства, регулирующего правоотношения между родителями и детьми
Важное значение имеет исторический аспект возникновения и развития правоотношений между родителями и детьми.
Изучение генезиса возникновения и развития правоотношений между родителями и детьми в России позволяет выявить особенности развития законодательного регулирования правоотношений между родителями и детьми в нашей стране на протяжении развития всех семейных отношений.
Левушкин А.Н. указывает, что «изучение исторических документов и нормативно-правовых актов приводит к выводу, что необходимо разработать единообразную практику при реализации и защите прав и обязанностей родителей и детей в России и выработать единый теоретический подход к основным положениям и механизмам данных отношений»[1].
Считается, что достоверных источников о положении детей в семье и обществе, о родительских правах в далеком прошлом России не имеется[2]. В то же время на основании разрозненных, обрывочных сведений установлено, что власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана уже во времена язычества. Об этом же свидетельствует Русская правда, Кормчие книги, Соборное уложение 1649 г. и другие источники русского права. Родительская власть была весьма сильна: родители могли применять физические наказания к детям, отдавать детей в холопство, постригать в монахи. «Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний, государство принципиально в эти отношения не вмешивалось»[3].
Соборное уложение 1649 г. указывает возраст совершеннолетия. По наступлении 15 лет кончается «малолетство», а с достижением возраста 20 лет прекращается несовершеннолетие[4]. Уложение 1649 г. предоставляло родителям право отдавать своих детей в услужение «в работу на урочные годы» или записывать вместе с собой детей в кабальное холопство[5]. По словам М.Ф. Владимирского-Буданова, это разительный пример для истории права, как незаметно и последовательно изменяется «рабское отношение» к ребенку, превращаясь в обязанность родителей «давать обучение и заботиться об их кормлении», а «древнее право на жизнь детей» постепенно переходит «в право наказания их в интересах воспитания». Соборное уложение царя Алексея Михайловича запрещало «не только не давать детям суда по жалобам их на родителей, но и бить их кнутом за принесение жалоб, а потом отдавать родителям». Справедливое мнение по этому поводу высказывает А.М. Нечаева: по существу, это лишало детей права на обращение в суд с челобитной на родителей[6], ограничивало право ребенка на защиту.
В петровские времена смягчается власть родителей над детьми: родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
При Екатерине II активно развивается система учреждений для детей-сирот: она занимается созданием специальных государственных учреждений - воспитательных домов для оставшихся без семьи, брошенных родителями детей. Несмотря на те преобразования, которые были сделаны в отношении детей при Петре I, а затем во времена царствования Екатерины II, ребенок субъектом правоотношений не стал, а по-прежнему находился в подчинении родителей.
Как пишет К.П. Победоносцев, «главнейшие проявления родительской власти в период полного действия оной относятся к праву воспитания и к праву наказания... Государственная власть вообще не вмешивается в это дело частной домашней жизни... но есть предметы воспитания, почитаемые настолько важными для государства и общества, что некоторые законодательства объявляют их обязательными для всех и каждого. Эти предметы - религиозное воспитание и школьное обучение»[7].